Главная Культура 00:01 28 Июля 2023 4454
Вячеслав Гордеев: Жизнь – это постоянный бой с самим собой

Легендарный артист и на пороге 75-ти встает к станку вместе с танцовщиками своего «Русского балета»

Сергей Бирюков
И в зрительском кресле все мысли лидера коллектива – о том, что происходит на сцене. Фото предоставлены пресс-службой «Русского балета»

3 августа одному из самых знаменитых балетных танцовщиков и хореографов Вячеславу Гордееву исполняется 75 лет. Гордеев — это эталонное исполнение всех классических главных партий в Большом театре 1970-80-х годов, это любимый публикой десятков стран дуэт с Надеждой Павловой, это более четырех десятилетий творчества во главе Государственного академического театра «Русский балет». И это — независимый взгляд на искусство танца. А также честная до жесткости моральная оценка того, что происходит в артистическом мире на всех его уровнях, от массовки до звезд. Мыслями об этом народный артист СССР щедро поделился с «Трудом», с которым его связывает давняя взаимная симпатия.

— Вячеслав Михайлович, с чего все началось? Имел ли кто-то в родительской семье отношение к искусству?

— Родители служили на Тушинском машиностроительном заводе. Папа делал космические «Бураны», мама работала инженером-нормировщиком. Но, как я потом понял (в детстве все кажется само собой разумеющимся), оба были разносторонне одарены. Маме, например, ничего не стоило взять в руки гитару ли, аккордеон — и сходу заиграть. Пела так, что хоть сейчас на оперную сцену. А когда у нас дома появилось пианино — ученикам Хореографического училища полагалось его иметь, — то освоила клавиши быстрее меня.

Но я слегка забежал вперед. Сперва еще надо было этот мой путь в хореографию найти. Мама, с ее музыкальностью, устроила меня учиться на аккордеоне — до сих пор помню запах мехов того трофейного немецкого инструмента. Даже выучил на нем песню «Родина»: «Вижу горы-исполины»... Но не очень у меня это дело пошло. Тут по телевизору (у нас единственных в коммуналке был «КВН» с крохотным экраном, посмотреть передачи вечером вся квартира собиралась) показали фильм «Ромео и Джульетта» с Улановой. И так мне это понравилось, что я, к тому моменту пятиклассник, попросил маму отвести меня в кружок танца. На выпускной вечер этого кружка — тоже при авиазаводе, только другом, «Красный Октябрь» — пришел танцовщик Большого театра Михаил Каверинский. Пока я на сцене прыгал, гнулся, делал шпагаты, мама спросила: есть у этого мальчика данные? Михаил Михайлович подтвердил: да, стоило бы показать его в нашем училище.

Вообще-то мама хотела устроить меня в другое училище — Суворовское музыкальное. Думала, вот лучшее место, где дисциплинируют гиперактивного тушинского мальчишку, который дрался во дворе, из рогатки стрелял... Самое интересное, что меня туда и приняли! Хотя требования по здоровью и всему прочему были очень жесткие... И вот мы с мамой идем из приемной комиссии с Лубянки, я побрит по-суворовски... А там, на Пушечной улице, располагалось Хореографическое. На дверях объявление: принимаем особо одаренных детей на 6-летнее обучение. Говорю маме: зайдем на всякий случай? Тебе же понравилось, как я танцевал... Зашли, меня проверили на чувство ритма, дали станцевать что-то под музыку (а дома у нас и танцевать по праздникам любили) — в итоге из шестисот желающих взяли троих: Васю Ворохобко, Юру Ветрова и меня. Позднее в наш класс пришли Саша Богатырев из Таллина, Паоло Подини из Италии, другие ребята. Педагоги тоже менялись. В предпоследнем классе нас взял Петр Антонович Пестов.

— Расскажите поподробнее об этом человеке, чье имя все его ученики произносят с благоговением.

— Петр Антонович — Наставник с большой буквы. Был с нами 24 часа в сутки, если считал это необходимым. А нам и вправду были необходимы не только эти дневные два, порой даже три занятия, но и его приходы к нам в общежитие (меня, хоть москвича, тоже туда взяли как живущего слишком далеко от Училища). А по выходным он звал нас к себе домой, кормил вкусным борщом — юноши, тем более танцовщики, всегда голодны — и как бы между делом спрашивал: а ты видел танец Барышникова? А трюки Юрия Владимирова в «Весне священной»?.. И мы получали ценнейшую информацию из первых рук.

