Главная Экономика 22:40 26 Августа 2020 1226
Дизели вместо троллейбусов

По пяти из последних шести троллейбусных маршрутов Москвы пошли обыкновенные автобусы 

Сергей Бирюков
М4 - самый красивый и пока единственный из последних закрытых маршрутов, на который теперь вышли электробусы. Остальные обслуживают дизели. Фото из блога Георгия Красникова

За бурями этих дней – Белоруссия, Навальный – думаю, не очень многие заметили обидную и печальную потерю, которую понесла Москва: 25 мая закончилась история столичного троллейбуса. Крупнейшего по объему сети в мире. Работавшего и развивавшегося почти 87 лет. Разрушенного нынешней городской властью всего за 4 года. «Конечно, мы можем начать реконструировать троллейбусные линии или заново их создавать, затратить десятки миллиардов. Но зачем, когда есть новый подвижной состав, который не требует никаких проводов и тоже экологически чистый?», сказал по этому поводу мэр Сергей Собянин. Почему эти его слова – лукавство?

Да, без проводов в принципе лучше, чем с проводами. Но уже насчет экологической чистоты… Москва декларировала взамен троллейбусов электробусы – давайте уточним, какие? Они ведь тоже бывают разные. Есть, например, те, что могут идти, как троллейбусы, под проводами, заряжая в это время свои аккумуляторы – а кончился провод, и они пройдут еще десятки километров автономно. Такую технику развивают многие передовые города мира – Пекин, Гуанчжоу, Сан-Франциско… Немало примеров и в России, самый яркий – Санкт-Петербург, где действуют уже свыше сотни подобных машин.

Казалось бы, Москва поступила радикальнее и эффектнее, вовсе отказавшись от проводов и штанг. Но как заряжать аккумуляторы таких машин? Ночью в парке – чтобы днем иметь в запасе какие-нибудь 200 км автономного хода? Этого явно мало – для сравнения: обычный автобус проезжает без дозаправки 500-600 км. Тогда – на конечных в ускоренном режиме, что даст возможность проехать 20-30 километров до следующей подзарядки? Именно на таком варианте остановилась Москва.

Но даже убыстренная зарядка требует 20-30 минут отстоя – а значит, большего количества машин для поддержания графика. Это при том, что улицы и так перегружены. Дальше, аккумуляторы при такой жесткой эксплуатации быстрее выходят из строя – их надо утилизировать, а это токсичные и трудно перерабатываемые материалы. Мало того – для отопления салона нашей русской зимой одних аккумуляторов не хватает, потому подобные машины снабжаются дизельной печкой. Вот тебе и «экологически чистый»!

А цена вопроса – в самом буквальном смысле слова? Стоит такая машина (допустим, камазовского завода «НефАЗ») около 33 млн руб. Это почти в два раза дороже электробуса с динамической подзарядкой – того самого двухрежимного троллейбуса, о котором я говорил в связи с Пекином, Сан-Франциско, Петербургом (у нас их делают в Энгельсе под Саратовом)… Нужно беспроводных машин в полтора-два раза больше. Да и строительство/поддержание зарядных станций требует вложений, по подсчетам специалистов, раз в пять превышающих те, что связаны с монтажом и эксплуатацией контактной сети. На круг получаем удорожание всей системы в три-четыре, а то и более раз! Слышать после этого слова главы Дептранса Москвы Максима Ликсутова о том, что эксплуатация электробуса в 15-летней перспективе обойдется на 10 процентов дешевле, чем троллейбуса, мягко говоря, странно.

Мэрия вообще многое делает странно. Например, она несколько лет зомбировала москвичей клипами о том, какая рухлядь московские троллейбусы и как они мешают движению. Тот же г-н Ликсутов и его замы говорили, что подвеска обветшала, что троллейбусное производство не предлагает ничего интересного… Одновременно кто-то эту подвеску ремонтировал так, что сейчас она (по крайней мере существующая ее часть) вполне на европейском уровне и приспособлена под скорости до 80 км/час. А ходившие под ней машины были вовсе не рухлядью, а одним из самых молодых и качественных в России парков, возрастом не старше 7-8 лет. Да вы и сами, в ответ на дежурный упрек о «слетевших рогах и вставшем движении», вспомните – когда в последний раз видели такую душераздирающую картину? Я – не видел очень давно, что как раз говорит об отличном техническом состоянии сети.

Но как же так, спросите вы – в городском руководстве правая рука не знает, что делает левая?

Выходит, да. Во всяком случае в городе, где троллейбус успешно функционировал более 80 лет и, смело можно сказать, стал иконой, брендом – наверняка хватает людей, искренне желающих его развития и способных делать для того разумные шаги.

Но победили не они. И это тоже понятно, поскольку Москву сейчас возглавляет человек, судя по всему, троллейбусы ненавидящий в принципе, как класс. Уже связавший свое имя с их уничтожением, например, в Тюмени, где несколько лет в начале 2000-х руководил областью.

