Заместитель начальника управления «Росавтодора» Денис Кирюхин на форуме Kazan Digital Week заявил, что к 2030 году все дороги в России станут платными. Тут чиновничий язык оказался без костей. А местные СМИ, чуткие к веяниям из федерального центра, растиражировали новость.
Газета «Вечерняя Казань» в подзаголовке сообщила, что первые изменения произойдут уже в 2025 году, а к 2027-му платными станут все федеральные трассы. Это же издание написало, что это была не просто фраза, брошенная в информационное пространство, а презентация целого проекта. Суть его в доработке уже функционирующей системы платы за проезд для грузовиков «Платон» и распространении ее на все автомобили и все дороги. Все просто: никаких шлагбаумов — только одно устройство на дороге для всех автомобилей. Проехал — плата взимается автоматически, не оплатил — штраф, тоже автоматом.
В качестве обоснования таких нововведений Денис Кирюхин из «Росавтодора» привел железный аргумент: сейчас денег на строительство и ремонт дорог не хватает из-за роста цен на материалы и снижения налоговых поступлений в бюджет. К тому же, по мысли чиновника, справедливо будет, если те, кто пользуется инфраструктурой, будут за нее платить. А потому надо взять деньги с автомобилистов, которые ездят по этим дорогам. Все же очевидно и логично...
Что тут началось! Эксперты всех мастей дивились новости, заявляя, что это невозможно, исходя из действующих законов и норм. А в комитете Госдумы по транспорту оценили проект как противоречащий Конституции. Господин Кирюхин, похоже, запамятовал, что участники дорожного движения уже платят в бюджет два налога: транспортный налог и акциз на бензин. К тому же, по словам премьера Мишустина, до 2030 года бюджет направит на строительство дорог 1 трлн рублей. Кирюхину об этом быстренько напомнили.
Удивительно, что эта информационная катавасия продолжалась до тех пор, пока Минтранс не опроверг заведомо бредовую идею, выдвинутую чиновником подведомственного органа. Официальный представитель ведомства Николай Шестаков вынужден был заявить, что введение платного проезда по всем российским дорогам «не рассматривается и не обсуждается».
Через день шумиха утихла, но о громкой отставке автора информационной бомбы ничего не сообщается. Хотя тут вроде бы налицо сочетание двух главных российских бед в одном флаконе.
Не менее громкую бомбу взорвал и мэр Москвы Сергей Собянин, заявивший, что производительность труда зависит не столько от организации производственного процесса и квалификации работников, сколько от концентрации народа на отдельно взятой территории. И чуть ли не оттого в Москве, где народу много, производительность труда на уровне европейской, в частности немецкой. На это министр финансов Антон Силуанов даже пошутил, что москвичам за это полагается по бокалу вина в обед. Ну как в Италии...
Дело было на Московском финансовом форуме, и Собянину попыталась оппонировать глава Банка России Эльвира Набиуллина: «Я согласна, что в мегаполисах есть большой потенциал роста производительности труда, но мне кажется, нельзя списывать ни малые, ни средние города». Но куда там! Столичный градоначальник стоял на своем: «Весь мир развивается таким образом, а мы говорим: «Мы будем развиваться по-своему». И у нас в маленьком селе будет производительность как в Москве». Можно себе представить эмоции жителей этих самых маленьких сел, которых столичный мэр готовит на заклание в угоду мировой тенденции безудержной урбанизации. Одна надежда, что там у граждан хватает других забот помимо вслушивания в речи на столичных трибунах.
Как видим, благодаря безудержному разрастанию столицы и концентрации здесь российского населения по части производительности труда мы вот-вот догоним и перегоним и Америку, и Европу. А как поднимать в стране другую производительность — демографическую, — поведала председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. Оказывается, для того чтобы повысить рождаемость, нужно создать мужские консультации по типу женских. Там бы урологи, эндокринологи и психологи помогали мужикам поддерживать свое репродуктивное здоровье. «Половина написана «женская консультация», отдельный вход, половина — «мужская консультация» для мужчин, отдельный вход, потому что, к сожалению, уровень бесплодия растет, и здесь современная врачебная помощь часто очень спасает семьи», — заявила Валентина Ивановна.