— А затем — 21 год в Большом театре...

— То, что попал в него, считаю одним из главных событий в своей жизни. Вчера меня позвали на юбилейный вечер прекрасной балерины Светланы Адырхаевой. В который раз вошел в этот потрясающий зал — и поверьте, дух захватило от величия пространства, от самой атмосферы: костюмы, блеск бижутерии... Нахлынули воспоминания — как я пажиком стоял за троном короля, как жадно стремился увидеть все происходящее в этих стенах — вечера Плисецкой, гастроли «Ла Скала»...

Мне ведь после Училища предложили на выбор три места. В одном сразу платили 240 рублей — огромные по тем временам деньги. Для сравнения: Большой предлагал артистам кордебалета 98. Но я без колебаний сказал: только Большой.

Юный танцовщик Большого театра

Хотя работа здесь началась с инцидента. Еще в мой выпускной год коллектив Училища пригласили в Париж и Лондон. Успех был такой, что меня, уже зачисленного в ГАБТ, позвали выступить еще в 30 городах Франции. Под это дело Госконцерт создал концертную группу под руководством Раисы Стручковой — не посылать же одного «золотого мальчика», как меня тогда прозвали... Наконец возвращаюсь, и в лифте меня замечает сам Григорович (главный балетмейстер ГАБТа в 1964 — 1995 годах. —"Труд«): что-то я вас давно не видел, где вы были? Отвечаю: вы же сами отпустили меня на гастроли... Он: да-да, я забыл... Оказалось — за это время поставили в афишу «Пламя Парижа» и меня в этот спектакль, поскольку я еще в Училище танцевал па-де-де оттуда. Но разыскать артиста не смогли... Потом еще два месяца Юрий Николаевич никуда меня не ставил. Видно, нашептали ему, что рановато парню по Европам выступать, надо бы повоспитывать...

И вдруг — партия Арлекина в «Щелкунчике». Я не только станцевал ее — усложнил, увеличив количество пируэтов. Правда, при исполнении двух туров разножек меня снесло к директорской ложе. В антракте Григорович спрашивает: а если б еще тур надо было пройти, вы бы и в ложу прыгнули?.. Замечаю: вы только это увидели? А не разглядели, что ваша хореография дополнена?.. Он секунду помолчал, а потом говорит: да я и сам так хотел, но никто не мог исполнить.

Тут уж чередой последовали все главные классические роли. И зарплата стала, конечно, не 98 рублей. Но и работал я соответственно. Скажем, прилетаем в Мехико, где не то что танцевать — ходить с непривычки тяжело: высота 2500 метров, воздух разреженный. Но я уже бывал там прежде. Для проверки пробежал два километра — порядок, выдерживаю. И тут объявляют дополнительный «Спартак». Юрий Николаевич обратился к Владимиру Васильеву — тот отказал. Спрашивают меня — станцуешь? Да конечно... Или в Америке у Миши Лавровского что-то происходит с ногой, а он в концерте исполняет Дон Кихота. Опять идут ко мне (хотя у меня в том концерте уже была своя работа), и опять выручаю: Дон Кихота я тогда мог хоть без разогрева даже в тесных джинсах станцевать...

Отношение стало меняться, когда появился наш дуэт с Надеждой Павловой. Возникла конкуренция с Наталией Бессмертновой — супругой Юрия Николаевича. И нас стали отодвигать.

Например, всю роль Ромео Юрий Николаевич со мной отработал — но первый премьерный спектакль отдал Богатыреву с Бессмертновой. Тут Саша подворачивает ногу, и мне звонит завтруппой Петр Хомутов: станцуешь завтра генеральную репетицию?.. Переспрашиваю: с Павловой?.. Нет, с Бессмертновой, а с Павловой — вторую генеральную... Я: но хотя бы премьеру мы с Павловой станцуем?.. Ответ: нет, с Бессмертновой.

