Сегодня все ветеринарные службы в мире добиваются только снижения риска до определенного минимума. В России были приняты все защитительные меры, но это не означает, что часть продукции с диоксином не попала на рынок.
«Мы никогда не говорили, что не было диоксинового германского мяса на рынке. Более того, мы всегда говорили, что национальная ветеринарная служба, в том числе национальная ветеринарная служба РФ, никогда не работает со 100-процентной гарантией и на нулевом уровне риска.», - заявил главный ветеринарный врач России Николай Власов на пресс-конференции в РБК.
При сгорании любого пластика идет выброс диоксина. Всего есть 170 разновидностей – диоксина, есть очень высокотоксичные, есть низкотоксичные. Любая горящая свалка, которая находится в 5 км от пищевого предприятия, уже означает, что концентрация диоксина будет в продуктах питания. И это пронормировано законодательством, некий уровень диоксина считается допустимым, некий - недопустимым.
«Вот эта граница достаточно волюнтаристически проведена, то есть где-то нужно предел ставить все равно. Но, тем не менее, еще раз говорю, к сожалению, при современном уровне жизни диоксин - это нормальный техногенный кондоминант, он всегда присутствует, вопрос в количестве.» - прокомментировал ситуацию с российским мясом Н. Власов.
Немецкая «диоксиновая» история – итог работы жуликов
Николай Власов рассказал, что история, которая произошла в Германии - итог жульничества. Один из немецких производителей компонента корма продавал свою продукцию нидерландскому производителю, а нидерландский производитель часть использовал в своем производстве, часть - не использовал и опять продавал немецким производителям. Цистерна ехала из Германии в Нидерланды, а потом из Нидерландов в Германию. В какой-то момент перевозки была разработана схема, когда эта машина заезжала на технический комбинат и часть качественного растительного сырья сливалась из машины, а вместо доливался технологический разбавитель – минеральный жир. В результате химической реакции в цистерне с жиром образовался диоксин. Далее материал с диоксином пошел на пять комбикормовых заводов, а эти пять заводов распространили его на несколько тысяч свино- и птицеферм.
Николай Власов пояснил, что данная история «шоковое загрязнение» - явление быстропроходящее и Россельхознадзор не вводил полного запрета на ввоз продукции из Германии. Запрет был введен по следующей формуле: 10 ноября 2010г. Введен запрет на ввоз в РФ продукцию свиноводства, произведенную после 1 ноября 2010г. Однако продукция свиноводства из Германии ввозится в основном замороженная. И это значит, что было на складах и попало до 1 ноября, свободно продолжались поставки. В тоже время сам инцидент был достаточно. Запрет действует до сих пор и как пояснил Главный Ветеринар России: «Мы ждем, когда немцы съедят свиней, которые ели диоксин. А вот когда они их съедят, то мы откроем опять ввоз.»
Прогноз рынка: никто не останется без свинины
По подсчетам даже если вообще прекратить всякие поставки свинины из Германии, то дефицита в России все равно не будет, потому что Германия - это один из многих поставщиков свинины на отечественный рынок и не самый большой. Как и прежде основным поставщиком мяса в Россию южная часть Бразилии.
В перспективе запрет на ввоз свинины из Германии будет снят, когда анализ риска покажет, что продукты безопасны. Ожидается, что это решение будет принято не ранее конца марта.
По предварительным данным, в прошедшем году РФ увеличила производство свинины на 11%, или на 709 тысяч тонн, по сравнению с 2009 годом, когда было произведено 6,46 млн тонн мяса. По данным Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), за 10 месяцев 2010 года Германия поставила в Россию 80 тысяч тонн свинины (без субпродуктов), что составило 17% от общего импорта этого мяса. По словам Сергея Данкверта руководителя Россельхознадзора, импорт германской свинины с учетом поставки живых свиней в этом году оценивается в 130-140 тысяч тонн мяса. Поставки готовых мясных изделий из Германии не превышают 5 тысяч тонн, что не оказывает серьезного влияния на рынок.