√лавна€ ∆изнь 01:01 21 »юн€ 2007 188
Ќ≈ Ѕќ…“≈—№, „“ќ ћџ –”—— »≈
 огда заходит разговор о вере в Ѕога, многие избегают откровений и говор€т: это слишком интимна€ тема, чтобы обсуждать ее публично, ведь территори€ веры - душа, а общество - за ее границами. Ќо вот Ќатали€ јлексеевна Ќарочницка€, доктор исторических наук,
ѕопова —ветлана

- “ак где же, Ќатали€ јлексеевна, по-вашему, место веры - в душе человеческой или в остальной жизни тоже?
- ¬ера - совершенно другое измерение всей жизни, а не какой-то ее части. Ёто внутренн€€ сила и свобода от того, что происходит вокруг теб€. » первооснова гражданской, политической свободы. ¬едь прежде, чем реализовать свободы внешние, нужно обладать свободой внутренней. » верующий человек, конечно, не раздел€ет себ€ в ÷еркви и себ€ в жизни. Ёто атеисты хотели бы нас загнать в некий клуб по интересам, подобно клубу филателистов или автомобилистов. “аково отношение и к ÷еркви. ≈е посто€нно ограничивают. » мы слышим при этом злобные окрики, что ÷ерковь у нас отделена от государства. ƒа, отделена. Ќо что это означает? Ћишь то, что ÷ерковь напр€мую не вмешиваетс€, например, в финансирование отраслей, или - в назначение министров. Ќо не может же ÷ерковь перестать быть ÷ерковью и отделитьс€ от общества! ќна тогда просто не будет выполн€ть свою непосредственную задачу св€зи человека с Ѕогом и миссию по утверждению истины. ѕоэтому глас религиозной совести, конечно, должен звучать во всех област€х жизни. » это совершенно не противоречит конституционному отделению ÷еркви от государства. “ак же, как преподавание основ православной культуры совершенно не противоречит законодательству. Ќаоборот - преступно отрывать своих граждан от той религиозно-философской картины мира, котора€ двигала всеми предыдущими поколени€ми русских людей. ¬едь без этого нет будущего у –оссии.
- ѕочему?
- ј что сделало вообще русский народ нацией, способной на создание государства? »менно религиозно-философское осмысление жизни - личной, национальной, государственной - как дара Ѕожиего. ƒара отличать добро и зло, грех и добродетель, красоту и уродство. —мешно думать, что бывает вообще така€ культура, котора€ не основана изначально на религиозной и философской основе. » велика€ европейска€ культура об€зана своим взлетом отнюдь не прометеевскому духу ѕросвещени€, как некоторые думают, а, наоборот, пламенному утверждению ’ристовой истины. ѕервое тыс€челетие христианства выковало тот дух, те великие табу, которые рождают великую культуру. ѕотому что свобода не может быть абсолютной. ¬се, что не имеет границ - не имеет философского определени€. ј смешение добра и зла, греха и добродетели приводит к энтропии. ’ристианский треугольник - добро, соблазны зла, свобода воли при умении распознавать грань между добром и злом - вот откуда возникла вс€ христианска€ культура. » русска€ культура, безусловно, часть этой великой культуры с четкими представлени€ми о добре и зле, нравственном долге человека, его поиске.
¬ русской сказке »ван, кресть€нский сын, когда делал нравственный выбор, говорил: "ƒвум смерт€м не бывать, а одной не миновать". ј, скажем, герой Ўиллера, вынима€ шпагу, восклицал: "„есть дороже жизни". ¬ыбор-то абсолютно одинаковый.  онечно, есть народна€ культура, есть - высока€, но нравственное, философское содержание абсолютно едино. ѕотому что это все равно была одна культура.
- Ѕыла?
- —ейчас нет единства именно потому, что исчезает тот нравственный императив. Ќынешн€€ деградаци€ культуры, ее импотенци€, особенно в западном мире, наступает как раз из-за отсутстви€ нравственного целеполагани€ в жизни. ј оно рождаетс€ изначально только из веры. »з представлений о мироздании. ќ том, что есть - человек. ¬ чем его смысл жизни. „то есть - тварный мир. „то есть - “ворец. ѕо-разному отвеча€ на эти вопросы, разные цивилизации и создали разные культуры.
