Главная Культура 18:41 19 Апреля 2021 3316
Курентзис – жрец «Юпитера»

Оркестр musicAeterna воссоздал «веселую драму» моцартовских симфоний

Сергей Бирюков
С музыкой Моцарта у Курентзиса особая история отношений. Фото © Stas Levshin предоставлено пресс-службой musicAeterna

То, что Теодор Курентзис и его musicAeterna специалисты по Моцарту, не новость, но как же радостно вновь и вновь в этом убеждаться. Притом что на этот раз (12-13 апреля в Большом зале Московской консерватории) звучала не оперная, не ораториальная, (в последние годы более для нас привычная в репертуаре коллектива), а самая что ни на есть чистая симфоническая музыка. Да такая, где не скрыться за грифом «редко звучащее»: 40- я и 41-я симфонии. Где исполнитель попадает под перекрестный огонь сравнений с десятками классических интерпретаций, среди которых и романтизированные версии Караяна, и скрупулезно-академичное воспроизведение Баршая, и «озоновая», как от электрофорных машин XVIII века, свежесть аутентики Арнонкура…

Курентзиса мы тоже знаем как фанатичного аутентиста. И на сей раз были жильные струны, натуральные медные, строй, как мне услышалось, примерно на четверть тона ниже современного… Но не было того, что раньше порой вызывало… скажу осторожно – вопросы: нарочитого заострения фраз, когда в каждом (каждом!) самом малом мотиве был свой акцент-кульминация и провал почти в неслышимость в конце. От этой манерности не осталось и следа. А пластика – сохранилась полностью, более того: став естественными, фразы заговорили, как живые существа. Вернее, как согласный, очень сложно и цельно устроенный хор голосов, рассказывающих нам, какой представлялась Моцарту 233 года назад идеальная звуковая вселенная, и что он хотел донести до нас сегодняшних, и до тех, кто будет слушать это еще через 233 года, и еще через 233.

Опять-таки – никакой нарочитой ускоренности темпов, которую почему-то, по одним им ведомым причинам, многие аутентисты взяли за догму (они что, слышали записи фирмы «Мелодия» того времени?). Из-за которой терял в значительности (опять же на мой слух) Реквием того же Моцарта в исполнении того же Курентзиса. Теперь музыка развивалась ровно в тех темпах, какие ей, мне кажется, предписаны самим естеством. Мелодии, сохраняя спектрально чистую безвибратность, наполнялись живой звуковой плотью. Секвенции, оставаясь ясно-структурными, обретали напряженность внутреннего диалога: мотив-вопрос – мотив-ответ.

Особенно яркое впечатление произвела 41-я. Курентзис и обставил ее по-особому, «отселив» изумительную 40-ю в первое отделение, а без того грандиозному «Юпитеру» (как по двухсотлетней традиции называют эту партитуру) предпослав сочинение, благодаря ему, Теодору, тоже ставшее у нас репертуарным – Масонскую траурную музыку. Благо тому и тональность «до» способствовала, и возникший параллелизм со структурой «от трагедии к веселью», точнее, к «веселой драме», знакомой нам по увертюре к «Дон Жуану». В «веселой драме» последней моцартовской симфонии ведь тоже много и областей тьмы, и, особенно во второй части, прямой боли. Которую, впрочем, чувство такта не дало исполнителям гипертрофировать в пафос, а сохранило на уровне той идеальной эмоциональной гармонии, каковая на всем белом музыкальном свете и есть, наверное, у одного только Моцарта. Кстати, трогательный штрих – некоторые музыканты, прежде всего духовики, чей звук особенно чуток к малейшим колебаниям их собственного психофизического состояния и к состоянию окружающего воздуха, остались в перерыв на сцене и тихонько выгрывались-вслушивались в созвучия будущей Trauermusik, превратив даже сам антракт в преамбулу к финальному грандиозному симфоническому диптиху, в один из малых спутников главной моцартовской планеты-симфонии.

А в этой царственной «планетарной» партитуре я бы выделил как сферу особого света финал. Он и самому Моцарту, мне кажется, должен был быть дороже всего остального – настолько сложное, многотемное и вместе с тем цельно-устремленное, как возносящийся к небу собор, здание выстроилось в сознании композитора. Пожалуй, ни у кого, как у Курентзиса, я не слышал такой ясности, слитности и структурности пятитемного фугато коды, как в этой интерпретации, заставившей поверить, что ничего прекрасней и ослепительней этого не было и не будет в музыкальном мире создано.

Одно замечание. То, что Курентзис – антипод Караяна или Мравинского по части сценического поведения, общеизвестно. Скорее всего, судя по сохранившимся словесным описаниям и рисункам (часто шаржевого свойства), он продолжатель стиля Малера. И, очевидно, оркестрантов musicAeterna именно такая наэлектризованная до степени жреческого действа или шаманского камлания манера заводит до нужной кондиции. Но слушателя (упорно в наш зрительский век называю так себя, прирожденного меломана) этот «балет лица», да и вообще балет за дирижерским пультом может отвлекать. По крайней мере автора этих строк он отвлекал даже во втором амфитеатре, куда милостью организаторов меня пустили в первом отделении (а звук в Большом зале консерватории всюду роскошный), но в 3-м ряду партера, куда собственной наглостью я переселился во втором отделении, это пантомимическое шоу просто сильно мешало.

