Его фильмы — как хорошее вино: с годами они становятся для нас только дороже. На этой неделе создатель картин «Я шагаю по Москве», «Осенний марафон», «Афоня», «Мимино», «Кин-дза-дза!», «Не горюй!» отпраздновал 85-летний юбилей.
«Я не снял все, что хотел. Но снял только то, что хотел!», — пишет сам Данелия в книге «Безбилетный пассажир». Немногие счастливчики-режиссеры могут похвастаться тем же. И, вероятно, потому, что Данелия снимал «по велению сердца», а не по заказу, его фильмы не устаревают. А темы некоторых из них, например, дружба народов и чувство родины («Мимино») или разделение на касты («Кин-дза-дза!») сейчас звучат еще злободневнее, чем в момент их создания. Кстати, к этим своим картинам, как и ко многим другим, режиссер сам написал сценарии.
Он всегда старался быть интересным самому широкому зрителю, а не только элите, говорил, что ему неприятно, даже когда единицы уходят из зала посреди картины. Но при этом к заигрыванию с публикой относился весьма категорично. Евгений Леонов вспоминал, как безжалостно режиссер вырезал из фильма «Тридцать три» все, что было снято только ради смеха. «Юмор, который мне интересен, чаще кроется в характерах», — объясняет сам Данелия.
Честно сказать, из кинозалов с его фильмов и не уходили. Первая же полнометражная картина Данелии «Сережа» (снятая совместно с Игорем Таланкиным) по опросам журнала «Советский экран» была признана лучшим фильмом 1960 года. Премьерой картины «Я шагаю по Москве» в 1964 году открылся кинотеатр «Россия» на Пушкинской площади, практически сразу же ставший центральной киноплощадкой СССР. Эту одну из лучших картин отечественного кинематографа газета «Либерасьон» сравнила с «летним дождем на юном лице»...
А еще все его фильмы отличаются блестящим актерским составом. Именно после съемок в его картинах актерская слава впервые пришла к Никите Михалкову, Евгению Стеблову, Вахтангу Кикабидзе. Олег Басилашвили к моменту встречи с Данелией был уже знаменит, тем не менее, по словам актера, в процессе работы над «Осенним марафоном» режиссер многому его научил. Евгений Леонов говорил: «Меня всю жизнь держали за комика, Данелия был первым, кто поручил мне роль трагикомическую». Этот актер неоднократно доказывал свою преданность режиссеру, в частности, в «Кин-дза-дза!» он снимался после операции на сердце, при этом на съемках в пустыне Каракумы стояла шестидесятиградусная жара. Игравший в том же фильме Юрий Яковлев признавался, что сначала в присланном сценарии мало что понял, но согласился немедленно — так хотелось поработать с Данелией.
Правда, любовь актеров и зрителей не всегда спасала режиссера от разного рода сложностей, чаще всего финансового плана. Например, бюджет картины «Орел и решка», снятой в 1995 году, был настолько мал, что для съемок Данелии пришлось использовать свою собственную квартиру, причем после этого в ней потребовался капитальный ремонт. Зато фильм был отмечен на нескольких фестивалях, а режиссер получил Государственную премию РФ.
Впрочем, и к материальным благам, и к своей славе (а от количества отечественных и зарубежных наград режиссера просто захватывает дух) Данелия относится спокойно. Давать интервью не очень любит. Своим богатством считает друзей, учеников и всю свою большую семью: жену, детей, внуков и правнуков. В окружении близких людей мэтр и провел свой нынешний юбилей, принимая дома многочисленные поздравления, в том числе и от первых лиц государства.