Главная Жизнь 00:07 22 Января 2016 3690
Трамвайный Бах, или Вчера и завтра любимого транспорта поэтов

В Калининграде старины не так уж много. Неужели и трамвай – кстати, старейший на территории современной России - ждет та же судьба?

Сергей Бирюков, Калининград – Москва

В калининградском трамвае есть что-то игрушечное, даже сказочное. В самой большой стране мира, во всем любящей ширь, где даже стандартная трамвайная колея (как и, кстати, железнодорожная) внушительней, чем в прочих государствах, вдруг увидеть вагончики, бегающие по полотну 1000 миллиметров — словно попасть в детскую книжку про старинный город с брусчаткой на узких улицах, стрельчатыми крышами высоких домов и флюгерами на фигурных башенках церквей. Впрочем, в сегодняшнем Калининграде этой старины не так уж много — не пережила потрясений последнего столетия. Неужели и трамвай — кстати, старейший на территории современной России, справивший в 2015 году свое 120-летие — ждет та же судьба? Побывав в конце минувшего года в Калининграде, корреспондент «Труда» убедился, что шансы на спасение есть. А если повезет, то даже и на активное развитие.

Кто кого, трамвай или автобус?

Помню один из визитов в Калининград в 1990-е. Раны Великой Отечественной, так полностью и не залеченные за советское время, в пору разрухи особенно бросались в глаза. Мы ехали по одному из проспектов, уныло обстроенному панельными девятиэтажками. Вдруг, вынырнув из-под колес нашего автобуса, заброшенная трамвайная линия вильнула с центра улицы и канула куда-то во дворы. Явно, когда строили этот микрорайон, никто о судьбе трамвая не думал... Что удивляться, после Победы остатки довоенного Кенигсберга сносили целыми кварталами, не дрогнула рука даже уничтожить королевский замок: реставрация всегда сложнее и дороже нового строительства, тем более что строили свое, советское, а реставрировать бы пришлось чужое, немецкое...

С трамваем получилось не так мрачно. В трудном 1946 году, в праздничный тогда день 7 ноября, новая власть смогла после почти двухлетнего перерыва, связанного с войной, возобновить движение. Постепенно число маршрутов дошло до 10 (до войны было 15). В 1975 году на линии выходили 175 вагонов (до войны — 250), которые обеспечивали 75 процентов перевозок городского пассажирского транспорта.

Что общего у кота и трамвая? Дом, т.е.депо. Здесь местные матроскины находятся на службе - гоняют крыс, чтобы те не точили зубы о проводку

Коллапс наступил в 2000-х. Из-за экономических трудностей постепенно закрылось большинство маршрутов. На сегодня в городе официально действуют только два из них. А по факту — один, 5-й. Т.к. 3-й «временно не функционирует» из-за введения одностороннего движения автотранспорта в районе Южного вокзала. Говорят, мера вынужденная, вызванная ремонтом мостов на аллее Смелых и улице Суворова. Ремонт, как обещает руководство города, завершится к концу 2016 года.

Парадокс: в городе сохранилось довольно много, процентов 40, довоенных трамвайных путей. Центр ими буквально испещрен — но трамвай по ним не ходит. Например, на проспекте Мира в районе зоопарка, драмтеатра, гостиницы Москва — отличная на вид колея. Но...

— Внешняя сохранность путей еще не означает, что по ним можно ездить, — объясняет мне директор муниципального казенного предприятия «Калининград-ГорТранс» Анатолий Мухомор. — Вы, например, не видите, в каком состоянии шпалы. Важно и то, насколько пригодны к эксплуатации сопряженные участки. Если у зоопарка вы еще как-то проедете, то дальше, на проспекте Победы, износ путей запредельный: стерта головка рельса, отломана его губка.

Для директора Калининград-ГорТранса Анатолия Мухомора трамвай - тоже не только транспорт, но и искусство

Нельзя сказать, что город бездействует. Например, только что в ходе реконструкции улицы 9 апреля капитально отремонтированы 2,2 километра путей, этот участок перед Новым годом вновь пущен в эксплуатацию. Поддерживаются в нормативном состоянии около трех десятков вагонов Татра-КТ4 постройки 1980-х — начала 1990-х годов и даже куплен в 2012 году (раньше, чем это сделала Москва) один современный польский вагон Pesa с низким полом (хотя столица в конечном счете закупила их 60 — у нее, конечно, другие возможности...). Но в целом для приведения трамвайного хозяйства в порядок необходима сумма в 2,5 миллиарда рублей. А весь бюджет Калининграда — только 8 миллиардов.

