Вечером в понедельник, 20 июня, из московского аэропорта Домодедово вылетел пассажирский самолет Ту-134 авиакомпании «РусЭйр». Он направлялся в Петрозаводск (Карелия), и на его борту находились 52 человека. Как выяснится уже на следующий день, первоначально оператором полета должна была быть авиакомпания «РусЛайн». Но за несколько часов до полета борт был заменен, поскольку «РусЛайн» приняла плановое решение о передаче рейса «РусЭйр». Авиакомпании сотрудничают в организации рейсов, а на этот раз в самолете не хватило посадочных мест в связи с увеличением пассажиропотока в летний сезон. Так объяснили в авиакомпании «РусЭйр», а в «РусЛайн» добавили, что хотя взялись за рейс Москва — Петрозаводск, но обычно авиакомпания специализируется на VIP-перевозках.
На подлете
Самолет уже подлетал к конечному пункту — аэродрому Бесовец. На этом этапе сообщения о полете приобретают характер неподтвержденных. По некоторым данным, авиадиспетчеры аэродрома в Петрозаводске потеряли самолет из видимости, когда тот заходил на посадку. Хотя в «РусЭйр» утверждают, что самолет получил разрешение на посадку.
О дальнейшей судьбе экипажа уже оповещало МЧС. Катастрофа произошла примерно в 23.55. Самолет, не долетев один километр до посадочной полосы, совершил жесткую посадку прямо на шоссе Петрозаводск — Суоярви. В причинах, побудивших пилотов к роковому решению садиться на дорожной полосе, сейчас разбираются следователи и авиаэксперты. Но согласно правилам пилот при возникновении любой непредвиденной ситуации при посадке должен увести борт на второй круг. К примеру, отказ пилотов уйти на второй круг привел в 2010 году к катастрофе польского борта номер один под Смоленском, в которой погиб президент республики Лех Качиньский. Тогда самолет садился в условиях туманного утра и зацепил верхушки деревьев.
Сейчас посадка проходила при схожих обстоятельствах. Лайнер садился в кромешной темноте и в тумане, рассказывали свидетели. Позже в Росавиации подтвердили, что погодные условия не благоприятствовали полету. «В 23.40 по московскому времени в понедельник в сложных метеоусловиях в аэропорту Петрозаводска на конечном этапе захода на посадку на удалении около 700 метров до порога
В авиакомпании «РусЭйр» предположили, что к трагической посадке могла привести неготовность
В региональном МЧС усомнились в версии «РусЭйр». «Аэродром был реконструирован 1,5 года назад, он оснащен резервными источниками питания, поэтому пока трудно предположить, что на нем могли выйти из строя наземные средства посадки самолета», — сказали «Интерфаксу» в МЧС Карелии.
Безымянныеспасатели
Как бы то ни было, самолет не сел, а фактически врезался в землю, отчего шасси подломились, и тормозной путь он преодолел на фюзеляже. В итоге лайнер, который, кстати, эксплуатировался с 1980 года, развалился.
О происшествии первыми сообщили очевидцы — автомобилисты, которые в эту минуту проезжали по шоссе. Они же и стали первым спасателями. «Картина на месте происшествия страшная. Тут месиво» — так описал место происшествия представитель прокуратуры Карелии
Вскоре к горящим обломкам самолета прибыли пожарные и спасатели. Через 50 минут после крушения пожар был потушен.
Три версии следствия
Официальный представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин доложил, что оперативная группа
Пока все группы экспертов и следователей воздерживаются от
По факту крушения возбуждено уголовное дело по статье 263 УК РФ (нарушение правил эксплуатации воздушного судна, повлекшее смерть двух и более человек). ?
Взлеты и падения
Международные эксперты уже несколько лет подряд признают российских авиаперевозчиков самыми ненадежными в мире. Так, по статистике, предоставленной Международной ассоциацией воздушного транспорта (IATA), в России крушения самолетов случаются в 13 раз чаще, чем в среднем в мире. Сравнимые цифры — только у африканских авиаперевозчиков. Но даже там ситуация ежегодно улучшается.
Интересна статистика и по катастрофам западных и отечественных бортов: на 1,5 млн. рейсов самолетов западного производства приходится один инцидент. Самолеты, произведенные в бывших республиках СНГ, летают хуже. Здесь показатель составляет 8,6 инцидента на 1 млн. рейсов, что вдвое больше показателя в африканских государствах. Человеческий фактор, плохая погода и недопонимание между диспетчерами и пилотами были и остаются основными причинами крушений.