«Нет, мало того что летом я из-за дронов три раза ночевала в аэропорту, а в сентябре почти месяц без интернета на даче сидела. Так теперь еще и должна доказывать, что я не дрон!» Приятельница от возмущения не находила печатных слов. Однако главное я поняла: она попала в число пострадавших от введения новой меры цифровой безопасности: суточной блокировки сим-карт тех, кто возвращается из-за рубежа или включает телефон после перерыва в 72 часа. Но дело, как выяснилось, было не только в этом:
10 ноября Минцифры РФ объявило о запуске нового (очередного!) механизма обеспечения безопасности и защиты от беспилотников. Вкратце суть его уже обозначила моя подруга: надо доказать, что ты не дрон. Ну а в ведомстве растолковали подробнее: «При попадании сим-карты на территорию России из-за рубежа нужно подтвердить, что она используется человеком, а не встроена в беспилотник. Для этого мобильный интернет и СМС на этой сим-карте блокируют на 24 часа — «период охлаждения» (ограничение касается и неактивной долгое время «симки»). А дальше можешь разблокировать ее пораньше по присланной оператором связи ссылке или по телефону, а нет, так жди, когда сама «разморозится» (на деле все не так просто, но об этом позже). Интересно, что ВЦИОМ, который очень любит интересоваться мнением россиян по поводу тех или иных действий власти, на сей раз почему-то не спешит с опросом.
О причине я догадалась, когда зашла во «ВКонтакте» на страничку Роскомнадзора (именно он в РФ ведает всеми блокировками интернета). Там немало комментариев, из которых и безо всяких опросов понятно: достали сограждан все эти эксперименты с Сетью! Ограничений все больше, целые регионы регулярно остаются без мобильного интернета, а дроны как летали, так и летают. И с телефонными мошенниками борьба не задалась, хотя уже и звонки в Telegram и WhatsApp (принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена на территории РФ) запретили — оттуда, мол, орудовали злоумышленники. Похоже, не только оттуда. 18 ноября на форуме по кибербезопасности топ-менеджер Сбера Станислав Кузнецов признался: несмотря на беспрецедентные меры, коренного перелома не произошло, и к концу года россияне потеряют даже на 15-20% больше, чем в 2004-м, когда телефонные аферисты похитили у граждан 300 млрд рублей. Отчего ж такая неприятность?
Обо всех причинах не скажу, но одна налицо: власть сама создает почву для успешных действий мошенников. Взять хотя бы то самое «охлаждение», а точнее, способ разблокировать сим-карты. Уж сколько лет специалисты по кибербезопасности твердят: не переходите по незнакомым ссылкам в письмах и СМС, не сообщайте никому код активации, который приходит, когда вы хотите зайти в личный кабинет в банке, на «Гос-услугах» или еще где. И сограждане худо-бедно это затвердили, заставив жуликов придумывать ходы позамысловатее. Но все равно в составленном Сбером перечне наиболее частых уловок, которые используют аферисты, два первых места занимают звонки от якобы операторов связи.
Сама не раз беседовала с такими «менеджерами», предлагавшими продлить договор или подтвердить данные паспорта. Последнее время, правда, все реже: на эту удочку, видно, уже мало кто попадается. И вдруг такая удача: мобильные операторы сами призывают для разблокирования сим-карт переходить по присланным ими ссылкам, а затем вводить код из СМС. Просто именины сердца для жуликов! Особенно пока, как сейчас, идет тестовый период, и возможны сбои.
Ведь как получилось у моей приятельницы. 12 ноября она прилетела из Стамбула. Говорит, «симку» (у нее «МегаФон») отключили сразу после прилета. По короткому номеру оператора разблокировать ее не удалось: робот минут 10 гонял ее по кругу и: повесил трубку. Пришлось идти по ссылке в сообщении от «МегаФона», однако сервис сработал только на четвертый раз, прислав наконец СМС для введения капчи (защита от ботов). «Капча оказалась настоящим ребусом, — вспоминала подруга. — Хорошо, что я уже получила багаж, прошла контроль и была в зоне прилета. И там рядом уселся молодой человек, поджидавший кого-то. Он и помог мне собрать эту проверочную мозаи-ку, причем трижды. И каждый раз приходилось перезагружать телефон. Часа полтора возились, пока не пришло уведомление от оператора о снятии ограничений. Правда, так было не у всех. Кто-то рядом мигом справлялся с капчей, другие диктовали данные по телефону. Были и те, у кого «симки» не блокировали вовсе».
