
20 мая в Большом зале Санкт-Петербургской академической филармонии имени Дмитрия Шостаковича стартовал XXVIII Международный фестиваль «Музыкальный Олимп» — одно из самых любимых петербуржцами и гостями города культурных событий сезона белых ночей. О нем рассказывает известная телеведущая и продюсер классической музыки Ирина Никитина-Хефлигер.
— В этом году фонд «Музыкальный Олимп» отмечает свое 30-летие. В чем главная идея проекта и чем он отличается от остальных летних музыкальных фестивалей?
— Фестиваль был задуман в 1995 году — и ему в мире нет аналогов. Это парад победителей. Фестиваль отбирает молодых музыкантов со всего мира, лауреатов крупнейших международных музыкальных конкурсов, таких как конкурс Чайковского, конкурс королевы Виктории. И они выступают вместе с симфоническими оркестрами на лучших концертных площадках Санкт-Петербурга: в Большом зале академической филармонии имени Дмитрия Шостаковича и Государственной академической капелле.
За 30 лет фестиваль заслужил репутацию одного из наиболее авторитетных событий в мире музыкального искусства, став «знаком качества» и хорошего вкуса для зрителей. Он дал путевку в международную концертную жизнь талантливым исполнителям из 48 стран мира — таких уже более пяти сотен. Сейчас многие из них стали звездами мировой классической сцены.
Благодаря концертным программам Фонда в России впервые выступили многие ведущие артисты и коллективы, среди них такие звезды, как Андраш Шифф, Дайана Кролл, Бобби Макферрин, Йо-Йо Ма, оркестр Венской филармонии.
— Участие в «Олимпе» — это всегда путевка в премьеры?
— Конечно, нет. Это признание заслуг на данный момент. А как уж будет складываться судьба, зависит от очень многих факторов: таланта, удачливости, усердия, стойкости. В этом смысле больше везет публике — она слышала многих музыкантов на взлете.
— А не было идеи расширить фестиваль и привезти его в Москву?
— Я петербурженка, и мне хотелось организовать такой праздник для жителей своего города. В Москве, по-моему, хватает культурных событий. Но у нас проводятся и выездные концерты — конечно, в первую очередь в российской столице, а еще в Цюрихе, Берлине, Баку, Сингапуре, Ренне, Пекине. Это были пилотные проекты. В принципе солистов можно привезти в любой город, но нужны хорошие оркестры и залы.
— А какие у вас требования к залам? Я, например, люблю бывать на фестивале «Лето. Музыка. Музей» в Истре. Это непередаваемые впечатления: прелюдия к «Послеполуденному отдыху фавна» Дебюсси в декорациях Леона Бакста на фоне заката над Новоиерусалимским монастырем.
— Оупенэйры — это очень мило. Но музыкантам играть там нелегко — это посторонние звуки, капризы погоды. К тому же нашим юным талантам очень важно выступить в исторических академических залах, где живет дух великих исполнителей и композиторов прошлого. Не то что бы я не люблю оупенэйры, просто фестиваль не для этого.
— Что будет происходить в этом году?
— Перед слушателями выступят музыканты из России, Мексики, Вьетнама, Китая, Великобритании, Австралии, Казахстана. Кстати, из Австралии прилетит мальчик феноменальной одаренности Феликс Со, который получил наш приз «Перспектива». В числе солистов лауреат Международного конкурса пианистов в Лидсе (Великобритания, 2024) Кхань Нхи Луонг (Вьетнам), лауреат I премии XVII Международного конкурса имени Чайковского Семен Саломатников. Фрагменты из опер Верди, Масканьи, Массне исполнит лауреат Международного конкурса вокалистов имени Станислава Монюшко (Варшава, Польша, 2022) мексиканец Алехандро дель Анхель.
На сцену выйдет также заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии под руководством Федора Безносикова. Что же касается репертуара, то это классические концерты — сочинения Моцарта, Шопена, Мендельсона, Минха, Сибелиуса, Бетховена. В программе открытия — сочинения советского композитора, автора музыки к фильму «Человек-амфибия» Андрея Петрова и эстонского композитора Эйно Тамберга.
— В русских программах все чаще участвуют китайские и вьетнамские артисты. Слышала выступление их оркестра в «Зарядье», а моя подруга была на китайском балете в Большом — это такое виртуозное и слаженное исполнение, что балет не отрываясь смотрел девятилетний ребенок.
— Вы совершенно правы. Сейчас время азиатских музыкантов. На них огромный спрос во всем мире — они хоть и вышли на мировую сцену с запозданием, но абсолютно завораживают публику. У них великолепные педагоги — ведущие сцены приглашают преподавателей из Китая, Японии, Кореи, а они отправляют в Европу, Россию и Америку своих студентов. Для меня это показатель отношения государственных чиновников к культуре — цивилизованное общество будет там, где много музыки.
Гостями моей программы «Энигма» на канале «Культура» был, например, Хаожань Ли, постоянный приглашенный дирижер Мариинского театра и главный дирижер Пекинского симфонического оркестра. С детства Хаожань был одержим русской музыкой и мечтал когда-нибудь поработать на родине своих кумиров — Рахманинова и Чайковского. Была прекрасная корейская певица Суми Чо, с которой выступал Дмитрий Хворостовский. Кстати, Азия — прародина музыкальной культуры, мало кто знает, что первый симфонический оркестр возник в Маниле.
— Насколько сложно сейчас поддерживать международные связи?
— Музыка — универсальный язык, он стирает все границы. Так что чаще всего не приезжают из-за сложностей финансово-транспортного толка. Перелет стал долгий и дорогой. Хотя, конечно, музыканты, не уверенные в своих карьерах, иногда вынуждены прислушиваться и к политическим мотивам.