К огорчению энтузиастов, трамвай в его нынешнем состоянии в Калининграде глубоко убыточен. 1500 рублей — стоимость эксплуатации одного вагона в час, а выручки он приносит лишь 450 рублей. Помножьте разницу на те самые три десятка вагонов и на две смены по 8 часов работы в день — получите сумму, зашкаливающую за 400 тысяч. И это только за одни сутки!

Так что же, ситуация безвыходная, развивать трамвай — значит множить убытки? Нет, убежден мой собеседник. Есть несколько способов решения проблемы. Один из них — в ликвидации избыточной запараллеленности маршрутов автобусными «дублерами». Например, на Ленинском проспекте — отличная, но пустующая новая колея: кто же захочет шагать через три полосы движения к островку трамвайной остановки, если прямо у тротуара у каждого остановочного пункта толпятся по четыре автобуса и их отправление происходит каждые 4 секунды? Это уже вопрос не к ГорТрансу, а к Дорожно-транспортному управлению города, где муниципальное предприятие контролирует лишь четверть транспортных средств (100 единиц), остальное (270) — у частников.

Порой рельсы заводят в тупик в самом неожиданном месте

Но главный выход — в увеличении скорости движения. Если сейчас в среднем она составляет всего 9 км/час, то подняв ее втрое, можно обеспечить тот же объем перевозок меньшим количеством вагонов (сейчас загрузка каждого вагона составляет всего 20 процентов, т.е. втрое-вчетверо ее вполне можно увеличить, не опасаясь давки). Другое дело, что для этого понадобится не просто переложить пути (а один их километр — это 60 миллионов рублей), но сделать линии выделенными, т.е.недоступными для заезда на них автомобилистов. Именно такую задачу — превратить к 2018 году всю сеть в выделенную — поставил глава города Александр Ярошук, это случилось на торжественном собрании Калининград-ГорТранса, посвященном 120-летию здешнего трамвая и 40-летию троллейбуса. «Там, где еще сохранились трамвайные пути, мы не будем их убирать. Это даст нам возможность рано или поздно возобновить движение трамвая по существовавшим ранее маршрутам», сказал Александр Георгиевич, уточнив, что это возобновление — задача ближайшего десятилетия.

Калининградцы видят, как строятся новые скоростные линии по соседству в Гданьске и Сопоте, как с четкостью метро работает трамвай в Риге и Таллине. В перенаселенных европейских городах трамвай, если его работа организована по-современному, не только большое удобство (на него охотно пересаживаются автомобилисты, разгружая улицы от пробок), но и способ сберечь чистоту воздуха. Уж не говорим, что по безопасности для пассажиров с трамваем не сравнится никто — его салон защищен, почти как у танка.

Вопрос вопросов — откуда взять на все это деньги? Анатолий Мухомор возлагает большие надежды на грядущий Чемпионат мира по футболу, в график которого вошел и Калининград, где предполагается создание современного спортивного комплекса на острове Октябрьский. А такой комплекс немыслим без скоростного общественного транспорта, и трамвай здесь — наилучший вариант.

Напоследок — немного сантиментов. Все-таки трамвай — не просто транспорт, но нечто большее, если хотите — явление культуры. Многие сюжеты без его участия просто невозможно себе представить. Иначе зачем бы ему уделяли столько внимания Гумилев, Зощенко, Ильф и Петров, Окуджава?.. Вспомним, с какой добротой и грустью писал Булат Шалвович о московских трамваях, оттесняемых в переулки и уходящих в небытие: «Москва все строится, торопится./ И выкатив свои глаза,/ трамваи красные сторонятся,/ как лошади — когда гроза.../ И, пряча что-то дилижансовое,/ сворачивают у моста,/ как с папиросы искры сбрасывая,/ туда, где старая Москва...»

Мастер депо, председатель местного Общества защиты трамвая Олег Чередниченко

Ветеран калининградского трамвая, мастер депо Олег Чередниченко (кстати, председатель местного Общества защиты трамвая) говорит о своих железных подопечных, будто они живые:

— Этому красавцу 24 года. По человеческим меркам — примерно 60. Если за трамваем хорошо ухаживать, он может прожить очень долго. В Лиссабоне вагон 1932 года до сих пор в прекрасном состоянии и работает на линии. У нас в городе есть вагон западногерманской фирмы Duewag 1963 года постройки, в 1999-м он сломался и стоял больше 10 лет, но мы его отремонтировали, полностью восстановили исторический вид, теперь он возит экскурсии и свадьбы.

В калининградском трамвае уже проводились булгаковские чтения — прямо в вагоне сидел человек с книжкой и читал «Мастера и Маргариту». Городские дети участвовали в конкурсе рисунков на темы безопасности движения, эти картинки тоже ездили в трамваях.