Отсюда и все сказки об обветшании, неповоротливости… Отсюда и возвышение кадров вроде упомянутого Ликсутова или директора Института экономики транспорта Михаила Блинкина, утверждающего, что в Москве-де невозможно запустить вместительные троллейбусы-гармошки – при том что они, гармошки, работали в столице целых полвека! Более того, поезжайте, скажем, в Зальцбург, где, во-первых, троллейбус – основной городской транспорт, во-вторых там все, подчеркиваю – все машины исключительно сочлененные, обыкновенного одиночного троллейбуса вы просто не увидите. И это на петляющих улицах средневекового города. А на какой вихревой скорости проезжаются все эти стрелки и скрещения – еще одно доказательство того, что совершенство техники обеспечивает троллейбусу полную равноправность в городском движении.

Ну и любимый «эстетический аргумент» – якобы «провода уродуют небо». Звучит вроде бы хлестко – но тогда давайте откажемся от асфальтовых или рельсовых трасс, ведь они «уродуют поле». И опять же смотря о каких проводах речь. Да, можно себе представить их хаотическую паутину в каком-нибудь старом Шанхае – но речь-то о другом. По моему убеждению, в грамотно, технологично провешенной троллейбусной линии, смонтированной из современных легких материалов – есть своя эстетика, дополняющая динамичный вид городской трассы. Кстати, в современном Шанхае троллейбус (двухрежимный) как раз активно развивается. Да и этим двухрежимным троллейбусам, окажись они, допустим, в Москве, для подзарядки вполне хватило бы одной пятой нынешней сети. Которую можно было бы оставить, скажем, на вылетных проспектах с выделенными полосами, а центр города такие машины проходили бы автономно.

Все эти соображения многократно доносились до городской власти, но она в своем нынешнем составе к ним глуха. Продолжая действовать иррационально, мэрия предпочла плавному и естественному перерастанию троллейбуса в электробус петербургского типа – слом об колено всей московской транспортной системы, разом выпилив из нее огромное звено, которое когда еще заполнится. И непонятно чем.

Электробусами, говорят нам? Как бы не так. Их пока настолько мало, что из последних шести ликвидированных мэрией маршрутов на автономный электрический ход переведен только один. Остальные пять заменены обыкновенными дизельными автобусами.

Контактная сеть в Москве -- вполне современная, с плавными держателями кривизны, позволяющими быстро проходить повороты. Фото автора

Мэрия обещает в последующие два года закупить 1250 электробусов? Но только в нынешнем году она купила свыше 1300 автобусов... Вот и приходишь в конце концов к мысли – а не является ли вся затея с электробусами лишь ширмой для самого банального перевода Москвы на дизели?

Именно это – отказ от электрического транспорта – массово произошло лет 90 назад на Западе. Тогда заинтересованность в быстрых деньгах значила больше, чем забота об экологии. Но то – на стадии капитализма, которую условно можно назвать «чикагской» (чтобы не употреблять слов «дикий», «мафиозный» и пр). С тех пор цивилизованный мир радикально поменял ориентиры, троллейбус в его новой, двухрежимной версии вводят и там, где когда-то от старых проводных машин отказались – в Праге, Берлине… Но Москва, похоже, только сейчас «доросла» до идеологии Чикаго времен коза ностры, и связи с автобусными производствами для ее руководства важнее стратегических вопросов, включая экологию.

Я верю, что это все же не навсегда. 

Как выяснилось, Марк Твен был прав: землю действительно больше не производят

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
Спрос на загородные участки бьет рекорды. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Похоже, этой весной всех одновременно потянуло к земле. И дело не только в долгожданном тепле, кружащем горячие головы. Спрос на загородные участки бьет рекорды — как следствие, земля в России резко подорожала. Как...

Почему в стране с крупнейшими газовыми запасами дома топят дровами

Александр Киденис
Труд
Почему народ вдруг отказывается от газификации, когда газ уже у забора? Ответ простой: нет денег. Фото: Елена Майорова, globallookpress.com

«Бояться нужно не генералов, а ефрейторов», — говорил герой французской кинокомедии «Закон есть закон». Нынче эти слова вспомнились при попытке выяснить, как выполняется общероссийская программа социальной...

Реки вышли из берегов и заливают целые регионы. Кто виноват в случившемся?

Евгений Акатов
Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Реки вышли из берегов и заливают целые регионы. Вслед за затоплениями в Орске и Оренбурге дома ушли под воду до крыш в Кургане, в городе эвакуируют целые микрорайоны. «Уровень воды в реке Тобол...

Экономика 00:10 / 12 Апреля 2024 4708
Взаймы у жизни

Центробанк обнародовал портрет среднестатистического российского заемщика

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
Оказывается, самый массовый российский заемщик - это пенсионер с тремя кредитами. Фото: Елена Майорова, globallookpress.com

Как выяснилось, это пенсионер с тремя кредитами. В кабалу банков попали уже 50 млн россиян. Только за последний год их стало на 4,7 млн больше. Полстраны в долгах! Банк России выразил озабоченность тем, что...