Когда все заработало, подруга поблагодарила помощника и поехала домой. И уже в такси ей вдруг позвонили из «МегаФона»! Сказали, что данные паспорта некорректны, надо их подтвердить. И прислали ссылку на «Госуслуги». «Да мне же только что сняли блокировку!» — «Заблокируем снова, если не подтвердите через «Гос-услуги». — «Давайте по телефону передам». — «Если повесите трубку, номер будет заблокирован». Только тут она сообразила, что все это смахивает на хорошо ей знакомую схему развода, и сбросила звонок. Обошлось! Но так получается далеко не у всех.
Компании по кибербезопасности уже вовсю фиксируют рассылку СМС якобы от операторов связи, где абонентов предупреждают о включении «периода охлаждения» из-за выезда за границу. В сообщении есть и ссылка на фишинговую страницу, то есть на поддельный сайт (чаще всего «Госуслуг»), который имитирует авторизацию. А дальше включается «телефонный сценарий», когда жертву пугают взломом личного кабинета и пытаются выманить коды подтверждения или заставить перевести средства на другие счета. Первыми такие рассылки получили жители Калининградской области, а потом на Псковщине, в Забайкалье, на Сахалине и в других приграничных районах, где случайный роуминг (то есть захват телефоном сигнала сотовой вышки по другую сторону границы) — обычное дело.
Впрочем, мошенники способны рассылать фишинговые ссылки и прямо в аэропорту. По словам зампреда комитета Госдумы по информационной политике Анд-рея Свинцова, в аэропортах у выхода преступники могут размещать специальные приборы, которые считывают по Wi-Fi и по Bluetooth номера телефонов, чтобы сразу же отправить на них фальшивые СМС (думаю, в случае с моей приятельницей роль наводчика сыграл тот самый любезный молодой человек). Ну а среди других рисков, связанных с «охлаждением» сим-карт, депутат назвал серьезный удар по сфере ЖКХ: «У нас огромное количество приборов учета электричества по всей стране, которые имеют сим-карты и передают показания раз в месяц. Они, получаются, все сдохнут? Все котлы отопления отключатся, китайские автомобили встанут? Это ж какой ущерб!»
Андрею Свинцову вторят комментарии в соцсетях — о системах охраны и телеметрии, терминалах мониторинга топлива, трекерах техники, насосных станциях, ведь десятки тысяч «симок» стоят не в смартфонах, а в телематике. Они неделями работают в зонах без покрытия и не выходят в Сеть чаще чем раз в три — пять дней. Если такая техника заедет в зону связи после 72 часов «тишины», получит свой «период охлаждения» на сутки. А вместе с этим — потерю телеметрии, нарушение контроля за расходом ГСМ и местоположением, да и массу других проблем. Странная какая-то забота о безопасности граждан...

А в это время
8 ноября, во Всемирный день без Wi-Fi, Роскомнадзор разместил в соцсетях забавную картинку, как хорошо жить без Wi-Fi, и сопроводил ее шутливой подписью: «Отличный день, чтобы отложить эти ваши интернеты и провести его в окружении родных и друзей». Но россияне из самых разных регионов шутку не оценили: пост вызвал сотни гневных комментариев. Вот лишь несколько: «Отключите себе интернет! А мы уже третью неделю отмечаем этот праздник», «Вы издеваетесь? Полстраны оставили без интернета и теперь пытаетесь это как благо преподнести», «Классный праздник! Благодаря вам чуть ли не каждый день отмечаем», «Что-то ни одного положительного коммента — достали своими отключениями!», «Отключая интернет, вы лишаете детей с сахарным диабетом полноценной жизни. Родители используют специальные приложения для отслеживания уровня глюкозы у ребенка, когда он в садике или в школе, а без интернета это невозможно...».
Что называется, не до шуток.