— Не забудьте хорошенько помыть пол в 411-м вагоне, завтра он будет возить уважаемую публику в концерт, — отдает распоряжение Олег Чередниченко. Речь о самой известной культурно-транспортной акции города — «Музыкальный трамвай». Его придумала художественный руководитель фестиваля органной музыки имени Микаэла Таривердиева Вера Таривердиева. Каждый год участники праздника садятся в вагон, где звучит музыка, и едут на концерт в старинное, 1929 года постройки, депо. Там в ремонтном зале оборудуются зрительные ряды на 400 мест, сцена, на которую поднимаются академические музыканты, барды, рок-группы... Акустика — почти как в храме. Если местной филармонии удастся приобрести электронный орган, то в недалеком будущем под гулкими деповскими сводами может зазвучать и Бах...

Что-то подобное можно наблюдать и в других трамвайных городах России. Стоит хотя бы раз попасть на трамвайный парад в Москве, проводимый обычно в апреле, увидеть многотысячные толпы восторженных москвичей всех возрастов, чтобы понять: трамвай по-прежнему нужен даже в переполненной автомобилями и подстрахованной метро Первопрестольной.

А вот в Воронеже и Архангельске трамвай погиб в 2000-е, не оставив по себе достойной замены. В Грозном после войн 1990-х годов смогли построить небоскребы, но разбомбленный трамвай не восстановили. Исчезает трамвай с улиц Казани, Саратова, Владивостока... Видимо, там у городских властей не нашлось воли и средств противостоять автобусному лобби, которое думает больше о быстрых деньгах, чем об удобстве и здоровье горожан. Или нашлись какие-то другие причины, но результат один: теснота в салонах, пробки на дорогах, чад в воздухе. Худшие приметы ХХ века, в котором почему-то решил застрять каждый из этих городов.

У Калининграда есть шанс достойно шагнуть в ХХI-й. Пожелаем этого и другим городам нашей страны. Ведь трамвай — как связной между прошлым и будущим: отрада нашей вечно спешащей души.

Жизнь 00:01 / 21 Марта 2025 9585
Далеко от Москвы

Есть ли жизнь за МКАД? «Труд» ответственно заявляет: есть! Да еще какая!

Юрий Совцов, ведущий рубрики
Труд
Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Нам, похоже, скучно жить без приключений. Иначе чем объяснить появление сообщений, от которых мурашки по коже? Остается пожелать всем любителям острых ощущений, чтобы все в конце концов заканчивалось хорошо, без потерь и потрясений....

Жизнь 02:01 / 21 Марта 2025 7462
Земляк в иллюминаторе

60 лет назад Алексей Леонов совершил исторический выход в открытый космос. А дома его ждали родные люди...

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
Этот мурал с 2018 года украшает дом на улице Космонавта Леонова в Калининграде, в котором, к слову, жил его брат –ихтиолог Борис Леонов. Фото автора

В конце 1940-х большая семья Леоновых (трех сыновей и шесть дочек вырастили Евдокия Минаевна и Архип Алексеевич) переехала из Кемерово в Калининград. Город, где прошла его юность и где на Старом кладбище упокоились родители, прославленный космонавт...

Все больше людей предпочитают жить одни - без супругов, без детей, без родни

Надежда Гужева
Труд
Фото: Александр Легкий, globallookpress.com

Тяга к одиночеству — мировая тенденция, особенно затрагивающая развитые страны. Ученые называют это скучным термином «домохозяйства, состоящие из одного человека». И Россия тоже в тренде. Как отмечает...

В разных частях России разгораются скандалы с одарением жилищными сертификатами новоиспеченных россиян

Михаил МОРОЗОВ, обозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Belkin Alexey, globallookpress.com

Случаи невиданной щедрости за бюджетный счет по отношению к не так давно прибывшим к нам из стран ближнего зарубежья гражданам далеко не частные, таких примеров все больше. Но федеральная власть на возмущенные...

Жизнь 00:01 / 14 Марта 2025 5085
Календарь: 14 марта

В этот день в 1879 году родился выдающийся физик Альберт Эйнштейн

Труд
Швейцарский, немецкий и американский физик-теоретик, один из основателей современной теоретической физики Альберт Эйнштейн. Фото: © Scherl, globallookpress.com

1492 Супруга Хуана II кастильская королева Изабелла распорядилась выслать из Испании 150 тысяч евреев, если те не примут католичество. 1835 Родился Джованни Скиапарелли, итальянский астроном. В 1877 году он обнаружил...

