Главная Культура 19:09 23 Ноября 2023 3149
Начальство трясет – театр работает

«Адриана Лекуврер» появилась на сцене Большого очень вовремя

Сергей Бирюков
Для Адрианы (Динара Алиева) в мире существуют лишь две вещи – театр и любовь. Фото Дамира Юсупова предоставлены Большим театром

Нынешний тревожный мир, турбулентные дни в Большом театре, о подвижках в судьбе которого писал и «Труд»… Почему же на афише в эту пору – не что-то масштабно-духоподъемное, а сугубо лирическая драма «Адриана Лекуврер»?! Евгений Писарев, режиссер-постановщик стартовавшей здесь в середине ноября продукции, наверное, и не предполагал, до какой степени придутся кстати его слова, произнесенные, конечно, задолго до теперешних потрясений, чтобы успеть попасть в буклет спектакля: «В трудные, переломные времена зрители приходят в театр не для того, чтобы увидеть подтверждение своих страхов и отчаяния, а для того, чтобы погрузиться в историю, которая не имеет ничего общего с жизнью, историю, пронизанную светом, мечтой. Она может быть и комедийной, и драматической, но должна вызывать потрясение».

Сказано, правда, не только, а может быть не столько о сегодняшней «Адриане», сколько о ее драматическом воплощении 1919 года в Камерном театре. Родном и для Евгения Александровича, ведь та сцена – прямая предшественница его нынешнего главного места службы – Театра имени Пушкина. Вот тогда, в третий год революции (помните страшную оду ему в булгаковской «Белой гвардии»?), и перипетии были не чета нынешним. Но публика начала ХХ века оценила спектакль Александра Таирова с великой Алисой Коонен в заглавной роли, шедший затем 30 лет, включая войну, вплоть до разгона коллектива в сталинскую кампанию борьбы с космополитизмом.

Сегодня в «тревожные дни» потребность в «Адриане» испытал уже Большой театр, имея к тому свой резон – изумительную музыку, на которую Франческо Чилеа помножил благородную драму Скриба и Легуве. Евгению Александровичу, возможно, немного досадно, что не его театр взялся за столь выигрышный сюжет, и он постарался дать «пушкинцам» возможность напомнить о том, что и они не лыком шиты: ближе к концу звучит записанный на пленку голос Александры Урсуляк, по-русски читающей финальный монолог Адриенны (так ближе к французскому произношению этого имени).

Прекрасное, притом вполне деликатное вкрапление: ведь реальная Адриенна Лекуврер и была драматической актрисой, одной из звезд «Комеди франсез», в начале XVIII века принесшей на сцену небывалую подлинность чувств. Но в постановке ГАБТа это именно вкрапление, оттеняющее главное – трогательную красоту и трепетность музыки.

Чилеа в плеяде итальянских композиторов рубежа веков часто называют «младшим соратником Пуччини». Тем самым как бы ставя его во второй ряд славного созвездия. И действительно, на пять (минимум!) мировых пуччиниевских шедевров маэстро Франческо смог ответить только одним – зато каким! Да, в мелодическом и гармоническом языке у него много общего со старшим коллегой, но то скорее типичные признаки национальной школы и эпохи. В пастозности мазков, в разящей полярности контрастов он, конечно, уступит создателю «Тоски».Но сила Чилеа в другом – в невероятной проникновенности интонаций и тонкости музыкальной ткани. И тут он – верный продолжатель заветов самой Адриенны, если верить сохранившимся описаниям ее искусства.

Но далеко не только арии и ансамбли заглавной героини растапливают душу оперного зрителя. И не одни лишь монологи Мишонне, любящего свою подопечную явно больше, чем полагается просто старшему коллеге по труппе, обнимают слух благородным теплом. Ведь даже выходная ария и вся линия главной злодейки, Принцессы де Буйон, говорят о настоящей любви, сжигающей изнутри, но и грандиозно укрупняющей эту натуру.

Ксения Дудникова и Нажмиддин Мавлянов в партиях Принцессы де Буйон и Мориса

Оркестровая составляющая «Адрианы» – тоже одна из оригинальнейших сторон этой оперы. По сравнению с уже упомянутым Пуччини здесь все как бы сдвинуто в сторону тишины – но проработанность красок и оттенков невероятна. Вплоть до возникновения своеобразных оркестровых персонажей – спутников сценических героев: для Адрианы это скрипки и арфа, дополняемые печальными голосами гобоя и кларнета, для Принцессы – низкие деревянные и трубы, отчаянно-страстно артикулирующие тему смятенной тревоги, преследующую ревнивицу.