Идея неплохая, но: Откуда взять медиков, если у нас и без «мужских консультаций» недобор врачей чуть ли не в 50%? Да что там медики — у нас элементарно мужиков не хватает. Согласно последним опубликованным исследованиям, в России сегодня население существует в таких пропорциях: 63% женщин и только 37% мужчин. Эти данные подтверждает статистика Соцфонда России за 2025 год, согласно которой число пенсионеров-мужчин в три с лишним раза меньше женской половины. При таком соотношении никакие консультации не помогут россиянкам забеременеть.
«Плати нормальную зарплату, а мужики сами о себе позаботятся. Или кому-то на этом подзаработать надо?» — такова была сермяжная реакция на чиновничью инициативу из гущи народной в соцсетях. «Посмотрите, чем кормите народ. Одними обещаниями догнать и перегнать лет через 10-20», — отреагировал другой участник стихийной дискуссии. «Зачем городить огород? Все просто: качественная медицина и предсказуемое будущее, причем ближайшее, вот и все демографические секреты», — делится своими советами, причем бесплатными, еще один пользователь Сети.
То есть людям для многодетной семьи желательны благополучие и счастье здесь и сегодня, а не когда-нибудь. И тут надо бы напомнить о результатах недавнего исследования портала SuperJob, из которого следует, что в сияющей Москве уровень счастья зафиксирован на такой же низкой отметке, как и в Челябинске, где небо закрывают черные тучи выбросов местных предприятий, а зарплата низкая. Выясняется, что ощущение счастья дают не новая ветка метро и новые километры дорог, которые беспрестанно строят в Москве, и не бесконечная смена бордюров. Но об этом мудрые чиновники не говорят, видимо, это ускользает от их всевидящего ока и прозорливого ума...
Зато народ понимает, что не в консультациях дело, а в уровне жизни, качестве медицины и продуктов питания, в социальном и общественно-политическом климате. А потому люди, мягко говоря, с недоумением отнеслись к идее Валентины Матвиенко о «мужских консультациях». Кому надо, тот, поверьте, найдет место и время для обращения за консультациями. Но у подавляющего большинства, постоянно живущего в ожидании лучших времен, совсем другие заботы.
С большим недоумением воспринимается и ответ Минстроя на запрос депутата Госдумы Владимира Плякина. Несмотря на то что здравый смысл и СНИПы запрещают укладку асфальта в дождь и снег, ведомство считает, что запрещать такой способ дорожных работ никак нельзя: это, видите ли, слишком растянет сроки строительства и ремонта дорог. Логика и тут проста до безобразия: тяп-ляп — и готово, зато быстро.
И это набор чиновничьих упражнений, ставших широко известными только за последние пару недель. А сколько еще они наговорили и наделали в тиши начальственных кабинетов? И что с этим всем делать? Помнится, в период своего президентства, отмеченного многими либеральными начинаниями, Дмитрий Медведев запустил проект под названием «Россия без дураков», который как раз и был предназначен для общественного разоблачения подобных не слишком умных чиновничьих инициатив. Сейчас господин Медведев уже в ранге заместителя секретаря Совбеза сам без конца упражняется в сомнительных высказываниях.
В прошлом году после серии очень сомнительных законодательных инициатив спикер Госдумы Вячеслав Володин строго посоветовал народным избранникам не пороть отсебятину, не впадать в крайности и не озвучивать непродуманные предложения, не согласованные в соответствующих комитетах и фракциях. А депутат Станислав Наумов указал на последствия: «Возникает абсолютно ненужная на ровном месте дискуссия, которая отвлекает, в том числе и нас с вами, от содержательной законотворческой работы». После этого поток депутатских ляпов вроде бы поубавился. Но природа, как известно, не терпит пустоты.
Не далее как летом нынешнего года телеведущий и спортивный комментатор Дмитрий Губерниев предложил законодательно запретить дураков-чиновников: «Что нужно запретить в России, чтобы это пошло на пользу? Дураков-чиновников надо запретить, а оставить только умных. У нас дорог плохих много и дураков тоже». Но как это сделать, если кругом плохие дороги и чиновники, он не сказал. Никак не отреагировали на ту законодательную инициативу и в Госдуме.
Хотя бывали времена, когда чиновники и депутаты сами старались следить за ходом мыслей и за своим языком, чтобы не будоражить общественность и не попасть под критику политических конкурентов. Это был своего рода механизм защиты от дурака. Теперь же оппозиция изжита, в обществе полное единство. Вот они и изгаляются как хотят, опасаться-то нечего и некого.