Минфин выступил с инициативой повысить розничные цены на крепкий алкоголь. Ему не впервой

Алекс Зверев
Труд
Официальной причиной грядущего подорожания объявлены инфляция и рост производственных затрат. Фото: Замир Усманов, globallookpress.com

В результате таких хлопот с 1 июня самая дешевая поллитровка водки подорожает с 281 до 299 рублей, бренди — с 375 до 403 рублей, а коньяка — с 517 до 556 рублей....

Россия сравнялась с Европой по числу комнат на душу населения, но сильно превышает европейские стандарты по скученности

Алекс Зверев
Труд
Сейчас уменьшается число комнат в каждой отдельно взятой квартире. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Построив в минувшем году 110 млн кв. метров жилья, Россия сравнялась с минимальным европейским показателем числа жилых комнат на одного жителя страны: 1,1. Во Франции этот показатель равен 1,8, в Норвегии —...

После череды громких дел в правительстве решили сделать бизнес, называемый инфоцыганщиной, цивилизованным

Максим Башкеев
Труд
«Королеве марафонов счастья» Елене Блиновской на пару с мужем предъявили 900 млн рублей долга. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

После череды громких дел в отношении блогеров и всевозможных коучей, наставляющих россиян на путь истинный, но при этом уклоняющихся от уплаты налогов, в правительстве решили сделать бизнес, называемый еще инфоцыганщиной,...

Решение принято, чтобы не допустить повышения цен и перебоев с поставками продукта населению 

Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Подкомиссия по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию и защитным мерам во внешней торговле одобрила запрет экспорта сахара из РФ. Информированный источник в пятницу, 5 апреля сообщил агентству «Интерфакс», что ограничение...

Вести гостиничный бизнес по правилам сложно даже в Москве, Санкт-Петербурге или на побережье Черного моря

Максим Башкеев
Труд
черноморском побережье доля «серых» гостиниц доходит до 80%. Фото: Александр Лискин, globallookpress.com

Помните, как герой фильма «Мимино» получает заветное место в московской гостинице по большому блату, представившись эндокринологом? Сегодня на вокзале или в аэропорту ему бы оборвали фалды хозяева ночлежек,...

Также запрещается импорт отопительных котлов, электроинструментов, деревообрабатывающего оборудования и другой продукции

Фото: Carsten Reisinger/imagebroker.com, globallookpress.com

Правительство Японии приняло решение расширить антироссийские санкции. В частности, пополнился список товаров, которые запрещается ввозить в РФ. Как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на пресс-релиз японского министерства экономики,...

«Поступательное развитие нашей экономики позитивно отражается на федеральном бюджете». – отметил глава государства

Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

С января по март 2024 года доходы федерального бюджета России увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2023 года более чем в полтора раза. Об этом, как сообщает ТАСС, рассказал президент РФ Владимир Путин. «Поступательное развитие...

Как отметил зампред Совбеза, созданный Вашингтоном механизм присвоения российских ценностей противоречит международному праву 

Фото: www.government.ru

Соединенные Штаты развязали против России гибридную, судебную и правовую войны, чтобы обокрасть нашу страну, а заодно и создали механизм незаконного присвоения российских ценностей. Об этом в субботу, 27 апреля заявил в своем Telegram-канале...

По данным кабмина, при курсе менее 80 рублей за доллар пошлина нулевая

Фото: Konstantin Kokoshkin/Russian Look, globallookpress.com

Правительство России отменило экспортные пошлины на уголь на период с 1 мая по 31 августа. Об этом сообщает пресс-служба кабинета министров в своем Telegram-канале. «Правительство приняло решение отменить пошлины на вывоз энергетического...

Ранее некоторые российские издания отмечали рост цен на хлеб в ряде регионов страны

Фото: Maksim Konstantinov, globallookpress.com

Цены на хлеб и хлебобулочные изделия в Москве практически не выросли с начала года, рост составил 1,27%. Как сообщает РИА Новости, об этом заявили в пресс-службе управления Федеральной службы государственной статистики по Москве и Московской...

По данным Мосстата, индекс потребительских цен на яйца в Москве в марте 2024 года составил 101,29 рублей

Фото: Petrov Sergey/news.ru, globallookpress.com

Цены на яйца в Москве с начала года выросли почти на 8%. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу управления Федеральной службы государственной статистики по Москве и Московской области. «По данным Мосстата, индекс потребительских...

Стоимость имущества восьми рыбодобывающих компаний оценивается почти в 22 миллиарда рублей

Фото: Oliver Ring/imagebroker.com, globallookpress.com

Федеральное агентство России по управлению государственным имуществом (Росимущество) стала владельцем восьми рыбопромышленных дальневосточных компаний. Об этом сообщает «Интерфакс». Соответствующие записи были внесены в ЕГРЮЛ 12...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?