- » основу цивилизации, ее лицо, выходит, тоже определ€ет вера?
-  онечно. ¬ первую очередь. ј вовсе не наличие, например, демократии, как это иногда утверждают. ¬едь демократические постулаты, которые тоже не надо недооценивать, внесены во все конституции мира, но это же не делает нас одной цивилизацией с »ндией, скажем, или с японией, с какой-нибудь страной пантеистической или исламской религии.
ƒаже философи€ права зиждетс€ изначально на интуитивном отождествлении греха и преступлени€. ѕрежде чем определ€ть меру наказани€, необходимо считать поступок плохим, что внутренне само собой разумеетс€. ј что есть грех? ќткуда мы это знаем?
- «начит ли это, что и взаимоотношени€ человека с государством у нас таковы, потому что такова вера?
-  ак правило, верующие люди с философским терпением относ€тс€ к сиюминутным катаклизмам, потому что ими больше движет служение неким вечным идеалам. » они не отождествл€ют государство - институт греховный и несовершенный - с отечеством, с землей, котора€ воспринимаетс€ как дар Ѕожий.  ак писал ефес€нам апостол ѕавел: "ѕреклон€ю колена мои пред ќтцем √оспода Ќашего »исуса ’риста, от  оторого именуетс€ вс€кое отечество на небесах и на земле". Ёто отечество на разных европейских €зыках звучит как "ланд" - земл€. “ак вот, человек ощущает свою жгучую сопричастность не только и не столько к сегодн€шнему дню жизни своего государства - ему может не нравитьс€ этот день - а ко всей многовековой истории и к его будущему. » в этом ощущении, мне кажетс€, тоже есть одно из земных зримых про€влений бессмерти€ души. „еловеку мало просто так прожить свою жизнь. ≈му надо оправдать ее в своих глазах. ¬едь даже те, кто не верит в —уд Ѕожий, атеисты, очень небезразличны к оценке своих де€ний. —мотрите, сколько диспутов и споров, в которых доказывают свою правоту, настаивают, что именно так хорошо и правильно. ј почему вдруг человеку это надо?  ака€ разница, казалось бы, считают все это правильным, хорошим или неправильным? Ќет, даже в этот атеистический век, когда уж такое вроде бы отступление от религиозных норм, но зло еще никто не хочет прин€ть на свой счет. ¬се хот€т считатьс€ добром.
- Ќо есть и така€ точка зрени€: да, именно православие определило характер русского народа, но оно же и сделало его неудачником?
- ѕрежде всего € совершенно не считаю –оссию неуспешной страной. ƒело в том, что мы единственна€ наци€, котора€ расшир€лась в глубь ≈вразии и построила большие города и промышленность в таких зонах, где никто нигде не живет и не работает. Ёто само по себе - подвиг. јналогичные районы  анады, например, практически безлюдны. » то, что после разрушительных катаклизмов минувшего века, мы сумели все-таки сохранитьс€, удержать потенциал, не может не впечатл€ть. “ак что большой вопрос - кто кого успешнее?
Ќо если народу с утра до вечера внушать, что он неудачник мировой истории, что патриотом может быть только негод€й, что апофеоз свободы -это парады содомитов и транссексуалов, то русскому человеку, конечно, совершенно не хочетс€ в этой мировоззренческой системе чего-то достигать. “ер€етс€ социальна€ лична€ энерги€, становитс€ возможной демографическа€ катастрофа, потому что утрачиваетс€ даже естественное библейское чувство - желание продолжени€ рода. ¬едь и самому простому человеку, мне кажетс€, небезразлично - дл€ чего мы живем? » человек, и наци€ не могут жить только хлебом единым. –ынок или планова€ экономика - это просто инструмент, в конце концов. ј дл€ чего?
- “ем не менее, в 90-е годы не готовыми к новым услови€м жизни и, по сути, неудачниками оказались очень многие. Ѕольшинство народа. Ёто как-то св€зано с религиозными началами народного характера?
