Главная Культура Афиша 00:05 19 Марта 2014 3260
В борьбе за зрителя театры налегают на эпатаж

Петербург превращается в столицу абсурда

Людмила БЕЗРУКОВА

В столицу абсурда медленно, но верно превращается театральный Петербург. А зрители чувствуют себя подопытными кроликами под разговоры о «новом творческом пространстве, где нет внутренней цензуры и рамок». Сиди и смотри.

Тон задают прославленные репертуарные театры. Вот на сцене нечто вроде мрачной тюремной камеры (а может, карцера в психушке) с металлической дверью. По эту сторону двери, то есть в камере (психушке), — старая неопрятная женщина. Она качается вперед-назад в такт грохочущей за ее спиной турбине, трясет грязными волосами, что-то глухо мычит. По другую сторону вальяжно восседают молодые люди во фраках. Когда мычание, затянувшееся до отчаянного гула, наконец затихает, один из тех, кто во фраке, отворяет дверь, входя (как вдруг выясняется) совсем не в камеру, а в номер престижного отеля. После ряда реплик, пересоленных вульгарностью, выясняется, что все раскачивания дамы — от страстного желания родить на старости лет: раньше было некогда.

Это — Александринский театр, его Новая сцена, спектакль Николая Рощина «Старая женщина высиживает». Премьера состоялась в конце февраля. Зная одноименную пьесу поляка-абсурдиста Тадеуша Ружевича, можно было, конечно, предположить подобное. Но ожидания превзошли все предположения. Тут и половой акт в масштабе 1:1. И сцена с «родами» старухи, исполненная за фиговым листком спущенного на авансцену прозрачного экрана. Все это не мешает персонажам продолжать орать, турбине-вентилятору — грохотать, а зрителям недоумевать, для чего сия какофония звуков и образов. Не спасает и появившийся внезапно и без всякой связи с происходящим на сцене епископ папы римского. Как и сам папа...

Новая сцена — без сомнения, одна из лучших среди театральных пространств современного Петербурга. Ее открыли без малого год назад рядом с историческим зданием. Оснащена она каким угодно светом, звуком... Чем Николай Рощин в течение полутора часов и пользуется, добивая вместившихся в зал-трансфомер 300 зрителей не столько даже эпатажем, сколько полным отсутствием смысла в представленном «аттракционе глупости». Жаль хороших актеров... Не отстает от Новой Александринки и театр «Русская антреприза» имени Андрея Миронова. Здесь тоже любят эксперименты. И слава богу, воскликнут многие, как театру без этого! Вопрос — во имя какой идеи? Премьерный спектакль «Мадам Бовари» в постановке Андрия (как с некоторых пор он просит себя называть) Жолдака, изначально заявившего себя на российской сцене как режиссера эпатажа. Классический текст Флобера в избытке разбавлен отборным матом. Видимо, без него зазвать зрителя на эксцентричную работу, в которой самого Флобера днем с огнем не сыскать, было бы вообще невозможно.

На фоне этих двух спектаклей «Алиса» в БДТ в постановке Андрея Могучего, нового худрука прославленного театра, воспринимается чуть ли не шедевром. Можно говорить о перенасыщенности действа любимыми «примочками» Могучего (например, активное вовлечение в театральный процесс зрителей), чрезмерном количестве и пестроте персонажей... Да и сама пьеса, в основе которой — переделанная постановщиком почти до неузнаваемости сказка Льюиса Кэрролла, чересчур напыщенна, претендуя на философские глубины. Но зато в ней актеры не матерятся по поводу и без, не обнажаются без особых причин, не сливаются в животной страсти. Уже хорошо!

Приятным исключением в этой вакханалии февральско-мартовских петербургских премьер стал спектакль Молодежного театра «Дом Бернарды Альбы». Пьеса испанца Федерико Гарсиа Лорки, написанная в 1930-х годах, поставлена Евгением Титовым как глубокая и своевременная история. Получился спектакль о любви и вере, о каждом из нас, о тех, кто любить не умеет, но очень хочет научиться. Оттого, уверена, он обречен на искреннее зрительское внимание — и без острой приправы в виде мата и прочих вульгарностей.

Афиша 00:15 / 14 Ноября 2025 5022
Громче, чем бомба

На экраны выходит фильм «Сентиментальная ценность», завоевавший Гран-при Каннского кинофестиваля

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Снял картину Йоаким Триер — дальний родственник великого и ужасного Ларса фон Триера. Пока Ларс борется с болезнью Паркинсона, Йоаким, автор обласканных фестивалями фильмов «Реприза», «Осло, 31 августа»,...

Как Федор Достоевский полтора века назад рассказал о нашем нынешнем обществе

Ирина Смирнова
Труд

В Петербурге открылась замечательная выставка, посвященная роману Федора Достоевского «Подросток». «Треснули законы общества под революцией реформ. Замутилось море. Исчезли и стерлись определения и границы добра...

На экраны выходит фильм «Умри, моя любовь» из программы Каннского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Сняла его британка Линн Рэмси, опытный фестивальный боец. Она дважды побеждала в Каннах с коротким метром. На Лазурном берегу показывали ее полнометражные ленты «Крысолов», «Морверн Каллар», «Что-то...

