Главная Культура 00:01 23 Декабря 2022 18208
Наталья Дурова - младшая: Звери плохого человека за версту почуют

В театре «Уголок дедушки Дурова» – Новая сцена. Новая руководительница. И Новый год

Александр Славуцкий
Забота и любовь даже самого колючего зверя сделают преданным другом. Фото предоставлены пресс-службой театра «Уголок дедушки Дурова»

В любимом зрителями театре «Уголок дедушки Дурова» жизнь бьет ключом. Недавно открылась Новая сцена. Амфитеатр зрительного зала полукругом спускается к манежу, а зрители первых рядов буквально окружены театральным действом.

Еще одна важная перемена — в театре появился молодой руководитель. Точнее, руководительница: на смену народному артисту России Юрию Дурову, возглавлявшему театр 15 лет, пришла его дочь — известная дрессировщица, представительница пятого поколения легендарной династии Наталья Дурова-младшая.

Ну и какой декабрь без новогоднего обновления афиши? О полуторавековых традициях театра зверей и его сегодняшней жизни мы поговорили с Натальей.

— Твой папа еще несколько лет назад говорил, что начинает готовить тебя на замену себе. Как это происходило?

— Сказать, что у нас с ним была какая-то специальная, по пунктам размеченная программа моего обучения, как это, допустим, бывает в институте, нельзя. Папа постепенно, начиная с незначительных моментов, стал передавать мне решение все большего круга вопросов. Если говорить о режиссуре, то на Малой сцене я ставила спектакли уже довольно длительное время и в общей сложности поставила их семь, но вот Большую сцену по-настоящему осваиваю только сейчас. Мы уже перенесли сюда с Малой «Сказку рыбки Золотой» и «Счастливый день Емели». А недавно состоялась премьера «Зимней сказки», которую от начала до конца я делала уже для Большой или, как мы ее сейчас называем, Старой сцены.

— Можно сказать, что руководящая работа больше не подкидывает тебе никаких сюрпризов?

— Сказать так никогда нельзя, жизнь неистощима на вопросы и сложности. Многому приходится учиться на ходу, но я понимаю, что это нормально, знания приходят с опытом. Замечу лишь, что в новой роли ощущаю себя вполне комфортно и никакого страха не чувствую. Все-таки это наш родной театр, в котором я работаю больше 15 лет, изнутри хорошо изучила его устройство. И чувствую себя полноправной продолжательницей семейного дела.

— Но когда сам Юрий Юрьевич стал во главе Уголка Дурова, работа театра сильно изменилась. При Наталье Дуровой-старшей представления включали отдельные номера с животными, этакий цирк на сцене, а твой отец, ее младший брат, начал ставить полноценные спектакли с сюжетом, декорациями, музыкой. Ну, а у тебя какие стратегические цели?

— Мне кажется, менять папин подход было бы совершенно неправильно. Публика успела полюбить наши сюжетные спектакли, где главные роли исполняют животные. Ничего снимать с репертуара мы не собираемся, только будем пополнять его другими постановками. А главная из стоящих сейчас перед нами задач — освоить Новую сцену. За помощь в строительстве которой, пользуясь случаем, хочу поблагодарить мэрию Москвы и ее департамент культуры. Без них мы бы с этим сложнейшим делом не справились. Можно сказать, что для нас Новая сцена — новый виток в истории театра.

— Легко ли было приучить зверей к непривычному помещению?

— Очень нелегко. Это же новые запахи, акустика, цвета, расположение объектов — все то, к чему так чувствительны животные. Но благодаря таланту и опыту наших дрессировщиков там уже идут спектакли. Недавно с успехом прошла премьера обновленной версии нашего новогоднего представления «Необыкновенное путешествие». Правда, с крупными животными — слонами и бегемотами — возникли проблемы. Вести их на Новую сцену из старого помещения приходится через двор, где слышен шум машин, трамваев... А еще сейчас минусовая температура, и я не хочу рисковать их здоровьем, выводя во двор. Так что до теплого времени года они у нас на Новой сцене не работают. Но нам обещают построить переход, и тогда слоны и бегемоты смогут выступать на всех площадках независимо от погоды.

Слоны пока что работают только на Старой сцене, но скоро им построят теплый переход на Новую

— Ты упомянула новогодние постановки — а можно поподробнее: что приготовил театр для публики на эту праздничную пору?