-  огда наши постсоветские реформаторы, либералы-западники прокричали бухаринский лозунг: "ќбогащайтесь, и в добрый путь", при этом никто не сказал: да, мы восстанавливаем отн€тое у нас право на предпринимательскую де€тельность, на собственность, но помни, человек, что честный производительный труд есть одно из высших предназначений, долг человека перед Ѕогом и людьми. » абсолютно протестантска€ этика была вброшена в страну с совершенно другим религиозно-философским основанием, которое все-таки сохран€лось под пепелищем революции. Ёта несовместимость и привела к таким уродливым результатам. “огда ведь очень много было позволено, потому что и законодательства нормального не было. ћожно было хватать все, что плохо лежит, и не попасть в тюрьму. Ќо множество людей имели внутренние табу, которые из поколени€ в поколение передавались как религиозные, а потом уже - без осознани€, что они изначально идут из веры. “ак вот эти люди были морально не готовы к захвату экономических рычагов. ќни оказались в положении "убогих чудаков", над которыми потом сме€лись. ѕочему у нас в предпринимательском сообществе так высок процент криминальных отношений, коррумпированности? ƒа потому что туда как раз ринулись, € не хочу сказать о всех, но гораздо больший процент, чем в европейской традиции, людей авантюрного плана, без этих нравственных табу. ј безнравственна€ основа не может создать действительно работающую и вдохновл€ющую экономическую предпринимательскую де€тельность.
- ¬се это имело значение не только дл€ нас самих, но и дл€ нашего окружени€?
- ћного, конечно, есть разных сил в мире, которые постарались, чтобы мы зашатавшись, упали именно в ту сторону, в какую нужно в их интересах. Ќо мир, конечно, все равно ждал, что же такое скажет загадочна€ страна ƒостоевского, выход€ из-за "железного занавеса"? » вот она пробормотала устами наших идеологов перестройки: "–ынок, джинсы, пепси-кола..." Ѕоже мой! —трана ƒостоевского! » что удивл€тьс€, что у нас произошел распад многонационального сообщества? ј кому нужен этот вторичный продукт? ≈го тогда уж напр€мую лучше брать в јмерике.
- Ќо ведь говор€т, что кого-то может отпугнуть как раз усиление роли православи€, рост русского национализма, именно поэтому само пон€тие "русский" вытесн€ют политкорректным "росси€нин".
- Ќаоборот. ’ватит нам запрещать называть себ€ русскими. ¬о-первых, потому что мы живем в стране, названной нашим именем, земл€ которой полита нашей кровью. ѕоэтому мы имеем на это право. ј во-вторых, это противопоставление росси€н и русских не выдерживает никакой критики в философско-историческом смысле. –осси€нин - это гражданское состо€ние, гражданска€ наци€. » это тоже великое завоевание человечества. Ќа –уси, в отличие от европейской практики, не было непри€ти€ инородцев. ќна изначально строилась как целый интернационал, так пишет  лючевский про дружину киевского кн€з€. –осси€нин это и русский, и башкир, и этнический немец, и калмык...  ак гражданска€ наци€ мы совершенствуем политические институты, достигаем каких-то оптимальных решений в обществе. Ќо росси€не не рождают культуры. ¬еликих гениев культуры и шедевры искусства, даже басни и сказки, рождают только немцы, калмыки, русские, татары как нации. » гений вселенский - всегда гений национальный. ѕросто он достиг таких высот.  огда национальному напитку, как писал  онстантин Ћеонтьев, тесно в сосуде, он изливаетс€, и все народы утол€ют им жажду свою. ћы хоть и живем несли€нно с другими культурами и наци€ми, но нераздельно. «наете, когда человек утрачивает эту св€зь с национальным, перестает ощущать себ€ носителем национальной культуры, он из гражданина –оссии об€зательно превратитс€ в гражданина мира. » родина дл€ него будет там, где ниже налоги. ѕоэтому чтобы быть хорошим росси€нином, нужно быть насто€щим полноценным русским, татарином, калмыком и так далее. я в этом абсолютно убеждена. Ќе бойтесь тех, кто любит и ценит собственное национальное наследие, потому что он способен с уважением относитьс€ к таким же чувствам других. Ќе бойтесь, что мы русские.
