- Стало только хуже - если иметь в виду отношение к нам государства, - признается Михаил Алексеевич. - Бюджетное финансирование топчется на месте. Его даже на толковые зарплаты и стипендии не хватает. А ведь есть еще здание, которое ветшает, его нужно ремонтировать. Мы поняли, что если не поможем себе сами, никто нам не поможет. Научились добывать внебюджетные средства. Например, организовали фонд "Консерватория-2000", который собрал спонсорские деньги, - и нам хватило на ремонт Малого зала, там сделали новый пол, и уже нет угрозы, что он рухнет на библиотеку, располагающуюся этажом ниже. Доплачиваем 1000 рублей к зарплате профессора, и она теперь перевалила за 2000. Аж целых 80 долларов. А в смелых мечтах видится даже построение дома для оперной студии. Нам и место уже выделили - рядом, во дворе.
- Но может быть, со временем ГОСУДАРСТВЕННАЯ поддержка ГОСУДАРСТВЕННОГО учебного заведения станет более ощутимой? Вот, например, Владимир Спиваков недавно рассказал мне, что Владимир Путин (тогда еще премьер-министр) подарил возглавляемому им Российскому национальному оркестру рояль...
- Это прекрасный поступок, нисколько не теряющий в цене от того, что Российский национальный и так живет относительно благополучно в материальном отношении. Но если бы Владимир Владимирович знал, на каких ветхих инструментах играют наши студенты или скажем детишки выселенной на окраину Москвы Центральной музыкальной школы при Консерватории, ремонт которой затянулся на десять лет, и конца ему не видно.
Это я вам говорю не для того, чтобы пожаловаться. Просто надо представлять себе условия, в которых в консерватории продолжается полноценная творческая жизнь. У нас по-прежнему преподают люди с мировыми именами. Не меньше недели в месяц тут проводит Наталья Гутман. У Юрия Башмета здесь трудовая книжка лежит. Пианист Алексей Любимов уже несколько лет возглавляет факультет исторического и современного исполнительства..
Помимо этого факультета, создана новая кафедра междисциплинарных исследований, помогающая профессионально сориентироваться студентам старших курсов. Ее возглавляет профессор Валентина Холопова...
- Кстати, Валентина Николаевна - традиционный автор газеты "Труд", совершенно незаменимый, когда речь идет о современной музыке - например, о творчестве Альфреда Шнитке, Родиона Щедрина...
- Спасибо за добрые слова, я обязательно передам их моим коллегам. Среди них, между прочим, есть и совсем молодые преподаватели, которые сами лишь недавно прославились - скажем, лауреаты международных конкурсов Николай Луганский, Павел Нерсесьян... И постоянно прибывает число студентов-лауреатов. Пожалуй, их не меньше, чем в годы, считавшиеся для Консерватории золотой порой. Например, несколько месяцев назад 17-летняя скрипачка Алена Баева, ученица Эдуарда Грача, победила на конкурсе в Варшаве. Это дорого само по себе и, кроме того, поднимает престиж страны. Как когда-то в той же Варшаве в 1927 году наши лауреаты Лев Оборин и Дмитрий Шостакович меняли отношение мира к России...
- Ну а нынешние молодые таланты по-прежнему стремятся в Россию? Когда-то общежитие Консерватории было планетой в миниатюре: тут обитали и французы, и англичане, и немцы из обеих Германий. Американцы мирно уживались с вьетнамцами - где еще такое можно было встретить?