— На Старой сцене, как я уже сказала, идет «Зимняя сказка». В двух словах ее сюжет таков: поскольку перед Новым годом у Деда Мороза очень много забот по всей планете, в спешке он забыл поздравить ребят из соседнего городка. Решил исправить ошибку, да впопыхах рассыпал подарки из мешка. Как теперь потерянным игрушкам попасть к детям? Тут проявляет свою силу волшебный кристалл — игрушки оживают и находят дорогу к ребятам. Наши зрители увидят на сцене лис, попугаев, скунсов, фенека (маленькая пустынная лисичка), хорьков, обезьянку, дикобразов, нутрий, слона и бегемота.

В «Необыкновенном путешествии» создатель нашего театра Владимир Дуров и его спутник Журналист собираются в захватывающий круиз по разным странам, где им встретятся очень интересные животные: рыси, козочки, обезьянки-макаки, морской лев, носухи, собаки, кошки, волки, верблюды и слон.

— У тебя большой опыт выступления с морскими львами, слонами, пони, барсуками, собаками. Но, наверное, с появлением новых обязанностей эту деятельность придется сократить?

— Нет, работа с животными остается для меня главной. Как и раньше, репетирую по 5-6 часов в день. А административной работой занимаюсь в другое время. В результате мой рабочий день длится 12 часов. Приезжаю к восьми утра, занимаюсь делами по руководству театром. А затем выхожу на сцену, где продолжаю повторять старые трюки и готовить новые. Никогда не стою на месте. Например, с группой молодых слонов мы каждый день репетируем что-то новое. И так почти со всеми моими подопечными. Есть у меня старая морская львица — вот ее я уже ничем незнакомым не загружаю, но когда появится молодой морской лев — конечно, подготовлю с ним совсем другую программу.

— Что мотивирует тебя на двойной объем работы?

— В первую очередь любовь к моим подопечным. Тем более что, например, морских львов и слонов я просто не могу передать другому дрессировщику, так как они никого, кроме меня, к себе не подпустят. У нас даже рабочие по уходу за этими животными сперва проходят определённый «курс молодого бойца». Общаются с более опытными рабочими, ночуют здесь — чтобы животные к ним привыкли, и только после этого вступают с ними в контакт.

Морских львов, как и слонов, Наталья не может передать другому дрессировщику — они его к себе просто не подпустят

— Кто из питомцев тебе особенно дорог?

— Они все мне безумно дороги. И даже те, которых, к сожалению, уже нет, остаются в сердце и памяти. Если помните, в книге про «Гарри Поттера» есть момент, когда он разделил свою душу на мелкие-мелкие кусочки. И я разделила свое сердце на множество частей, которые отдала каждому из моих животных. Причем в равных размерах — неважно, слон ли это, альпака, морской лев или собачка. Я их всех люблю одинаково, они все прекрасны.

Например, была у нас замечательная собака, которая в спектакле «По следам снежной королевы» выбегала в массовой сцене, где мы играли в снежки. Делала свои трюки и убегала, обязательно забирая при этом один снежок. Для нее это была и работа, и игра. Сейчас я выступаю с молодой слонихой, которая любит импровизировать. Во время выступления вдруг может исполнить какой-нибудь трюк не по плану.

Наталья, как Гарри Поттер, разделила свое сердце поровну между всеми подопечными, неважно — слон это или маленькая собачка

— С барсуком Чуком у тебя вроде тоже был забавный эпизод?

— Был. У нас есть обычай — после программы предлагаем интересующимся посмотреть репетицию новых номеров. И вот Чук вышел на ковер, на котором перед тем работали медведи, почуял запах и... пошел по медвежьему следу. Совершенно забыл про работу, не обращал внимание на мои команды — так и дотопал до самых кулис.

А как-то давно мы с родителями работали в одном из цирков. По стене неподалеку от слоновника проходила труба отопления с красным фигурным вентилем. И слониха, чье любопытство пробудила его причудливая форма, начала крутить кран хоботом, в результате чего произошёл небольшой потоп.

Совсем смешная история приключилась с козлом, которого я взяла крохотным. Чтобы он не скучал, посадила его к собакам, и через какой-нибудь месяц мимо этой компании невозможно было пройти без смеха, потому что мой козел начал ... гавкать, то есть блеять не протяжно, а отрывисто и резко. Также он научился есть сухой корм, а еще приноровился воровать у собак мясо. Если на репетиции у кого-то из них падал кусок, он тут же подбегал и проглатывал. Неплохая добавка к сену и морковке, да?

