Стычка главы Франции и премьера Великобритании на саммите ЕС — это лишь начало конфликтов, ставящих под вопрос евровалюту. Соперничество еврозоны и Евросоюза непредсказуемым образом отразится на антикризисных мерах.
Завтра саммит Евросоюза примет «всеобъемлющий пакет европейских антикризисных мер, который включает рекапитализацию европейских банков, расширение европейского стабфонда и меры отдельных стран по консолидации экономики». Такое обещание дал президент созданного в воскресенье экономического правительства Европы Херман ван Ромпей. Но именно эта новая управленческая структура может обострить противоречия внутри Евросоюза и как следствие — усложнить спасение тонущих экономик Европы.
Дело в том, что в европейской семье обиды начали копиться еще с введения единой валюты в 2002 году, когда лишь 17 стран согласились отказаться от нацвалюты в пользу евро (они теперь составляют еврозону). В числе отложивших переход на евровалюту оказались Великобритания, Швеция, Дания и другие (всего 10 стран). Но им, тем не менее, приходилось участвовать в поддержании стабильности экономики ЕС и курса евро через ЕЦБ, рассказывает «Труду» заведующий Центром
Теперь приверженцев евровалюты вряд ли станет больше — скорее уж меньше. «Польза от единой валюты в нынешних условиях стоит под большим знаком вопроса», — поясняет директор по макроэкономическим исследованиям ВШЭ Сергей Алексашенко. К примеру, Великобритания, сохранив за собой право проводить собственную
Ее недовольство бесконечной помощью странам ЕС, чьи экономики терпят бедствие, вполне объяснимо. «Греция — это вопиющий пример использования преимуществ евроинтеграции без разделения ответственности», — говорит Аркадий Масленников.
Проще говоря, «десятка» устала от спасения еврозоны. И это происходит в тот момент, когда ЕС готовит новый, беспрецедентный по масштабам антикризисный план — европейский фонд финансовой стабильности планируют увеличить в 5 раз, до 2 трлн. евро.
Протестовать попытался
Для того чтобы не пришлось «затыкать» таких, как Кэмерон, на прошедшем в воскресенье саммите было решено создать экономическое правительство, где высказываться будут только участники еврозоны.
Встречи лидеров 17 государств, отказавшихся от национальной валюты в пользу евро, приобретут статус регулярных, тогда как ранее представители стран с более глубокой евроинтеграцией встречались лишь в экстренных случаях.
Спикер нового европейского института будет назначаться главами государств ЕС на 2,5 года одновременно с президентом ЕС. Пока на саммитах зоны евро будет председательствовать действующий президент ЕС Херман ван Ромпей, полномочия которого истекают в мае 2012 года.
Заметим, идею экономического правительства не первый год вынашивал Саркози. Предполагается, что это поможет эффективно, а главное — своевременно и без вмешательства всех участников ЕС влиять на экономические процессы. Ведь, по мнению большинства экономистов, ЕС
Но в то же время существование правительств ЕС и еврозоны усугубит глубину конфликтов, и впредь стычки между лидерами стран ЕС станут отличительной особенностью этого объединения. «Перепалки, подобные той, что продемонстрировали Саркози и Кэмерон, будут происходить теперь регулярно. Но они вряд ли смогут обрушить единство ЕС, хотя противоречий теперь станет больше», — заключает
