Главная Культура 00:04 19 Сентября 2014 1781
«Золотить гнилье не будем!»

Директор уникального музея-театра в Останкино Геннадий Вдовин делится дерзновенными планами

Виктория Пешкова

На этой неделе в Москве проходила знаковая международная конференция «Уникальный памятник архитектуры конца XVIII века дворец-театр в Останкине в контексте международного опыта реставрации и сохранения дворцовых комплексов: новый взгляд на старые проблемы». Перед началом масштабной реставрации в музей-усадьбу пригласили видных представителей мирового музейного сообщества. Важность такого разговора трудно переоценить, как и опыт тех, кто уже прошел между Сциллой планов и Харибдой суровых реалий. Неудивительно, что беседа корреспондента «Труда» с директором музея в Останкино вышла далеко за пределы обсуждения судьбы замечательного памятника.

Геннадий Викторович, конференцию такого масштаба «Останкино» проводит впервые. Будете обращаться к граду и миру?

— Именно так. Знакомить научное сообщество с проблемами, которые перед нами стоят. Такая форма получения информации людям нашего цеха привычней интернета. К тому же мы приглашаем коллег из немецкого Сан-Суси и шведского Дротт-нингхольма, голландских специалистов по реставрации бумажных обоев. Хотим пообщаться с теми, кто имеет опыт работы с деревянными памятниками, особенно с теми, кто уже пережил подобный реставрационный кошмар.

— Бюджет уже известен?

— Только приблизительно. Точные цифры появятся при разработке проектной документации, а это можно будет делать только после утверждения самого проекта.

— Сколько продлится «эпоха Возрождения»?

— Тоже пока сложно сосчитать. Но мэр столицы Сергей Собянин на пресс-конференции в парке «Останкино» сказал: торопиться не будем. Нас это радует — не хочется золотить гнилье и сдавать его под фанфары к какой-нибудь круглой дате.

— Проект реставрации Останкинского дворца начали разрабатывать еще два года назад. Вы довольны результатом?

— Это очень непростая работа. К чести зодчих, они презрели свое архитектурное высокомерие и вникли в наши проблемы. Так что проектом мы в целом довольны. Сейчас он идет на экспертизу. Это займет три-четыре месяца. Если проект утвердят, будет объявлен тендер на проведение работ, а сами работы тогда начнутся будущим летом.

— Многие москвичи опасаются, не постигнет ли «Останкино» судьба «Царицыно», где, как известно, именно золотили гнилье и «поправляли руины новостроем»...

— Чтобы преодолеть «царицынскую фобию», мы работаем в социальных сетях: на страницах музея постоянно докладываем, что происходит. Выиграли грант в номинации «Первая публикация» конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» фонда Потанина. На эти средства сделаем сайт, где будем рассказывать о реставрации буквально в пошаговом режиме — не просто что делают, а почему на каждом этапе принимается то или иное решение.

— То есть в данном случае полагаетесь на интернет, тогда как повальную компьютеризацию музейного дела вы не одобряете?

— Меня она настораживает. Музей призван дарить человеку чувство подлинника, а мы призываем посетить его виртуально, заменяя подлинник копиями. То есть отдаляем человека от истинного, ведя его к виртуальному. Кому-то и копии вполне достаточно, но чем больше копий мы будем производить, тем больше народа ими и удовлетворится. Но вопреки распространенному мнению, сегодня и молодым виртуальность приелась, не так интересна. Я не раз слышал от хороших, умных мальчишек: «Это для вас компьютер все еще чудо, а мы в этом родились, так что дайте нам подлинное — потрогать, понюхать...»

Это очень важный нюанс. Зачастую власти легко покупаются на все, что модно, дешево и сердито. Гораздо дешевле выложить на сайте картинки, чем реставрировать те же памятники и коллекции, устраивать выставки с неизбежными страховками и транспортировками. Но надо ясно представлять: если эта тенденция победит, это будет одно из самых крупных поражений в культурной политике.

— Кстати, знающий народ с азартом обсуждает проект «Основ» этой самой культурной политики. Вы как к нему относитесь?

— Проделана огромная работа, но я не очень понимаю, что нам, служителям культуры, этот документ даст. Тут действует какая-то цыганская логика — чего этих чад мыть, мы же новых нарожаем! По закону об охране памятников никто никогда не был наказан — даже рублем не поплатился. Направить бы энергию депутатов на то, чтобы заставить работать существующие законы. И не надо говорить, что они несовершенны, — совершенного законодательства не бывает в принципе. И увеличение количества законов не делает существующие лучше. Каков будет статус нового документа?

— По идее он ляжет в фундамент Стратегии развития культуры до 2025 года.

— Какой будет эта стратегия — плохо представляю. Но при нынешнем бедственном положении культуры переводить пар не в турбину, а в свисток вряд ли разумно. За всем этим камланием деньги стоят пока виртуальные. На его основе вряд ли кто-то будет перекраивать бюджет.

— В «Основах» есть отдельная глава о защите русского языка...

— Да не нужно его защищать! Сам справится. Переварит и это англоязычное нашествие, как переварил франкоязычное в XVIII и в первой половине XIX века и немецкоязычное — во второй. Конечно, я с некоторой завистью смотрю на братьев-чехов, которые в свое время сознательно образовывали для иностранных слов отглагольные существительные: самолет — летадло, пароход — плавидло. У них был давний прецедент: театр — дивидло, от слова «диво». Потому и автомобиль можно назвать ездадло или ездидло. У нас Шишков попробовал — не прошло.