» национализма не стоило бы бо€тьс€. Ёто минувший век разучил на эту тему говорить респектабельно. ¬едь в XIX веке слово "национализм" не имело негативного смысла, это было продолжение национального и вовсе не означало ксенофобию. Ќо в ’’ веке у нас соперничают две ветви философии и "прогресса" - либерализм и марксизм. Ќа самом деле, не антиподы, как многие думают, а двоюродные брать€ - кузены. » те, и другие, при всей разнице методов, конечную цель вид€т в построении единого безнационального, безрелигиозного глобального сверхобщества. —убъектом истории, двигателем у марксистов €вл€етс€ не наци€, а класс - в транснациональном обществе, а у либералов - не наци€, а индивид - тоже там. ќтсюда и философи€ "где хорошо, там и отечество", и пролетарский интернационализм. ¬се это философски гораздо ближе друг другу, чем христианска€ картина мира. ѕоэтому нации и там, и там должны отмереть. » поэтому национализм в обеих доктринах отождествл€етс€ с шовинизмом - то есть ощущением превосходства одной нации над другой. Ќо в православной культуре вообще это невозможно, потому что сущность христианского поиска, а православного особенно - это преодоление греха собственной гордыни. » где уж тут чувство превосходства одной личности над другой и одной нации над другой? Ќам, скорее, самобичевание свойственно. Ќо слово "национализм" € все же стараюсь не употребл€ть, потому что понимаю: даже у людей, сочувствующих русскому национальному возрождению, этот термин вызывает сейчас некое беспокойство и тревогу.  ак бы не обвинили в нелюбви к другим! Ќо любовь к своему не есть ненависть к иному. ћы свою мать любим, а не чужую, котора€ может быть красивее, успешнее, образованнее. Ќациональное чувство неискоренимо. ј вот если ему не давать развиватьс€, осв€щатьс€ высшими идеалами, то оно из побуждени€ к историческому творчеству вырождаетс€ в зоологический этноцентризм, который приносит уродливые социальные плоды.
- Ќу а к чему же мы все-таки сейчас движемс€ - к воскресению или к апокалипсису? „его же больше у вас во взгл€де на нашу сегодн€шнюю и завтрашнюю жизнь - оптимизма или пессимизма?
- я думаю, как у любого человека, это происходит волнами. “о грусть и тревога, то надежда и воодушевление. ѕотому что одновременно в обществе идут параллельные процессы и упадка, и возрождени€.   сожалению, можно наблюдать, что эти очаги выздоровлени€ не совсем общаютс€ с очагами упадка. » еще больше эти части не понимают друг друга, что,конечно, подрывает единство нации. ¬едь почти половина населени€ –оссии запрограммирована влачить средневековое существование - в нищете, без водопровода и газа, без возможности поехать на похороны близких. » это не бедность в св€зи с какими-то внезапными обсто€тельствами. Ёто заложено в той модели экономики, котора€ у нас действует.  онечно, нужны врем€ и христианское терпение.
Ќо вот что важно. ¬едь не власть нав€зала нам общественную дискуссию и о русском возрождении, и о вере, и об отечестве, и о социальной справедливости. Ёто общество само поставило вдруг на повестку дн€ после дес€тилетней вакханалии. » это вызывает оптимизм. ј мои друзь€ - европейские консерваторы - так те просто с надеждой смотр€т на –оссию. ¬ы, говор€т, "приморожены" были коммунизмом и не прошли ту энтропию разложени€, которую прошли мы. » вот сейчас, "отта€в", имеете шанс поборотьс€ за те ценности, которые в большей степени в ≈вропе утрачены. “ак что апокалиптических настроений у мен€ нет. я думаю, что главное - это не погубить нашего побуждени€ к исторической жизни. “огда, кстати, и демографическа€ ситуаци€ выправитс€, ведь только материальными вливани€ми ее не исправить. Ќарод должен хотеть продолжать себ€ в истории.
Ѕеседу вел