Власть имущие привычно ужесточают репрессии в отношении автомобилистов

Леонид Ольшанский, вице-президент Движения автомобилистов России
Труд
Фото: © Alexander Legky, globallookpress.com

Вечно актуальная проблема: как повысить безопасность на дорогах? Более 10 лет назад президент Владимир Путин провозгласил, что в этом деле на первом месте стоит строительство новых дорог, на втором — повышение...

Жизнь 20:01 / 15 Марта 2025 4662
Последняя колонка

83% россиян сталкиваются с семейными трудностями - опрос

Труд
Фото: Drazen Zigic, ru.freepik.com

Ловись, рыбка большая Во Всероссийском НИИ рыбного хозяйства и океанографии вывели карпа с геномом белка, который ускоряет процесс набора веса. Генетики рассчитывают научиться выращивать рыбу, которая будет как минимум на четверть...

Жизнь 00:02 / 14 Марта 2025 4588
На паузе

Так что же будет с летним отдыхом в Анапе?

Марина Крючкова
Труд
Фото: © Roman Naumov, globallookpress.com

К 8 марта в Анапе резко потеплело: плюс 19 после двух недель холода в феврале, когда южное побережье покрылось снегом, а коса Голенькая у Бугазского лимана — льдом. Волонтеры спасли там из плена...

МВД Украины объявило убийство Демьяна Ганула заказным

Кадр видеозаписи с хостинга YouTube

В Одессе убили радикального украинского националиста Демьяна Ганула - организатора поджога Дома профсоюзов в мае 2014 года. Об этом сообщил депутат Верховной рады Украины Алексей Гончаренко (в России внесен в перечень террористов и экстремистов). «По...

80 лет назад Советская армия пошла на штурм столицы прусского логова

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
В Кенигсберге враг обещал «устроить русским немецкий Сталинград». Но город продержался всего четыре дня. Фото: Scherl/globallookpress.com

В ходе Восточно-Прусской операции, начавшейся 13 января 1945-го, уже через две недели Красная армия дошла до Кенигсберга. А 29 января город был окружен. Однако стремительный 100-километровый бросок дался дорогой ценой....

«Они отступали через Гончаровку. Сейчас не осталось путей отступления», - отметили в российских силовых структурах

Фото: Дмитрий Смоленко/Keystone Press Agency, globallookpress.com

После освобождения российскими войсками села Гончаровка в Курской области у бойцов вооруженных сил Украины (ВСУ) не осталось путей отступления из региона. Об этом рассказал ТАСС сотрудник российских силовых структур. «Они отступали через...

В России снова хотят разрешить усыпление бездомных псов

Ирина Хмара
Труд
Фото: © Lee Thomas, globallookpress.com

В Госдуме спешно разработан законопроект по борьбе с бездомными собаками: «С улицы — в приют, через 30 дней — эвтаназия». Поводом послужили очередные резонансные ЧП с нападениями...

Жизнь 20:01 / 22 Марта 2025 4001
Последняя колонка

В Перми стали реже разводиться… или чаще вступать в брак

Труд
Фото: © Aleksey Smyshlyaev, globallookpress.com

Пермская аномалия или великий почин? Обнадеживающая новость: в Пермском крае в наступившем году число заключенных браков значительно превышает количество расторгнутых. В январе — феврале свадьбу отпраздновали 1907...

По словам члена Общественной палаты России, большинство населения не желает покидать свои дома

Фото: Cover Images/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Многие жители приграничных сел Сумской области Украины отказываются покидать свои дома, так как ждут российскую армию. Об этом рассказал РИА Новости председатель комиссии Общественной палаты РФ по вопросам суверенитета, сопредседатель координационного...

Жизнь 00:03 / 21 Марта 2025 3781
В этой роще березовой…

Городские власти Санкт-Петербурга собираются закатать в бетон еще один парк

Ирина Смирнова
Труд
Петербуржцы не хотят увидеть свою рощу такой... Фото: © Ilya Moskovets, globallookpress.com

Пикник на пляже, включающий угощение чечевичной похлебкой, весенний сбор мусора, а также запись видеообращения к губернатору Петербурга Александру Беглову и премьеру Михаилу Мишустину, — так отметили минувшее воскресенье,...

Жизнь 00:01 / 28 Марта 2025 3569
О собаках и людях

Хороших решений проблемы бродячих собак пока не найдено

Александр Киденис
Труд
Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

Всего месяц радовала благовещенских жителей и гостей города лебединая пара, выпущенная биологами в Ивановское озеро. Потом белоснежную лебедушку растерзали бродячие собаки, и вдовец еще долго рассекал водную гладь в поисках...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?