Дуэт Надежды Павловой и Вячеслава Гордеева навсегда остался одним из самых легендарных в истории мирового балета

Несмотря на все это я считаю Юрия Николаевича одним из моих великих учителей. И сочинять хореографию я научился, глядя, как он ставит. И многое из науки руководства подсмотрел у него — мудрого, глядящего далеко вперед человека. И сейчас уже не обижаюсь на то, что в конце 80-х вместе с когортой звезд попал под гребенку увольнения. Хотя был на пике формы. Но ведь и ему надо было освобождать место для приходящей в театр молодежи...

— Большой театр в ту пору был коллективом или собранием звезд?

— У себя дома — наверное, больше вторым. Плисецкая смотрела в свою сторону, Васильев в свою. Лиепа, Тимофеева — все они, конечно, танцевали общий репертуар, но и свои дорожки прокладывали. А что, думаете, при предыдущих поколениях было по-другому? Леонида Лавровского (хореографа, автора того «Ромео и Джульетты», который поразил Славу Гордеева в детстве. — «Труд») в 1964-м из театра выдавили духом коллективизма?

Вот на гастролях — да, мы были коллективом, когда перед всеми стояла одна задача: представить великую страну и лучший в мире советский балет. Танцевали так, как никто на Западе не танцевал.

В составе участников постановки «Спартака» — с Надеждой Павловой, Мариной Тимофеевой, Светланой Адырхаевой, Марисом Лиепой

— А что скажете о сегодняшнем ГАБТе? Где и классика от Петипа до Григоровича, и хореография Ноймайера, Кранко, Уилдона, Майо, Посохова... Помню, в одном интервью вы, например, Ратманского назвали слишком радикальным для Большого хореографом...

— Ну, Ратманский все-таки наш воспитанник, у него хорошая школа, и развивает он нашу традицию. А вот то, что происходит в театре в целом — не наша традиция. При Юрии Николаевиче труппа имела свое репертуарное лицо. Сейчас его нет, сплошь и рядом можно услышать: этот спектакль в Париже танцуют лучше... Понимаете, «Спартак» или «Легенду о любви» нигде лучше, чем в России, и даже больше скажу — лучше, чем в Большом театре, не станцуют. При всех потерях до сих пор это так.

— Пора наконец поговорить о вашем «Русском балете».

— Его идея сформулирована уже в названии: это в первую очередь следование национальной балетной традиции. Само имя «Русский балет» мы осмелились взять после того, как поставили «Лебединое озеро» в редакции Большого театра, которую нам помогли восстановить такие мастера, как Марина Тимофеевна Семенова, Асаф Михайлович Мессерер, подаривший свою четвертую картину. А если обращаемся к современности, то тоже опираясь прежде всего на достижения ГАБТа. Таково, например, «Последнее танго», которое я впервые поставил в 1996 году в пору руководства балетной труппой Большого — кстати, для первого в истории ГАБТа вечера современной хореографии. Реконструировать его в «Русском балете» нам помогали исполнители того спектакля — Надежда Грачева, Сергей Антонов.

Разумеется, искусство хореографии должно развиваться. Более того — я категорически не принимаю сложившейся ситуации, когда молодым балетмейстерам, в том числе заканчивающим ГИТИС (где имею честь заведовать кафедрой хореографии), не находится серьезного коллектива и сцены, чтобы применить свой талант. Ради этого затеял два года назад проект «Русский балет. Лаборатория творчества», в рамках которого, например, созданы такие яркие спектакли, как «Лолита» Татьяны Василишеной, «Шут» Никиты Высоцкого...

Но, конечно, главное, чего ждут зрители — это по-прежнему классика. Не только у нас. В Китае мы — самая приглашаемая российская труппа. А Германия даже хотела включить нас в Книгу рекордов Гиннесса как иностранный коллектив, больше кого-либо приезжавший на гастроли — счет подошел к 35, когда грянула пандемия...

Правда, в самой России у нас нет собственной сцены — точнее, она общая с Губернским театром Сергея Безрукова, который любезно позволяет нам выступить трижды в месяц. Но это так, замечание в скобках.

«Русский балет» Вячеслава Гордеева — один из самых востребованных отечественных танцевальных коллективов

— Читатели бы не поняли, если б я не попросил вас рассказать подробнее об отношениях с Надеждой Павловой. Ведь когда-то вы были самой знаменитой сценической и супружеской парой в балете.