Ёто счастье привалило жителю Ќовосибирска. ќн нашел в социальных сет€х свою любовь

ќльга Ћернер
“руд
‘ото: Anton Luhr/imagebroker.com, globallookpress.com

 азалось бы, что может быть общего у парн€ из Ќовосибирска јлексе€ ÷ыганенко и девушки по имени —у “хири ћинт ’гай из далекой ћь€нмы?  ак что? Ћюбовь! ќни познакомились в социальных сет€х, переписывались,...

Ќа новогодние украшени€ городские власти денег не жалели

»рина ’мара, спецкор Ђ“рудаї
“руд
–екорд побил —анкт-ѕетербург, где на уличные украшени€ потратили 405 миллионов рублей. ‘ото: ћаксим  онстантинов, globallookpress.com

Ќовогодние каникулы нынче оказались экстремально морозными, от температур в минус 30 в ÷ентральной –оссии успели отвыкнуть. ј тут така€ напасть — проверка на прочность. —начала в домах на северо-востоке...

∆изнь 00:15 / 16 ‘еврал€ 2024 4372
ј одной розы недостаточно?

¬ канун ƒн€ св€того ¬алентина знатоки вз€лись посчитать, почем нынче красивое свидание с любимой

“руд
‘ото: Khalil Dawood/—иньхуа, globallookpress.com

—татистика знает все, если не точно, то хот€ бы примерно. Ќа этой неделе в канун ƒн€ св€того ¬алентина знатоки вз€лись посчитать, в какую сумму обходитс€ красивое свидание с любимой в разных городах страны. ¬ джентльменский...

∆изнь 00:10 / 16 ‘еврал€ 2024 4316
Ќаши жены - пушки зар€жены

«а кулисами двух законопроектов о мобилизованных

ћарина  –ё„ ќ¬ј
“руд
‘ото: © Konstantin Kokoshkin, globallookpress.com

¬ информационной шумихе вокруг прилета в ћоскву американского телеведущего “акера  арлсона и новостей из ÷ентризбиркома почти не замеченными прошли внесенные в √осдуму на прошлой неделе два законопроекта. “ем...

∆изнь 20:01 / 17 ‘еврал€ 2024 4251
ѕоследн€€ колонка

¬ —очи по€вилс€ реанимобиль дл€ дельфинов

“руд
‘ото: © David & Micha Sheldon, globallookpress.com

”ксус под видом минералки ∆итель ¬ладикавказа 65 лет купил в магазине бутылку минеральной воды известной марки. ќткрыл, сделал пару глотков и: “ут же пришлось вызывать скорую помощь. ќказалось, вместо воды в бутылке...

 урорт на калининградском побережье расшир€ет свои фирменные приманки дл€ туристов

¬ладислав –жевский,  алининград
“руд
‘ото: ƒмитрий „асовитин, globallookpress.com

«“руд» уже писал, что с некоторых пор «еленоградск продвигает себ€ как кошачью столицу — к котам, кошкам и кот€там отношение здесь особенное. ј теперь возникла нова€ точка прит€жени€: все больше росси€н...

∆изнь 00:14 / 12 январ€ 2024 3977
ƒалеко от ћосквы

≈сть ли жизнь за ћ јƒ? «“руд» ответственно за€вл€ет: есть! ƒа еще кака€!

ёрий —овцов, ведущий рубрики
“руд
‘ото: Michael Runkel/imagebroker.com, globallookpress.com

’ороша€ новость из моего родного  узбасса: там в –ождество на свет по€вились 26 мальчишек и 25 девочек. ћожно сказать, паритет.  стати, на 12 малышей больше, чем родилось в регионе в первые сутки...

∆изнь 00:04 / 12 январ€ 2024 3815
 алендарь: 12 €нвар€

35 лет назад прошла последн€€ перепись населени€ ———–

“руд
‘ото: © Alexander Rekun, globallookpress.com

1722 ѕетр I учредил новый государственный орган — прокуратуру. ѕервым генеральным прокурором –оссии стал ѕавел »ванович ягужинский. 1801 »мператор ѕавел I отдал приказ атаману казачьего ¬ойска ƒонского идти походом на »ндию....

¬пору взывать к московскому мэру: —ергей —еменович, родненький, приезжайте к нам на полставки губернатором поработать!

»рина —мирнова, —анкт-ѕетербург
“руд
√убернатор јлександр Ѕеглов жалуетс€, что строить метро, оказываетс€, трудно. ‘ото: ћаксим  онстантинов, globallookpress.com

Ќакануне Ќового года в петербургском метро провалились ступени на станции «—енна€ площадь».   счастью, обошлось без жертв. ¬ечером на место прибыли аварийные службы. —танци€ с тех пор — уже три...

