- Михаил Алексеевич, недавно ваш сын Марат сказал, что теперь его будут называть братом "той самой" Динары Сафиной. Неужели Динара опередила по популярности Марата?
- Марат имеет основание так говорить. Впрочем, я и за сына очень рад. Он ведь еще недавно собирался завершать карьеру. А в данный момент уже поднялся на 20-ю строчку рейтинга. Хотя, конечно, долгое время именно Марат являлся для Динары примером отношения к делу. Динара с раннего детства проявляла большой талант - так утверждали специалисты. Но мало ли по миру талантливых детей, которые и после напряженных тренировок никогда не добивались даже локальных успехов? Так что в школьные годы Динара вовсе не олицетворяла собой "будущее мирового тенниса". Но первые успехи брата на мировом уровне вдохновили ее. Между ними разница в возрасте 6 лет. Когда Динаре было 14, брат как раз возглавил мировой рейтинг. Наверное, это в какой-то мере настраивало ее на тяжелую работу, без которой немыслимы победы.
- Многие юные теннисисты, особенно российские, испытывают стресс от мысли: "В меня вложены деньги, а вдруг я не оправдаю доверие?" Как с этим обстояло дело в вашей семье?
- 10-15 лет назад наша семья не была зажиточной, даже по российским меркам. Но нам повезло: Марат, а потом и Динара уже в раннем возрасте показывали хорошую игру, так что нашлись спонсоры, которые потратились на заграничное обучение наших детей. Но от каких-то радостей жизни и нашим детям, и всей семье тогда приходилось отказываться. Причем на тот момент у нас не было уверенности, что Марат и Динара смогут зарабатывать теннисом большие деньги.
- У Марата был непростой этап в жизни, когда он даже решил отправиться покорять Эверест. А как Динара отнеслась к этому решению брата?
- Так же, как я - с пониманием. Как говорится, не теннисом единым жив человек. Марат, в отличие от своих сверстников, почти до 30 лет только и видел, что теннисные корты и все, что с ними связано. А в горах он получил массу прекрасных впечатлений. Так что если и Динара загорится подобной идеей, я ее отговаривать не стану. Даже морально поддержу.
- А как вы поддерживали Динару год назад, когда ей немало досталось от израильских зрителей во время Кубка федерации? Ведь тогда болельщики оскорбляли наших спортсменок, а у Анны Чакветадзе даже случилась истерика.
- Никак. Для этого есть капитан сборной Шамиль Тарпищев, который прекрасно разбирается с вопросами и комплектования команды, и морального климата в ней. Но если бы наша сборная в том матче уступила, Динаре, без сомнения, сложнее было бы потом восстановиться психологически. Кстати, спустя полгода на Открытом чемпионате США Динара так и сказала: после Израиля мне уже ничего не страшно. Наверное, каждому спортсмену полезно пережить такой стресс. При условии, конечно, что у него хватит сил успешно преодолеть последствия.
- С кем-то из родителей известных теннисисток вы дружите семьями? И с кем, кстати, больше общается сама Динара?
- У Динары из теннисисток мировой элиты лучше всего сложились отношения с Настей Мыскиной, которая, правда, уже завершила карьеру. Но мы Настиных родителей не очень хорошо знаем. Просто потому, что редко с ними пересекались. Хотя я вообще о таком не слышал, чтобы родители известных теннисистов дружили между собой. Теннис - индивидуальный вид спорта, и на любом турнире, кроме Кубка федерации, любая из россиянок для Динары - такая же соперница, как и зарубежные. Но мы с Раузой, мамой Динары, за наших, конечно, всегда переживаем. А за Мыскину, пока она играла, болели особо горячо.
- Не жалеете, что Динара на Олимпиаде решилась еще и в парном разряде выступать?
- Я считаю, что серебряная олимпийская медаль - уже очень большое достижение, даже без всяких поправок на усталость и тяжелый график. А Елена Дементьева относится к тем спортсменкам, которым не стыдно проиграть матч любого уровня и при любых обстоятельствах. Выступать только индивидуально либо еще добавить и турнир пар - все это решала сама Динара. Она опытная спортсменка, рассудила все правильно. Если бы она заранее отказалась от возможности достичь максимального результата, было бы больше поводов для сожаления.
- Кроме тенниса, какие виды спорта Динаре интересны?
- Думаю, футбол больше других. Болельщицей "Спартака" она, как все в нашей семье, стала с детства. И, конечно, сборной России. Кстати в расположении теннисной команды при подготовке к матчам Кубка федерации Шамиль Тарпищев иногда устраивает девчонкам футбольные матчи. Это хорошее средство общей физической подготовки, а также снятия психологического напряжения и улучшения микроклимата в сборной. Несколько раз я наблюдал эти матчи теннисисток. Мне кажется, Настя Мыскина и Аня Чакветадзе половчее с футбольным мячом обращаются, чем Динара. А в одном из интервью я прочитал, что Динара также болеет за испанскую "Валенсию". Это неправда, она на самом деле симпатизирует мадридскому "Реалу", а в этом испанском городе осваивала премудрости тенниса.
- Часто находите ошибки в статьях про свою дочь?
- На одном сайте сообщили, что Динара Сафина владеет японским и итальянским языками. Это для меня стало новостью. На самом деле Динара любит кухню этих стран. А из иностранных выучила английский и испанский.
- Татарский она знает?
- На самом элементарном уровне. Простыми фразами объясниться может. В семье мы всегда говорили по-русски.
- Любители спорта рьяно обсуждали, как Динара ругалась во время прошлогоднего "Ролан Гаррос". Вы после этого делали ей внушения?
- Может быть, она так сильно сосредоточилась на результате, что на такую "мелочь" не обратила внимание. Мне очень не хочется, чтобы о человеческих качествах Динары судили исключительно по тем словам, которые у нее вырвались в пылу борьбы, а она не подозревала о том, как четко микрофон все передает в прямой эфир.
- Вообще-то я был свидетелем того, как за пределами корта Динара вела себя очень доброжелательно с журналистами и болельщиками...
- Тот случай с Динарой в Париже мы с Раузой, конечно, не оставили без внимания. Сделали Динаре внушение, хотя она уже взрослый и самостоятельный человек. Надеюсь, ничего подобного вы больше никогда и нигде от Динары не услышите.
- Скажите, а своими планами о личной жизни Динара с вами не делилась?
- Насколько я знаю, ближайшие планы Динары связаны с теннисом. Моя дочь - очень целеустремленный человек и стремится реализовать себя в спорте по максимуму. В то же время Динара уже взрослая девушка, возможно, у нее есть соображения личного характера, но откровенных разговоров на эту тему у нас с ней не было.
Наше досье
Динара Сафина родилась 27 апреля 1986 года в Москве. С 8 лет тренировалась в теннисном клубе "Спартак" у своей мамы, Раузы Ислановой - мастера спорта международного класса, бывшего игрока сборной СССР. 20 апреля 2009 года стала первой ракеткой мира. Серебряная призерка Олимпиады в Пекине. Старший брат, Марат, также был первой ракеткой мира.
Михаил Сафин родился 8 апреля 1948 года в Моск-ве. Окончил Институт стали и сплавов (МИСиС). По специальности инженер. Работал в теннисном клубе "Спартак". Потом был назначен директором клуба.