Да и по стилю Чилеа вовсе не плоскостен. Один галантный балет «Суд Париса» из третьего действия с его великолепно стилизованной сюитой старинных танцев чего стоит (привет интермедии «Искренность пастушки» из «Пиковой дамы» Чайковского?). А неожиданные залеты далеко вперед, в острую характерность Равеля (комический дуэт Принца де Буйон и Аббата де Шазёя, перерастающий в секстет с театральными насмешниками в первом действии)?..

Все это любовно уловлено дирижером-постановщиком Артемом Абашевым и послано в зал в виде изумительного музыкального букета.

Главными украшениями в котором, конечно, являются вокальные партии. Здесь, правда, не все равноценно. Нет никаких замечаний в адрес благородного баритона Владислава Сулимского (Мишонне), но это все же герой второго, пусть и очень важного плана. Совсем не захватила меня поначалу Динара Алиева с ее мощным сопрано, более подходящим какой-нибудь вагнеровской Брунгильде. Но чем ближе к концу, к сцене смерти Адрианы, тем отчетливее теплел и этот императивный голос. Пожалуй, больше соответствовала образу своей мятущейся героини, Принцессы де Буйон, Ксения Дудникова. Но положа руку на сердце – при пении обеих я испытывал ностальгию по пронзительно точному в музыкальном и эмоциональном отношении проживанию ролей великими Миреллой Френи и Фьоренцей Косотто, привезшими нам «Адриану» летом 1989 года во время гастролей театра «Ла Скала».

В роли Мишонне – Владислав Сулимский (Мариинский театр)

Не испытывая ностальгии по тогдашнему Морису – Петеру Дворски, сделавшему своего героя уж слишком слащаво-пафосным, тем более снимаю шляпу перед Морисом нынешним – Нажмиддином Мавляновым, чей гибкий тенор передал всю противоречивость этого персонажа –лукавого, куртуазного, но в кульминационные моменты поднимающегося до высоты чувств, которых достойна его избранница.

Под конец вернусь к визуальной стороне спектакля. Он не столь академичен, как итальянская версия 1989 года. Хотя уважение к историчности постановщики проявили (преимущественно в костюмах авторства Виктории Севрюковой). Но главное внимание здесь уделено эмоциональности сцены, которая благородно-торжественна в первом действии с его фиолетово-золотистыми театральными драпировками, романтически-тревожна во втором (ночная вилла Дюкло), бутафорски-небесна в третьем (пастораль в саду) и элегически-поминальна в четвертом (теплящаяся свечами комната умирающей Адрианы). Еще бы, ведь все это придумал волшебник сценографии Зиновий Марголин.

Нехитрый, но взявший за сердце визуальный лейтмотив – дюжина капельдинеров в синих костюмах, служащих то хранителями театрального реквизита в начале, то разносчиками яств на пиру, то под конец – театральными дУхами, провожающими уход Адрианы трепетом рук-крылышек. Неназойливо, трогательно, символично.

Как неназойлив, трогателен и тем глубоко символичен сам спектакль «Адриана Лекуврер», явившийся в пору, «когда над головой грохочут громы». Этаж начальства потряхивает, великий театр продолжает творить красоту.

P.S. За неделю с лишним, прошедшую с момента известия о приходе Валерия Гергиева в Большой, официально о его назначении так и не объявили. И Владимир Урин, согласно сообщениям информагентств подавший 17 ноября заявление об увольнении, продолжает исполнять обязанности гендиректора ГАБТа. Что это означает, можно только догадываться. Но, собственно, в этой ситуации ничего принципиально нового. Подумать об объединении дирекций Мариинки и Большого президент России Владимир Путин предложил Валерию Абисаловичу еще весной 2022 года. Тогда дирижер, в последнее время предпочитающий обходиться без публичных заявлений, не дал определенного ответа. Вот и сейчас с его стороны – молчание. Может быть, Урин и станет его «наместником» на московской Театральной площади? Этот наименее травматичный вариант, думаю, устроил бы многих.

