Советник президента России по культуре Владимир Толстой, встречаясь в среду с журналистами и комментируя по их просьбе недавний коррупционный скандал в руководстве Минкультуры, сказал, что на месте главы ведомства Владимира Мединского он бы «счел себя ответственным за подобранную команду и ушел бы в отставку». Слова эти будто прорвали плотину — министру припомнили многое из его деятельности на этом посту.
Когда на прошлой неделе суд по ходатайству ФСБ арестовал шестерых фигурантов дела о хищениях в Минкультуры, среди которых были замминистра, директор департамента, директор ФГУП «Центрреставрация» и прочие деятели, нашлись романтики, предсказавшие уход Мединского «по собственному желанию». Мол, в иных странах министры подают в отставку и не по таким серьезным поводам, а тут скандалище! Но люди умудренные цитировали Карлсона, живущего на крыше: «Спокойствие, только спокойствие...» И оказались правы. Владимир Ростиславович сообщил, что о криминальной деятельности соратников ему ничего не известно. Про личную ответственность за дела в своем ведомстве — ни слова. Редкая скромность.
Взять ту же отрасль реставрации, где разгорелся скандал. По мнению специалистов, она на грани уничтожения. Издавна существовавшие реставрационные мастерские в Ярославской. Костромской и других областях приходят в упадок. Зато Минкультуры пестует находящееся в его системе ФГУП «Центрреставрация», превращая его в монополиста. Прекращено финансирование программы «Свод памятников архитектуры и монументального искусства». Этот масштабный проект национального значения осуществлялся при господдержке более 30 лет, но при Мединском министерство не сочло нужным на нее тратиться. Хотя «Свод» — не хобби ученых, издающих толстые книжки о памятниках: это основа для экспертиз на снос и реконструкцию, где так часты нарушения закона.
А проводимая министерством политика замены специалистов на «эффективных менеджеров»? Вопиющий пример — снятие многолетнего директора музея-заповедника «Кижи» Ельви Аверьяновой и назначение на ее место бывшего замглавы Республики Карелия Андрея Нелидова. Которого вскоре задержали за получение взятки. Странно выглядит и замена в Новосибирской опере, где на фоне скандала с «Тангейзером» в директорское кресло усадили питерского предпринимателя и мецената Владимира Кехмана, против основного бизнеса которого (не имеющего отношения к культуре) возбуждены иски в нескольких странах. А к ним добавился в конце 2015-го иск о незаконно проведенной переделке здания новосибирского театра, являющегося памятником архитектуры федерального значения.
На днях был уволен директор Госархива Сергей Мироненко. Сразу вспомнилась дискуссия между ним и министром по поводу трактовки подвига воинов-панфиловцев под Москвой. Спорить можно, но зачем же переходить на административный рык там, где нужны аргументы?
У деятелей кино свои счеты к министру, демонстрирующему топорный стиль в отношениях с художниками. Взять его заявление о том, что кинокартины, «дискредитирующие образ России, будут лишены государственного финансирования». Но кто решает, какие фильмы дискредитируют, а какие нет? И вот уже отказ получила вдова выдающегося кинематографиста и, кстати, ветерана войны Петра Тодоровского, не успевшего снять фильм «Встреча на Эльбе». Его потом, к позору министерства, Мира Тодоровская сняла на собственные деньги (продала квартиру) и средства спонсоров.
...Когда в эфире министр Мединский назвал «враньем» публикацию Даниила Гранина, писателя-фронтовика, о выпечке в блокадном Ленинграде ромовых баб для начальства, защитник блокадного города и его почетный гражданин, кавалер ордена Святого апостола Андрея Первозванного ответил просто и вежливо: «Такие заявления министра происходят от невежества...» Но звучит как приговор. Впрочем, Владимир Мединский давно научился пропускать мимо ушей подобные высказывания. И не краснеть удушливой волной.