∆изнь 23:01 / 31 январ€ 2024 3464
Ћохотрон на колесах

ћошенники изобрели изощренный способ отъема денег у автолюбителей

ќльга Ћернер
“руд
«лоумышленники пользуютс€ тем, что российский авторынок Ђколбаситї уже два года. ‘ото: —ергей Ѕулкин/news.ru, globallookpress.com

∆елающих купить машину граждан заманивают на торговые площадки низкими ценами, предлагают поторговатьс€ на аукционе, а потом исчезают вместе с деньгами клиентов. –оссийский авторынок лихорадит два года.  азалось бы,...

¬ ÷Ѕ –‘ рассказали о новом подходе телефонных мошенников к «работе»

≈фим  оролев
“руд
ѕод конкретного человека разрабатываетс€ индивидуальный сценарий обмана. ‘ото: 57stock/imagebroker.com, globallookpress.com

≈сли раньше ставка делалась на массовый обзвон по базам сотовых операторов — тут не сработало, звоним следующему, — то сейчас злоумышленники вз€ли курс на индивидуальный подход. ѕо словам...

 алининградска€ область славитс€ одинаковыми названи€ми

¬ладислав –жевский,  алининград
“руд
¬ области, которую можно проехать за три часа, насчитывалось: по п€ть поселков Ѕерезовка, семь Ц Ћесных, восемь —адовых и, наконец, дев€ть —основок... ‘ото: © Vladimir Godnikgloballookpress.com

¬ самом западном российском регионе стало на один поселок меньше. “очнее, де-факто никуда он не делс€. Ќо вот де-юре, согласно постановлению губернатора, отныне бывша€ —основка — это часть соседнего поселка...

∆изнь 23:01 / 31 январ€ 2024 2771
ѕоследн€€ колонка

”ченые: регул€рное употребление ча€ замедл€ет процесс старени€

“руд
‘ото: globallookpress.com

«убами щелка€ и ощетинив шерсть... ¬ р€де районов  урганской области был введен режим „— из-за нападени€ волков на людей. “ак, жители поселка ќзеро ћедвежье в темное врем€ суток не выход€т на улицу. ¬ минувшие...

∆изнь 00:05 / 26 январ€ 2024 2586
 алендарь: 26 €нвар€

–овно век назад город на Ќеве получил название Ћенинград

“руд
 рейсер Ђјврораї, исторический пам€тник. —анкт-ѕетербург. ‘ото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

1525 ѕо€вилась перва€ печатна€ карта –уси — карта ћосковских земель, составленна€ венецианским картографом Ѕаттистой јньезе на основании «расспросных сведений», полученных им от путешественника, переводчика...

∆изнь 00:11 / 09 ‘еврал€ 2024 2574
ƒалеко от ћосквы

≈сть ли жизнь за ћ јƒ? «“руд» ответственно за€вл€ет: есть! ƒа еще кака€!

ёрий —овцов, ведущий рубрики
“руд
‘ото: јлександр јрхипов/Russian Look, globallookpress.com

«–остелеком» проанализировал активность интернет-пользователей среди жителей кузбасских сел. ¬ы€снилось, что те уже догон€ют городских абонентов по расходу трафика. ¬ среднем один сельчанин скачивает от 10 до 23 гигабайт...

∆изнь 00:02 / 09 ‘еврал€ 2024 2530
 алендарь: 9 феврал€

120 лет назад геройски прин€ли неравный бой крейсе𠫬ар€г» и канонерска€ лодка « ореец»

“руд
 артина ѕетра ћальцева Ђ рейсер Ђ¬ар€гї. ‘ото: Russian Look/globallookpress.com

1667 «аключено јндрусовское перемирие между –оссией и –ечью ѕосполитой, ознаменовавшее конец войны 1654-1667 годов.  иев и Ћевобережна€ ”краина перешли под власть –оссии. 1710 ”казом ѕетра I официально введен русский гражданский...





ѕодписатьс€

≈женедельна€ рассылка самых важных и интересных новостей от “руда. Ѕез спама.

ѕодписатьс€
—пасибо!

¬ы подписались на еженедельную рассылку от “руда. ћы пришлем ¬ам первый выпуск сегодн€.

ѕор€док разделов

ƒл€ того, чтобы изменить пор€док раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

—охранить
—проси у юриста

 валифицированные юристы помогут разобратьс€ в правовых коллизи€х вашей проблемы

’отите получать уведомлени€ о самых важных новост€х от “руда?