Впрочем, далеко не всем. Поговорил потом с несколькими товарищами по счастью быть на этом вечере – им как раз увиделось-услышалось высокое единство музыки и жеста. Да и мне в конце концов ничего не стоило закрыть глаза…

Счастливы петербуржцы – Курентзис и musicAeterna уже почти два года их земляки и могут увлекать своей игрой постоянно. Впрочем, и в Москву подопечные Теодора приезжают с завидной регулярностью – раз в несколько месяцев, а только что, знаю, и Нижний Новгород посетили. Откуда столько сил в ковидную пору! Не иначе как вправду их лидер – ну точно шаман! – знает источник вселенской энергетической подпитки.

Культура 00:51 / 24 Октября 2025 23107
Высоцкого обнулили

Новый фильм «Алиса в Стране чудес» не вызывает никаких эмоций, оставляя после себя ощущение зияющей пустоты

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Главная героиня Алиса в исполнении Анны Пересильд. Фото из открытых источников

Сказка «Алиса в Стране чудес» была написана в 1865 году английским математиком, поэтом, прозаиком Чарльзом Лютвиджем Доджсоном и опуб-ликована под псевдонимом Льюис Кэрролл. Первые рецензенты посчитали, что «перегруженные...

На этот раз загребущие ручки девелоперов дотянулись до легендарных Бердовских заводов

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
На Матисовом острове в 1792 году был основан первый в Петербурге частный механический и литейный завод

Петербургские градозащитники обратились к руководству ООО Fizika Development с просьбой не сносить постройки «Франко-русских заводов», а интегрировать их в свой проект застройки. Речь идет о Матисовом...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Разговор с издателем детских книг Михаилом Визелем

Дарья Сомова
Труд
За пять лет в серии «Ласка Пресс» (ИД «Городец») вышло немало роскошно иллюстрированных, переведенных с итальянского, французского и испанского детских книг

В череде осенних событий, связанных с детской литературой, - а это и первый форум детских писателей в обновлённом Союзе писателей, и ежегодный фестиваль детского чтения в РГДБ, - есть и такое: пятилетие серии «Ласка-Пресс» (ИД «Городец»),...

Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова отмечает свое 125-летие

Ирина Муравьева
Труд
Более 700 произведений включает сегодня репертуар Хоровой капеллы – от русской духовной музыки и народных песен до опер, ораторий, рок-музыки и эстрады

Искусство Хоровой капеллы Юрлова известно нам хотя бы потому, что голоса ее звучат в фильмах «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Мы из Кронштадта» и других культовых...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

«Я сделаю предложение, от которого невозможно отказаться». Помните зловещую фразу, которую произносит дон Корлеоне в знаменитом романе Марио Пьюзо «Крестный отец»? Между прочим, автора той книги, как и создателей...

Странная профессия для мужчины, осевшего в русской глубинке: артист-вокалист

Андрей Гореловский, Луховицы, Московская область
Труд
По словам Владимира Константиновича, ему хочется, чтобы артисты пели, а не открывали рот под фанеру. Фото автора

Не слесарь, не пекарь, не шофер, не строитель, а певец, преподаватель вокала. Знакомьтесь: Владимир Романов, творческий человек и дачник-удачник из подмосковных Луховиц. Родился в Тольятти в 1965 году,...

Культура 00:16 / 24 Октября 2025 5492
Трамп обрушил рейтинги

Причина этому – взаимоисключающие заявления самого, наверное, беспокойного президента США за всю историю этой страны

Сергей Беднов
Труд
Болтовня неистового Донни нанесла удар по самой неожиданной цели: российским политическим ток-шоу. Фото: CNP/AdMedia, globallookpress.com

Минувшим летом Госдума выдвинула законопроект, направленный против магов, тарологов и прочей публики, морочащей доверчивым гражданам головы. Правительство тогда народных избранников не поддержало. А зря. Разве можно считать нормальной...

Культура 21:01 / 25 Октября 2025 5367
«Бригада» на совести

«Это преступление перед Россией, в котором я участвовал», - заявил Павел Майков (Пчела)

Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Павел Майков, прославившийся ролью Пчелы в знаменитой гангстерской саге, осудил знаменитый проект. «Никто не думал, как прогремит сериал про конченых отморозков. Когда показывали «Бригаду», улицы пустели, преступность...

«Подвижек нет», - сообщил сам автор программы Никита Михалков

Труд
Фото: Никита Михалков/news.ru, globallookpress.com

Телевидение широко отмечает 80-летие Никиты Михалкова, показывая как фильмы, так и спецпроекты, посвященные режиссеру. В ходе одного из интервью юбиляра спросили, когда уж наконец его авторскую программу «Бесогон»,...

Культура 20:01 / 18 Октября 2025 3867
Американец гадит

«Американец» - так будет называться криминальный сериал, действие которого происходит в 1949 году

Труд
В Фильме снимаются Антон Шагин и Любовь Константинова. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

Думал ли наш зритель, когда с упоением смотрел «Место встречи изменить нельзя», что пару десятков лет спустя производители сериалов один за другим начнут штамповать кино о борьбе с послевоенным бандитизмом? «Крик совы»,...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?