— Сегодня этих отношений нет. Хотя вы правы, пара была в центре внимания — при том, что танцевали также Максимова — Васильев, Кондратьева — Лиепа... На наши выступления — в Москве или, допустим, в 15-тысячном Ледовом дворце Уфы — милиция отряжала конные наряды, чтобы сдерживать толпы страждущих. Я искренне считал и продолжаю считать Павлову талантливейшей балериной. Когда мы выступали вместе, я порой забывал, что сам участник спектакля, а смотрел на нее как потрясенный зритель. Глядя на Надину сцену сумасшествия Жизели, плакал... Она по праву стала самой молодой народной артисткой СССР — и навсегда ею останется, поскольку с распадом той страны тема «народных» закрыта.

Однако артистический путь, как известно, усеян не только цветами. Сценическая карьера — не одни овации, но каждодневный тяжелый труд. За который жестокий театральный мир может отплатить не восторгами, а черной завистью. Допустим, балерине, которая несколько дней не позанималась и чуть «распухла», вполне могут бросить: чего это ты так разъелась? В том, кто обладает внутренним стержнем, подобные подколы лишь усиливают злость к работе над собой. Надежде, видимо, этого стержня не хватило.

Но я и после нашего расставания пытался восстановить сотрудничество. Звал ее танцевать «Спящую красавицу» — представляете, что значило для молодых участников «Русского балета» поработать с народной артисткой Союза? Но тем проектом дело и ограничилось.

— Вопрос навскидку: самое счастливое и несчастливое события в жизни?

— Радости — это и те гастроли с училищем в Лондоне и Париже, после которых я стал узнавать зрителей в лицо, потому что они ездили за мной из города в город. И победа на Международном балетном конкурсе в Москве. И встреча с такими потрясающими наставниками, как Пестов, Варламов, Григорович. И добрые отношения с Рудольфом Нуриевым, который оценил мой танец в Нью-Йорке в 1973 году, подарив на память два ящика пластинок, по большей части Моцарта, которого, считал он, надо знать целиком... Конечно, совершенно особая радость — рождение четверых моих детей: Любы, Димы, Никиты, Александра.

С подопечными на репетиции

Бед тоже хватало, скажу только об одной — разрыве ахиллова сухожилия, произошедшем на пике танцевальной карьеры, в 26 лет. Травма в том числе и психологическая: вчера ты был интересен всем, сегодня никому. Тогда я понял: в критической ситуации можно рассчитывать только на себя. Собрался — и уже через 6 месяцев мы с Павловой ехали в Оренбург танцевать «Мелодию» Дворжака. А еще через месяц я танцевал в Индии второй акт «Жизели» и па-де-де из «Дон Кихота»... До меня танцовщики после «ахилла» возвращались на сцену не раньше, чем через год, и никогда — в свой прежний репертуар. А я вскоре еще и премьеру «Икара» станцевал. Зоя Сергеевна Миронова, легендарный хирург-травматолог из ЦИТО, написала об этом случае в своей книге...

Легендарный прыжок Вячеслава Гордеева

— И сейчас, насколько знаю, вы заботитесь о поддержании формы.

— Да, ибо жизнь — это постоянный бой с самим собой. И победы — над эмоциональной нетерпимостью, физической расслабленностью. Обязательное занятие — зарядка. И, к вашему возможному удивлению — класс. Конечно, уже не тот, что 20 лет назад, не говоря о молодости, но два-три раза в неделю встаю к станку. Летом, когда коллектив разъезжается — один, а в сезон могу и с ребятами вместе.

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 11970
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 7590
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 7291
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 6601
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6418
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hartmann, globallookpress.com

Про разбитое любовью сердце — это не фигура речи, от сильных любовных переживаний и вправду можно погибнуть. Такое сердечное заболевание доктора назвали синдромом Такоцубо после того, как японская девушка, которую бросил...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Популярный актер – о новом фильме «Адмирал Кузнецов» и военной теме в кино, старом и нынешнем

Дарья Ефремова
Труд
Герой Петренко -- живой человек, а не гранитная глыба (в кадре - с Дарьей Урсуляк в роли Веры). Изображения предоставлены ВГТРК

На медиаплатформе «Смотрим» — биографический военно-исторический фильм «Адмирал Кузнецов». Проект осуществлен при поддержке Института развития интернета. В основу сюжета легла реальная история самого...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?