Сняла его британка Линн Рэмси, опытный фестивальный боец. Она дважды побеждала в Каннах с коротким метром. На Лазурном берегу показывали ее полнометражные ленты «Крысолов», «Морверн Каллар», «Что-то не так с Кевином», а фильм «Тебя никогда не было здесь» с Хоакином Фениксом получил приз за сценарий. В «Умри, моя любовь» режиссер повысила ставки: она сняла в главных ролях двух суперзвезд мирового кино: Дженнифер Лоуренс и Роберта Паттинсона.
Дженнифер Лоуренс («Джой», «Голодные игры», «Мой парень — псих», «Афера по-американски»), не раз побывавшая в ранге самой влиятельной и высокооплачиваемой актрисы мира, не только исполнила главную роль, но и выступила сопродюсером фильма — наряду, на минуточку, с Мартином Скорсезе. Что привлекло одного из столпов классического Голливуда к этому во многом эпатажному феминистскому проекту, — тайна сия великая есть. Но имя в титрах великого Скорсезе картине «Умри, моя любовь» не помогло — лента осталась в Каннах без наград, вызвав весьма разноречивые эмоции: от восторгов до полного неприятия.
Герои картины — молодые, поначалу влюбленные друг в друга люди Грейс (Дженнифер Лоуренс) и Джексон (Роберт Паттинсон). Они переезжают из Нью-Йорка и поселяются в сельской местности где-то в штате Монтана. Здесь умерший дядюшка оставил племяннику просторный дом на краю леса. Джексон намерен серьезно заняться музыкой, хотя в его руках за весь фильм не появится ни одного музыкального инструмента. Грейс собирается написать «великий американский роман», хотя мы не увидим в доме ни компьютера, ни печатной машинки, ни даже стопки чистой бумаги, а саму героиню — хотя бы раз за работой.
Первые дни парочка с упоением занимается сексом прямо на голом полу и всячески проявляет пылкость своих чувств. Но недолго музыка играла: Грейс скоропостижно беременеет, а после рождения ребенка стремительно погружается в депрессию. Она начинает ползать, как дикая кошка, по травам вокруг дома, блуждать в одних трусах по комнатам, прикладываться к бутылке. А еще она мастурбирует, пока Джексон пытается заработать хоть какие-то деньги для прокорма семьи. Былая страсть между супругами сходит на нет. Грейс грезит о соседе-мотоциклисте — то ли реальном, то ли рожденном ее больной фантазией. Джексон тем временем совокупляется в подсобке с кассиршей придорожного кафе, хотя не исключено, что это очередная галлюцинация его жены.
Безумие Грейс стремительно нарастает: на вечеринке она ныряет в детский бассейн в нижнем белье, разносит вдребезги ванную комнату, царапает ногтями стену. Живущая неподалеку мать Джексона (Сисси Спейсек), а также непонятно откуда взявшиеся в этом захолустье многочисленные друзья молодоженов пытаются образумить Грейс, но где там! В конце концов, женщина расшибает себе в кровь лицо и оказывается в психушке, из которой выходит вроде бы присмиревшей. Даже печет пирог в доме, который к ее возвращению заботливо отремонтировал Джексон, но потом все начинается сначала. И так до финальных титров, подернутых адскими языками пламени в призрачном лесу...
По сути, фильм является подробно, хлестко рассказанной историей прогрессирующей паранойи, в которую погружается героиня. При этом авторы не пытаются хотя бы намекнуть на вызвавшие ее причины. Милый ребенок молодой матери не сильно докучает, более того, она признается, что его нежно любит. Муж пытается, пусть порой неуклюже, наладить с женой взаимопонимание. Мир за пределами дома не проявляет к Грейс враждебности. Так в чем корень ее проблемы? В плохой наследственности, в тяжелых травмах прошлого? Но нам ничего об этом не известно. В медицинских аспектах невесть откуда и почему навалившейся психической болезни, ни разу, кстати, не названной авторами? Но является ли ее столь тщательное, самодовлеющее изображение предметом искусства?
Большинство критиков, посмотревших фильм в Каннах, сошлись во мнении, что он описывает послеродовую депрессию. Но если это так, то картина «Умри, моя любовь», помимо прочего, несет в себе вредное зерно. Насмотревшись на экранные ужасы, иным впечатлительным барышням будет страшно рожать. А некоторые женщины и вовсе станут избегать беременности даже в счастливом, гармоничном браке. На такой эффект рассчитывали авторы фильма? Между тем, известно, что режиссер Линн Рэмси имеет дочь, а Дженнифер Лоуренс за последние годы родила двух малышей. Зачем же пугать других ужасами материнства?
Но дело не только в мрачноватой атмосфере фильма. Главное, что смотреть это агрессивно-взвинченное, но при этом монотонное действо, как по мне, довольно скучно. Да, Дженнифер Лоуренс не щадит себя, она выкладывается в фильме по полной. Не боится предстать на экране с поплывшей фигурой, тронутыми целлюлитом бедрами и ягодицами, искаженным от ярости лицом. За такую отчаянную смелость в Голливуде обычно дают «Оскар». Но, кажется, не в этом случае. Характер и мотивация поступков главной героини толком не прописаны, действие в картине ходит по кругу, актрисе остается все два часа экранного времени изображать разнообразные лики безумия. Маловато, как мне кажется, для того, чтобы по-настоящему увлечь зрителей.
P. S. За последние месяцы на наши экраны вышла обойма фильмов из программы Каннского фестиваля. Среди них «Уехать однажды», «Выход 8», «Сират», «Новая волна», «Сентиментальная ценность», теперь вот «Умри, моя любовь». На подходе еще «Звуки падения» Маши Шилински из основного конкурса. К сожалению, обладатель «Золотой пальмовой ветви» фильм «Простая случайность» знаменитого иранского режиссера Джафара Панахи, находящегося в оппозиции к властям своей страны, в России показан не будет. И это, увы, не простая случайность...