- Сегодня, чтобы обучаться у русского педагога, не обязательно ехать сюда. Хочешь заниматься у Дмитрия Башкирова - поезжай в Испанию. Желаешь попасть к Владимиру Крайневу - пожалуйста, тебе дорога в Ганновер (хотя Владимир Всеволодович, надо отдать ему должное, тесно сотрудничает и с Московской консерваторией, часто тут бывает, оказывает нашим ребятам помощь, в том числе материальную). Конечно, студентов с Запада стало гораздо меньше. Даже прибалтийские фамилии нынче здесь редкость - "бывшие наши" предпочитают ехать в Германию, где обучение хоть и не всегда достаточно качественное, зато бесплатное. У нас же бесплатно учатся только россияне. Зато теперь сюда потянулась молодежь из богатых стран Юго-Восточной Азии. Их вполне устраивает немаленькая сумма долларов, которую надо платить за год обучения. Например, из 200 иностранных студентов 70 - японцы, 50 - представители Южной Кореи. Это очень интересное явление. В этих странах достигли фантастических успехов в экономике, науке, но поняли, что дальнейший прогресс общества может затормозиться, если не уделять внимания подъему культурного уровня людей. Похожая ситуация и в других активно развивающихся странах. В Китае каждый третий ребенок обучается игре на национальном или европейском инструменте. И, между прочим, на телевидении там вы не обнаружите такого чудовищного засилья дрянной поп-музыки, как у нас. Их средства массовой информации стараются создать у человека положительное настроение, поднять его дух, а не загонять в депрессию или культивировать агрессивные инстинкты...
- Ну а Консерватория ничего не могла бы сделать для оздоровления отечественной музыкальной среды? Например, готовя в своих стенах менеджеров для шоу-бизнеса?
- Мы делаем некоторые шаги в этом направлении. Например, сейчас ведем переговоры с одним из ведущих мастеров эстрадной и джазовой музыки - хотим организовать с его участием консультации для студентов-композиторов в области эстрадной инструментовки. Но до подготовки менеджеров дело не дошло. Все же Консерватория традиционно имеет свою "территорию" в мире музыки, и не стоит слишком резко выходить за ее границы. Есть другие учебные заведения - скажем, Театральная академия, где можно получить специальность продюсера...
- В свое время были широко распространены и такие формы "связи обучения с жизнью", как отправка студентов в шефские поездки - например, по армейским частям, а то и просто в деревню на уборку картошки. Музыканты, чьи руки сегодня застрахованы на сотни тысяч долларов, лихо управлялись с колхозной сортировочной машиной и 50-килограммовыми мешками...
- Посылка "на картошку" ушла в область преданий. А концертные поездки сохранились. Они ведь обоюдно полезны - и публике, и студентам, "обкатывающим" свои программы. Наших ребят постоянно приглашает Тверская филармония, города Подмосковья предоставляют свои площадки для студенческих оперных спектаклей.
- Но основной вашей "площадкой" по-прежнему остается Большой зал Консерватории. Правда, слышал, что Московская филармония, традиционно пользующаяся залом 15 дней в месяц, хочет забрать его у вас совсем...
- К сожалению, это намерение у руководства филармонии действительно имеется. Так оно надеется поправить свои финансовые дела, которые не блестящи. Консерватория категорически против, что подтвердил и недавний ученый совет, прошедший в присутствии приглашенного на него директора филармонии Александра Безрукова (кстати, нашего выпускника). Расчленение Консерватории, прежде всего, противоречит президентскому Указу, определившему ее как особо ценный объект национального культурного достояния. Кроме того, оно, по сути, положило бы конец нашей концертно-просветительской деятельности. Сейчас консерваторский оркестр под управлением дирижера Леонида Николаева играет 2-3 программы в месяц. Регулярно концертируют другие профессора. Все они выступают без гонорара, за аренду помещения не надо платить, поэтому такие концерты доступны для самой демократической публики - билеты стоят 5-10 рублей. А на будущий год, с апреля по июнь, мы планируем проведение крупного фестиваля, посвященного 100-летию Большого зала и его органа. Уже дали согласие выступить Владимир Федосеев, Владимир Спиваков со своими оркестрами. приедут солисты со всего мира. Но все это пойдет прахом, если мы лишимся зала. Консерватория, как крупный учебный и культурный центр, тогда перестанет существовать.