Культура 00:51 / 24 Октября 2025 23114
Высоцкого обнулили

Новый фильм «Алиса в Стране чудес» не вызывает никаких эмоций, оставляя после себя ощущение зияющей пустоты

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Главная героиня Алиса в исполнении Анны Пересильд. Фото из открытых источников

Сказка «Алиса в Стране чудес» была написана в 1865 году английским математиком, поэтом, прозаиком Чарльзом Лютвиджем Доджсоном и опуб-ликована под псевдонимом Льюис Кэрролл. Первые рецензенты посчитали, что «перегруженные...

На этот раз загребущие ручки девелоперов дотянулись до легендарных Бердовских заводов

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
На Матисовом острове в 1792 году был основан первый в Петербурге частный механический и литейный завод

Петербургские градозащитники обратились к руководству ООО Fizika Development с просьбой не сносить постройки «Франко-русских заводов», а интегрировать их в свой проект застройки. Речь идет о Матисовом...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Разговор с издателем детских книг Михаилом Визелем

Дарья Сомова
Труд
За пять лет в серии «Ласка Пресс» (ИД «Городец») вышло немало роскошно иллюстрированных, переведенных с итальянского, французского и испанского детских книг

В череде осенних событий, связанных с детской литературой, - а это и первый форум детских писателей в обновлённом Союзе писателей, и ежегодный фестиваль детского чтения в РГДБ, - есть и такое: пятилетие серии «Ласка-Пресс» (ИД «Городец»),...

Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова отмечает свое 125-летие

Ирина Муравьева
Труд
Более 700 произведений включает сегодня репертуар Хоровой капеллы – от русской духовной музыки и народных песен до опер, ораторий, рок-музыки и эстрады

Искусство Хоровой капеллы Юрлова известно нам хотя бы потому, что голоса ее звучат в фильмах «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Мы из Кронштадта» и других культовых...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

«Я сделаю предложение, от которого невозможно отказаться». Помните зловещую фразу, которую произносит дон Корлеоне в знаменитом романе Марио Пьюзо «Крестный отец»? Между прочим, автора той книги, как и создателей...

Странная профессия для мужчины, осевшего в русской глубинке: артист-вокалист

Андрей Гореловский, Луховицы, Московская область
Труд
По словам Владимира Константиновича, ему хочется, чтобы артисты пели, а не открывали рот под фанеру. Фото автора

Не слесарь, не пекарь, не шофер, не строитель, а певец, преподаватель вокала. Знакомьтесь: Владимир Романов, творческий человек и дачник-удачник из подмосковных Луховиц. Родился в Тольятти в 1965 году,...

Культура 00:16 / 24 Октября 2025 5497
Трамп обрушил рейтинги

Причина этому – взаимоисключающие заявления самого, наверное, беспокойного президента США за всю историю этой страны

Сергей Беднов
Труд
Болтовня неистового Донни нанесла удар по самой неожиданной цели: российским политическим ток-шоу. Фото: CNP/AdMedia, globallookpress.com

Минувшим летом Госдума выдвинула законопроект, направленный против магов, тарологов и прочей публики, морочащей доверчивым гражданам головы. Правительство тогда народных избранников не поддержало. А зря. Разве можно считать нормальной...

Культура 21:01 / 25 Октября 2025 5375
«Бригада» на совести

«Это преступление перед Россией, в котором я участвовал», - заявил Павел Майков (Пчела)

Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Павел Майков, прославившийся ролью Пчелы в знаменитой гангстерской саге, осудил знаменитый проект. «Никто не думал, как прогремит сериал про конченых отморозков. Когда показывали «Бригаду», улицы пустели, преступность...

«Подвижек нет», - сообщил сам автор программы Никита Михалков

Труд
Фото: Никита Михалков/news.ru, globallookpress.com

Телевидение широко отмечает 80-летие Никиты Михалкова, показывая как фильмы, так и спецпроекты, посвященные режиссеру. В ходе одного из интервью юбиляра спросили, когда уж наконец его авторскую программу «Бесогон»,...

Культура 20:01 / 18 Октября 2025 3870
Американец гадит

«Американец» - так будет называться криминальный сериал, действие которого происходит в 1949 году

Труд
В Фильме снимаются Антон Шагин и Любовь Константинова. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

Думал ли наш зритель, когда с упоением смотрел «Место встречи изменить нельзя», что пару десятков лет спустя производители сериалов один за другим начнут штамповать кино о борьбе с послевоенным бандитизмом? «Крик совы»,...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?