В воскресенье житель Москвы лишился пальца из-за того, что на «скорой» ему отказали в госпитализации. Врачи скорой помощи сослались на приказ от 7 августа, который строго регламентирует, кого нужно везти в больницу, а кого направлять в обычную поликлинику. Москвичи запаниковали, теперь шансы получить неотложную помощь выглядят чуть ли не как шансы выиграть в лотерею. «Труд» решил разобраться, что это за новые правила и чем они грозят нам.
Никто бы и не узнал о пояснительной записке (как ее называют в департаменте здравоохранения, «О тактике ведения больных и пострадавших на догоспитальном этапе»), если бы не запись, появившаяся в воскресенье в блоге москвички Анны Новиковой. Девушка рассказала жуткую историю о том, как ее муж едва не лишился ноги после того, как врачи отказались отвезти его в больницу и направили к хирургу в поликлинику. Через несколько дней после долгих препирательств ей удалось устроить мужа в больницу. Лечение явно запоздало — мужчине ампутировали палец.
И вся интернет-общественность запаниковала. Если уж на «скорую» не берут с таким случаем, что же будет с остальными? А вот что будет: в ряде случаев пациентов будут не госпитализировать, а обеспечивать «динамическое наблюдение в лечебно-профилактическом учреждении», то есть отправят в поликлинику. Перечень заболеваний, при которых о больнице можно пока не задумываться, достаточно широк. Здесь и бронхиальная астма, и эпилепсия, и гипертонический криз (неосложненный), и ангина при температуре выше 39 градусов. После прочтения приказа так и хочется дописать под номером «скорой»: оставь надежду всяк сюда звонящий.
В департаменте здравоохранения Москвы поспешили объяснить: приказ отнюдь не новый. «Это просто поясняющая инструкция для врачей, ее цель — оптимизировать работу бригад скорой помощи. В целях правильного распределения потоков пациентов — кого-то госпитализируют по «скорой», а кем-то, если случай не жизнеугрожающий, занимается неотложная медицинская помощь», — отметил глава департамента Георгий Голухов. То есть в любом из вышеперечисленных случаев врачи все-таки приедут. А вот уж что с вами делать дальше — решат на месте.
Получается, формально ничего не изменилось. Просто до сведения врачей довели их обязанности. Но как же тогда относиться к случаю Анны Новиковой и ее супруга? Пока поведение врачей оценивает специальная комиссия депарамента здравоохранения. Однако сами врачи скорой помощи не спешат обвинять во всем ту самую инструкцию и ее авторов.
Москвичка Инга уже десятый год работает на «скорой» и считает, что, несмотря на оплошность медиков, правила только на руку большинству пациентов: «Скорее всего, тут просто все сошлось. Человеку отказали в госпитализации, где-то курсировали слухи о новых правилах. Но новых правил, по сути, нет. Нам показали эту инструкцию. Ну и что? Там есть оговорка: «с учетом тяжести заболевания», то есть врач на месте должен определить сперва не то, попадает ли пациент в этот список «отказников», а насколько тяжелое у него состояние. Так что из-за единичного случая я бы не стала бить тревогу, здесь надо разбираться с конкретной бригадой врачей. На моей практике гораздо больше случаев, когда мы не успевали приехать к умирающему человеку из-за того, что взволнованные мамы вызывали нас, когда у детей поднималась небольшая температура. «Скорую» нужно разгружать. Вы хоть представляете, сколько алкоголиков вызывают нас, когда у них «отходняк» и нечем похмелиться? Сколько подростков, которые обкурились и им кажется, что они умирают? Безусловно, им нужно оказать помощь, но им нечего делать в больнице. Так что приезжать к ним должна «неотложка», а не мы».
И. о. заместителя мэра по вопросам социального развития Леонид Печатников пообещал, что виновные в истории с пальцем понесут наказание. А остальным пациентам посоветовал ничего не бояться и, как и прежде, в случае чего звонить по знакомым номерам 03 или 112.