Минздравсоцразвития подробно рассказало правительству о том, что произошло на рынке труда почти за семь месяцев. Основной вывод, который озвучил премьер-министр Владимир Путин, таков: темпы роста официальной безработицы начали снижаться. "Рано делать окончательные выводы, но анализ динамики роста безработицы показывает, что ситуация хоть и медленно, но выравнивается", - сказал он.
В презентации, которую представляла министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова, были выделены регионы с наибольшим и наименьшим ростом официальной безработицы. Лидерами оказались Челябинская, Нижегородская, Тверская, Вологодская, Свердловская области и Татарстан. В них официальная безработица выросла почти в 2-2,5 раза. Меньше всего безработица выросла в Чечне, Дагестане, Кабардино-Балкарии. Дагестан оказался единственным регионом, где официальная безработица даже упала - на 0,8%.
Уязвимое машиностроение
Все лидеры роста безработицы, кроме Тверской области, - регионы с большим количеством предприятий машиностроительной, металлургической и строительной отраслей, которые сильнее всего пострадали от кризиса. Например, "Группа ГАЗ" с октября по апрель сократила 25% своих сотрудников, то есть 30 тысяч человек. Основные заводы группы находятся в Нижнем Новгороде.
География лидеров также обладает своей спецификой. "В них большая концентрация небольших моногородов, в которых сейчас активно высвобождают сотрудников", - говорит Наталья Долженкова, коммерческий директор Kelly Services. Предприятия этого типа первыми почувствовали на себе кризис из-за устаревших технологических процессов и оборудования.
Высокий рост официальной безработицы в этих регионах также связан с тем, что в них большая доля "синих воротничков". А они традиционно являются клиентами служб занятости. "В первую очередь в них идут работяги", - объясняет Андрей Коровкин, заведующий лабораторией прогнозирования трудовых ресурсов Института народнохозяйственного прогнозирования РАН.
В Тверской области немного другая ситуация. В ней тоже много старых советских заводов, но в последние годы регион развивался за счет богатых соседей. "Область росла за счет транспортных потоков, которые шли в Москву, - рассказывает Владимир Назаров, заведующий лабораторией бюджетного федерализма ИЭПП. - Они создавали у себя мощные логистические узлы". Объем перевозок с приходом кризиса упал, и транспортным компаниям пришлось сокращать работников. При этом, несмотря на высокие темпы роста безработицы, общее число нетрудоустроенных в области невелико - всего 14 тысяч.
Вечно позади
Успех аутсайдеров рейтинга объясняется неизменно плохой ситуацией на местных рынках труда. Например, Чечня является абсолютным рекордсменом по числу официальных безработных - 300 тысяч. Это почти в пять раз больше, чем в Челябинской области. Уровень официальной безработицы в Чечне около 70%, а в Ингушетии - около 55%.
Всем этим регионам регулярно помогают федеральные власти. "Это дотационные регионы, которые регулярно подкармливают из бюджета", - объясняет Владимир Назаров. В кризис бюджеты регионов пока не урезались. Соответственно, ситуация не ухудшалась.
Многие жители республик Северного Кавказа работают в Москве. "В столице уровень безработицы серьезно не увеличился, большинство приехавших на заработки продолжают работать, - объясняет Оксана Костина, территориальный менеджер Kelly Services. - Уровень безработицы в их родных республиках от этого не изменится". Если ситуация в Москве начнет ухудшаться, то эти регионы из аутсайдеров роста могут превратиться в лидеров.