— От нецензурщины его тоже защищать не надо?

— Нет! Давайте защитим русский мат от нецензурной брани. Ругаться матом — дело нехитрое. Хитрое дело — говорить на нем. Это такое же достояние русского языка, как и многое другое. И дело не в том, что иногда без него никак. Есть понятия, которые он гораздо емче выражает. Кто такой «чудак на букву «М», нормальными словами не объяснишь. Однажды очень хороший канадский славист сказал, что много лет живет в России, а что такое этот «чудак», понять не может. Я пояснил — это человек альтернативно одаренный: вроде и умен, и образован, а: Он все равно не очень понял. А закон: Ну что, нет у нас проблем, кроме как бороться с курением, матом и охранять русский язык неведомо от кого и чего? При том, что ЕГЭ по русскому наши дети сдают на двойку с плюсом.

— Малограмотность давно уже в порядке вещей!

— На то есть совершенно объективные причины. Минувшие 20 лет были такой плотности и событийности, что в стремлении успеть за происходящим нам было важнее сказать, чем думать о правильности речи. Не вижу я никакой катастрофы — если, конечно, мы не перестанем читать сами и привьем любовь к чтению своим отпрыскам.

— Как?

— А все тем же способом — личным примером. Папа с книжкой — хороший аргумент. Или семейное обсуждение за ужином нового романа. Один юнец страдал-страдал и, наконец, спросил, про что «Живаго»...

— И что вы ему ответили?

— Русский язык лишен глагола «любить». Физический процесс литературно никак не описывается — либо мат, либо технология, либо биология. «Живаго» — мощнейший эксперимент по созданию русской эротической прозы. Без единого матерного слова! Ничего эротичнее у нас нет. «А, — сказал юнец, — тогда я буду читать». Но читать-то надо уметь. Уметь работать с книгой. Много вы сейчас встречаете людей, читающих с карандашом в руках?

— Совсем не встречаю. Но, боюсь, многим разбираться в устройстве текста покажется уже слишком скучным.

— Не думаю. «Как это устроено?» — самый интересный вопрос для человека в любом возрасте и в любую эпоху. На одной «Биб-лионочи» я предложил при библиотеках открывать кружки, где учили бы писать стихи. Через это искушение в определенном возрасте проходит любой — слишком сильна охота к самовыражению. Почему бы ее не использовать? Думаю, не защищать язык надо, а научить им пользоваться.

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Увидим ли мы новый фильм с участием популярного актера и телеведущего

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Имя телеведущего Ивана Урганта в эти майские дни не сходило с новостных лент. А началось все с того, что Виталий Бородин, глава некоего Федерального проекта по безопасности и борьбе с коррупцией, в своем...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

В РАМТе – недетский спектакль о детях войны

Анна Чепурнова
Труд
Война только началась, и одежда физкультурников скоро потеряет белизну (Яна Палецкая, Андрей Лаптев, Владимир Зомерфельд). Фото Марии Моисеевой предоставлено пресс-службой РАМТа

В РАМТе — премьера: «Ленинградские сказки» режиссера Филиппа Гуревича по одноименной пенталогии нашей современницы Юлии Яковлевой. В недавней постановке «Леопольдштадт» худрука театра Алексея...

Как улетали журавли Татьяны Самойловой

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Даже одной Вероники было бы достаточно, чтобы навсегда внести ее имя в пантеон величайших актрис ХХ века. Кадр из фильма «Летят журавли», globallookpress.com

4 мая народной артистке России Татьяне Самойловой могло бы исполниться 90 лет. И десять лет назад — тоже 4 мая, в день своего 80-летия, она умерла в московской больнице. О звездной и драматичной...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 8192
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Популярный актер – о новом фильме «Адмирал Кузнецов» и военной теме в кино, старом и нынешнем

Дарья Ефремова
Труд
Герой Петренко -- живой человек, а не гранитная глыба (в кадре - с Дарьей Урсуляк в роли Веры). Изображения предоставлены ВГТРК

На медиаплатформе «Смотрим» — биографический военно-исторический фильм «Адмирал Кузнецов». Проект осуществлен при поддержке Института развития интернета. В основу сюжета легла реальная история самого...

Легенду французского кинематографа арестовали в Париже как насильника. Не стареют душой ветераны!

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Юристы считают - Депардье может грозить от пяти лет лишения свободы за домогательства. Фото: Jens Kalaene/dpa, globallookpress.com

Не стареют душой ветераны! Легенду французского кинематографа и обладателя российского паспорта Жерара Депардье на днях взяли под стражу в Париже как насильника. Его опять обвинили в сексуальном насилии. На этот...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 7956
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 7210
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 7078
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

Нас исправно предупреждают о телефонных мошенниках. Не удивительно ли, что на этом фоне Первый канал своими героями сделал пранкеров Вована и Лексуса?

Сергей Беднов
Труд
В подлинность всех разговоров ВиЛ верят далеко не все. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Каждый день мы слышим предупреждения о телефонных мошенниках. Нас призывают игнорировать незнакомые номера, а если уж сняли трубку — не верить никому: ни банковским служащим, ни прочим «доброжелателям»....

Легендарный форт Боярд находится в плачевном состоянии и нуждается в срочной реставрации

Труд
Крепость может уйти под воду. Фото: Сергей Фомин, globallookpress.com

Наверное, самая знаменитая крепость в мире — это форт Боярд. Миллионы зрителей в десятках стран знают его по одноименному телешоу. Но сегодня, по сообщению французских властей, форт находится в плачевном...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?