Владимир Путин подписал закон, дающий судам право направлять наркоманов на принудительное лечение. Документ начнет действовать через полгода. Уклонение от лечения будет наказываться 30 сутками ареста. Специалисты восприняли эту новость настороженно. Почему?
— Сегодня в развитых странах применяется принудительная форма лечения, — рассказывает наш эксперт, врач с 30-летней практикой Михаил Зобин. — Если зависимый человек совершил под действием наркотика не слишком тяжкое преступление (обычно это мелкая кража или распространение наркотика), ему предлагают выбор: тюрьма или клиника. Общество понимает, что нельзя наказывать человека за то, что он болен. Но если больной отказывается лечиться, тогда все-таки в тюрьму. Это цивилизованное решение — надо предлагать лечение вместо наказания, когда это возможно.
Помещение наркозависимого больного в клинику принудительно, за административное правонарушение, как предписывает наш новый закон, нигде в мире не практикуется. Ведь административное нарушение — это, в частности, употребление наркотика. А значит, человека могут упечь в клинику и колоть ему нейролептики за то, что он попробовал марихуану или съел на вечеринке какую-то таблетку.
— Я 30 лет лечу зависимости и знаю о лечении все. Но я не знаю, что делать с человеком, который пару раз покурил марихуану, — продолжает Михаил Зобин. — У него нет болезни, ни о какой медицинской составляющей здесь нет речи. Но у нас никого не интересует, что не существует никакого специального лечения от употребления каннабиса. Так же как от употребления ЛСД. Лечение предполагает диагноз. Нельзя лечить без диагноза.
Если же к принудительному лечению обяжут человека с настоящей тяжелой зависимостью, это приведет к чему угодно, только не к успеху.
— Если бы приковывание пациентов наручниками к батарее освобождало их от наркозависимости, — продолжает наш эксперт, — я сам бы первым начал приковывать. Существуют способы полупринудительной реабилитации, и применять надо именно их. Препарат вивитрол, например, блокирует ряд систем организма от действия опиоидных наркотиков. То есть эти наркотики после укола действовать не будут. Действие одного укола — три недели. Так давайте обяжем наркомана в течение года приходить каждые три недели к врачу и делать бесплатный укол вивитрола. Он останется в семье, получит от родственников и врачей помощь в психологической реабилитации, а государство сэкономит деньги на развитие и содержание наркологических центров.
Пока что ясно одно: новый закон — это манна небесная для тех, кто получит средства из бюджета на реализацию госпрограммы. Впрочем, так у нас бывает нередко.
Справка
В СССР аббревиатура ЛТП расшифровывалась как «лечебно-трудовой профилакторий». Пациенты — наркоманы и алкоголики — считались больными, находящимися на принудительном лечении. Указ о закрытии системы ЛТП был подписан Борисом Ельциным в 1994 году.