Афиша 00:05 / 05 Декабря 2025 3731
Любовь и честь Карла Росси

Петербург празднует 250-летний юбилей зодчего, придавшего неповторимый облик городу на Неве

Ирина Смирнова
Труд
Фото: © Страница Музея истории Санкт-Петербурга в VK. Фото: https://vk.com/spb_museum

В Инженерном доме Петропавловской крепости открылась выставка, посвященная творчеству Карла Росси (1775-1849) — непревзойденного мастера русского ампира, создателя уникальных по великолепию архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга,...

В прокат выходит русско-таджикский боевик о пограничнике в отставке

Евгения Заболотских
Труд
Фото со съемок к/ф «Тропа гнева», kinopoisk.ru

В прокат выходит фильм «Тропа гнева». В главных ролях — Максим Дрозд, Анфиса Черных, Артем Ткаченко и Екатерина Стеблина. Русско-таджикский боевик о пограничнике в отставке, который готов на все,...

Афиша 00:01 / 21 Ноября 2025 3133
Размороженный

Новый фильм Егора Михалкова-Кончаловского «Авиатор» снят по роману Евгения Водолазкина

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Сначала прилетел орлан-белохвост, а может, другая гордая птица — нарисовано-то компьютером. Орлан плавно кружил над тайгой, пока в кадре его не сменил Соловецкий архипелаг (тут уж не ошибешься —...

Как в Музее русского импрессионизма вспомнили Гиляровского

Елена Широян, искусствовед
Труд
Музей русского импрессионизма

Редкий случай: музейный артпроект посвящен журналисту! Пусть и в честь 170-летия легендарного репортера и бытописателя Москвы. Столица в фокусе внимания на равных с юбиляром, и залы полны ее ландшафтов,...

В основе постановки МТЮЗа «Дядя» - знаменитый чеховский «Дядя Ваня»

Анна Чепурнова
Труд
Фото Елены Лапиной предоставлено МТЮЗом

Зачем тревожить вечную классику, пытаясь перенести героев и действие из времени, где они родились и жили, в наш суетный век? Ответ на этот вопрос можно найти на сцене Московского театра юного зрителя, где состоялась...

Афиша 00:04 / 28 Ноября 2025 2421
Русский собрат Леонардо

Московский Центр «Зотов» показывает крупнейшую выставку Владимира Татлина. И это - событие!

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото Евгения Баранова Центр «Зотов»

В декабре исполнится 140 лет со дня рождения Владимира Татлина — художника, конструктора, изобретателя. Автор всемирно знаменитой Башни III Интернационала считается одним из столпов русского авангарда, однако широкому...

Разговор с Билли Новиком о музыке и других радостях жизни

Татьяна Болотовская
Труд
Фото из открытых источников

25 лет назад в Питере родилась группа Billy’s Band, очень скоро покорившая сердца тех, кто любит импровизацию в музыке и в жизни. Основателю коллектива, автору песен и вокалисту Билли Новику недавно исполнилось...

На наши экраны выходит фильм «Звук падения» - лауреат Каннского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Картина, представляющая немецкое кино, завоевала Приз жюри. Он не самый значимый в каннской иерархии, но достаточно весомый для того, чтобы привлечь к картине внимание мировой киноэлиты. Германия уже выдвинула «Звук...

Афиша 00:01 / 12 Декабря 2025 2196
Себя как в зеркале я вижу...

Русский музей и Эрмитаж представили в своих залах исторические портреты

Людмила БЕЗРУКОВА
Труд
Боровиковский В.Л. Портрет Е.А. Нарышкиной. начало 1790-х гг Фото: © Русский музей

Два равно уважаемых петербургских музея — Русский и Эрмитаж — представили в своих залах исторические портреты. Работы великих мастеров прошлого и настоящего из собственных коллекций здесь соседствуют...

Афиша 00:04 / 12 Декабря 2025 2056
Взгляни в лицо обреченных

Эти музейные экспозиции возвращают нас к людям и событиям, происходившим на Сенатской площади

Елена Широян, искусствовед
Труд

Двухсотлетие с момента восстания декабристов, которое считается одним из ключевых событий русской истории, в наших музеях получило довольно аскетичный отклик. В Москве это прежде всего выставка в Государственном музее...

Афиша 00:03 / 12 Декабря 2025 1859
А завтра была война

Вахтанговцы оживили последние предвоенные годы

Любовь Лебедина
Труд
Егор Разливанов, Анна Ляхова. Фото предоставлено пресс-службой Театра им. Евг.Вахтангова

В Театре имени Вахтангова впервые поставлен спектакль под названием «Первая любовь последнего года» по роману Юрия Слепухина «Перекресток». На сцене оживает 1941 год, и вчерашние школьники уже...

Афиша 00:01 / 05 Декабря 2025 1657
Полпланеты прошагал

В Пушкинском музее столицы собрали большую выставку Марка Шагала из российских коллекций

Елена Широян, искусствовед
Труд
Марк Шагал, Над городом, 1914–1918. Фото: globallookpress.com

Масштабы выставки «Марк Шагал. Радость земного притяжения», открывшейся к 40-летию кончины художника, превзошли все прежние показы этого мастера в стенах ГМИИ. Первый раз такое мощное шоу здесь случилось в 1987-м,...

Афиша 15:30 / 20 Декабря 2025 966
Мятеж или восстание?

В России уже два века об этом спорят - и ответы зависят от того, какая эпоха на дворе

Ирина Смирнова
Труд

«Перед нами история последнего гвардейского переворота и первого штурма Зимнего» — такими словами директор Эрмитажа Михаил Пиотровский открыл выставку «14 декабря 1825 года», посвященную 200-летию...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?