Новости
Главная Культура 14:42 22 Декабря 2020 2270
Софье Толстой – человеку и экспонату

«Школа современной пьесы» задалась вопросом, тяжело ли быть женой гения

Анна Чепурнова
Без Толстого в его доме жизни нет - таков лейтмотив спектакля. Фото предоставлено театром «Школа современной пьесы»

Сколько написано, поставлено, снято о семейной жизни Льва Толстого… О великой любви легендарных супругов. Или: об эгоизме писателя и жертвенности его жены. Или: о страданиях гения рядом с посредственностью. Или… а может быть, не подгонять жизнь под однозначные ответы, а просто честно поставить вопросы, не боясь их противоречивости? Именно по этому пути пошли современный драматург Ольга Погодина-Кузмина, написавшая пьесу «Толстого нет», и режиссер Александр Созонов, поставивший по ней спектакль в театре «Школа современной пьесы».

В постановке о том, как семья писателя провела его последние дни, сам Лев Николаевич, уже неважно себя чувствующий, на сцене не появляется. Главная роль отдана его жене, которую сыграла Ирина Алферова.

Тяжела и неказиста жизнь спутницы гения. Ему — слава и гонорары. Ей — домашнее хозяйство, воспитание детей, многократное переписывание мужниных рукописей. А если наследников родилось 13, а супругу надо помогать с объемнейшим текстом «Войны и мира», вообще не очень понятно, как можно выдержать эту ношу.

В спектакле 66-летняя героиня Алферовой полноценнее и энергичнее собственных детей. Она шьет на машинке блузу и ловко играет в бадминтон, управляет слугами и защищает наследство мужа от рьяного толстовца Черткова. Но в то же время ведет нескончаемый монолог об обиде на супруга. Вспоминает, как всю свою жизнь буквально сложила к его ногам, а он изводил ревностью и в быту ни разу не «освободил» ее, не спавшую ночей у постелей больных детей. Эффектная внешность актрисы как бы подчеркивает всю глубину жертвы Софьи Андреевны. Но ведь и любви к Льву Николаевичу в ней уже почти нет – только жалость к «худенькому старичку, пожелтевшему от лекарств». Кажется, вздумай она выйти замуж за доктора (Борис Вайнзихер), который единственный из всех окружающих сочувствует ей и делает комплименты, героине жилось бы не в пример лучше.

Больше того, Толстая порой по-настоящему нравственно глуха к окружающим. Подозревая, что от ее сына забеременела служанка Катюша (Ольга Грудяева) – выдает молоденькую горничную замуж за сорокалетнего пьяницу-кучера. О том, что супруг «распутничал с крестьянками», откровенничает в присутствии обожающей отца дочери Александры, и та кричит в слезах: «Это не дом, это ад». Александру, которая кажется то синим чулком, то наивной испуганной маленькой девочкой, играет Валерия Ланская, и здесь ее образ совсем не похож на тот, к которому мы привыкли по работам актрисы в мюзиклах.

В отличие от сестры, флегматичный Илья (актер Иван Мамонов, внешне напоминающий правнука своего героя, телеведущего Петра Толстого) и желчный Лев (Павел Дроздов) больше озабочены не здоровьем отца, а его наследством, которого они могут лишиться из-за Черткова (Николай Голубев). В спектакле это демон-искуситель, настраивающий Толстого против жены и приставляющий к писателю своего шпиона под видом секретаря – молодого и наивного Валентина Булгакова (Александр Сеппиус).

Подчеркивая запутанность отношений, художник Лилия Хисматуллина и само пространство спектакля выстраивает причудливо. Действие разбросано по трем площадкам – в начале, конце и середине зала, артисты переходят с одной на другую по узкому помосту, буквально врезанному в зрительские ряды, а лица их крупно проецируются в ниши стен, сами же стены, дополняя эмоционально-визуальный образ, то покрываются загадочным узором, то вспыхивают огнем.

Финал постановки кажется несколько скомканным – впрочем, говорят, и сам побег великого старца из дома был спонтанным. Поражает лишь, как быстро без писателя все в его доме пустеет и обезличивается. И вот уже дети, слава богу, не оставшиеся без наследства, деловито расставляют в комнате музейные этикетки, одна из которых оказывается перед их матерью, формально живой, но застывшей от горя, словно мраморное изваяние.

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 9005
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5737
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 4360
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...

На экраны выходят два хита Венецианского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Я—капитан» с сайта kinopoisk.ru

В прокат выходят фильмы двух больших европейских режиссеров — итальянца Маттео Гарроне и француза Стефана Бризе. Оба автора увенчаны наградами национальных кинопремий, оба не раз соперничали между собой на международных...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 4155
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?