— Для тебя важно быть частью рода Дуровых?

— Конечно, есть ощущение, что за мной стоит великая династия. Но это не означает, что я ставлю себя в один ряд с ее замечательными представителями — еще не заслужила. Для меня сейчас главное — не ударить в грязь лицом. Мои родители делали такие номера, которые до сих пор никто не может повторить, я только мечтаю освоить некоторые их трюки, ставшие классикой русского цирка. Уникальный вклад в наше искусство внесли и дедушка, прадедушка, наконец прапрадед, который основал Уголок, до сих пор остающийся единственным в мире театром зверей.

— Многие зрители помнят, какой колоритной фигурой была Наталья Дурова-старшая. Остались у тебя воспоминания о тете?

— Их не очень много: мы с родителями, как это бывает с цирковыми семьями, постоянно ездили по стране. И с тетей виделись лишь изредка, когда возвращались в Москву и приезжали к ней в театр. Помню, она всегда сидела за столом с папиросой «Беломорканал» и в шляпе. А рядом — ее знаменитый шимпанзе Яша, который почему-то не любил бородатых мужчин и дергал их за бороды. Между прочим, впервые на сцене я оказалась благодаря тете. Мне было года три-четыре, и мы пришли на спектакль. И вдруг во время действия Наталья Юрьевна говорит, что хочет познакомить зрителей с будущей артисткой. Вывела меня на сцену и предложила покормить пеликанов. А сама куда-то ушла. И я осталась одна с огромными птицами, которые с жадностью смотрели на рыбу и не понимали, почему их не кормят, а я не знала, что делать, и от растерянности заплакала. Это при полном зрительном зале! Тогда папа поднялся и забрал меня со сцены. А какая-то зрительница, которой, видимо, стало меня жалко, подошла и угостила конфетой.

— Похожа ли ты чем-либо на Наталью Юрьевну?

— Ну, это другим лучше судить. Мне кажется, я прежде всего похожа на своих родителей, хотя сильный характер — это черта всех Дуровых.

С раннего детства и до сегодняшнего дня главный авторитет для Наташи — это ее родители

— Наталья Дурова могла прийти в мэрию или даже Кремль с обезьянкой на плече...

— Вот тут мы с ней точно разные. Да и времена меняются. Нет, все же решать вопросы в Госдуме или департаменте культуры лучше сугубо человеческими способами.

— Когда-то цирковая тема занимала заметное место в телеэфире — транслировались спектакли, сннмались фильмы о выдающихся артистах... Нет ощущения, что сегодняшнее телевидение о цирке подзабыло?

— К сожалению, есть такое ощущение. Хотя тема очень важная, особенно для детей. Если бы они видели работу настоящих дрессировщиков, это укрепило бы в них любовь к братьям нашим меньшим.

— Но некоторые зоозащитники уверяют, что животные в цирке — это дикость и насилие над природой.

— Подозреваю, что мы, артисты-дрессировщики, лучше зоозащитников знаем, как относимся к животным. Как ухаживаем за своими питомцами, любим их, развиваем, лечим. Животные для нас — отдельный мир, в котором мы от зари до зари. И всю нашу жизнь. Конечно, в любой профессии есть шанс встретить недобросовестного человека, будь то врач, который плохо лечит, нерадивый пожарный или повар-воришка... Наверное, и в нашем деле такие попадаются, но мне повезло — я их не видела. Может, потому что звери плохого человека за версту почуют?

— Кто для тебя главный авторитет в жизни и творчестве?

— Я уже сказала, насколько уважаю своих родителей и их работу. Благодарна за воспитание, за жизненный путь, по которому они меня направили. Но где-то могу с ними и поспорить, даже повздорить. Мы взрослые люди, каждый со своим опытом и мнением. В жизни самое главное — оставаться честной перед самой собой.

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...

 В Москве подвел итоги кинофестиваль «Зимний»

Дмитрий Кузнецов
Режиссер фильма «Цинга» Владимир Головин. Фото Анны Темериной

Главный приз фестиваля вполне заслуженно получила картина «Цинга» - дебют в игровом кино сорокалетнего режиссера-документалиста Владимира Головнева. Действие фильма происходит в 1991 г. на Ямале, куда прибывают крестить ненцев священник...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3437
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3325
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3160
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?