Большое интервью с Пугачевой и заявление Киркорова о необходимости срочно создавать профсоюз артистов наделали в Сети немало шума. И может показаться, что эти два события ничего, кроме давно расторгнутого брака фигурантов, не связывает. Но это только поначалу. На наш же дилетантский взгляд, в совокупности они ярко характеризуют ситуацию в отечественном шоу-бизнесе.
Несколько последних лет Алла Борисовна хоть и бросала в информационное пространство короткие реплики, но на большой разговор не шла. И вдруг разразилась откровениями на 3,5 часа, в которых коснулась своих отношений с родной страной, поклонниками, властью, бывшими мужьями, коллегами. Но вот что удивительно: если те самые мимолетные высказывания федеральные каналы изучали под лупой, то нынешнее излияние почти полностью проигнорировали.
Времена меняются. Помнится, летом 2022-го, когда Максим Галкин*, тогда еще не признанный иностранным агентом, на концерте в Израиле едко пошутил в адрес Соловьева, Владимир Рудольфович призвал: «Я обращаюсь к Алле Борисовне, которую очень уважаю: «Алла Борисовна, нельзя угрожать правдой. Потому что подумают, что вы все это время молчали и лгали. Откройте рот и скажите, Алла Борисовна, правду». Она открыла, ничего совсем уж крамольного не произнесла, но, когда год спустя приехала в Россию, тон ведущего был иным: «Я не понимаю, почему пустили Пугачеву. Можно нести все что угодно про страну, а потом их пускают назад? Давайте, по телевизору ее еще покажите, дайте концерт провести. В ножки ей упадите, цветами встретьте!»
В упомянутом же интервью АБ такого наговорила! И про теплое отношение к террористу Дудаеву, и про то, что брак с Филиппом был фиктивным (маме его больной пообещала помочь мальчику с карьерой). А ведь они в церкви венчались! Вот уже и иеромонах Макарий заявил, что Пугачева может быть отстранена от причастия. И депутаты осудили. «Тяга жить на халяву за границей вынудила ее дать такое интервью. Оно еще и показывает, что никакой принципиальности, никакого глубокого чувства к Родине у нее нет», — вынес вердикт вездесущий Милонов. А Владимир Рудольфович и иже с ним как воды в рот набрали.
На самом деле игнорирование объясняется просто. В словах АБ много всего: признаний и воспоминаний (например, об отце-фронтовике), что даже негативно настроенные по отношению к релокантам граждане могли проникнуться. Некоторые конспирологи даже предположили, что откровения проплачены иноагентом Ходорковским*, жаждущим внести сомнения в умы россиян. И значит что? А то, что даже жесткой критикой не надо привлекать к интервью лишнее внимание.
Правда, несколько представителей шоу-бизнеса публично поддержали Пугачеву. Но они не в счет. Никак не могут перестать считать певицу авторитетом в своей среде. И тут мы плавно переходим к инициативе Киркорова.
Навеяна она была конфликтом между Кридом и Мизулиной. Самопровозглашенная радетельница за нравственность обвинила рэпера в непристойном поведении на концерте с возрастным ограничением «12+», где он поцеловал танцовщицу. Пригрозила судом. Тот, ничтоже сумняшеся, ответил: мол, сама хороша. Кто сливался в страстном поцелуе с Шаманом при школьниках? Но Екатерина — девушка упертая:
Вот и предложил Киркоров создать профсоюз. Но не для отстаивания прав перед работодателем, как и положено таким организациям, а чтоб было кому заступиться за обиженных звезд. А ведь хорошая идея! Профком мог бы еще и отрегулировать атмосферу внутри самого поп-сообщества. Несколько лет назад Иосиф Пригожин охарактеризовал ее так: «Отношения в нашем артистическом цеху пропитаны лицемерием и ложью. Все жаждут правды, но никто не готов ее говорить. Все хотят, чтобы их только хвалили, критику на свой счет никто не готов воспринимать. Вместо уважения — имитация, вместо умения договариваться и считаться с мнением собеседника — склоки». А тут, представьте, пособачились какие-то кумиры, а профсоюз им: «Пожалте на собрание, будем разбирать ваше поведение!»
На самом деле мы живем в стране, где любые институты нуждаются в регулировании и вертикальной иерархии. Только в данном случае на вершине могут быть не начальники, а просто авторитетные люди. При всех оговорках и издержках, раньше мнение Пугачевой многое значило. Народ подозревал о существовании некой «мафии» в недрах шоу-бизнеса и даже изредка роптал, видя на «Огоньках» одни и те же лица. Но по большому счету все всех устраивало. А желание Пугачевой быть кукловодом оправдывали ее талант и народная любовь.
Кто теперь может претендовать на место раскоронованной Примадонны? Да никто. Даже те, кто поет очень правильные песни. Хуже, что в отрасли вообще не осталось нормальных критериев для того, чтобы считаться авторитетом. Уже мало что значат вокальные данные, популярность. Сегодня собираешь стадионы, а завтра ляпнешь что-нибудь или «не в ту дверь войдешь» — и все, плакал твой авторитет. Может, и правда, профсоюз нужен, чтобы высказывал коллективное мнение содружества профессионалов? Правда, есть риск, что руководящие посты в нем займут не те, кто входит в правильную дверь.
*Признаны иностранными агентами на территории РФ.