Главная Наука и технологии 00:01 29 Ноября 2024 7992
«Суперджет» и другие

Загоревшийся в аэропорту Антальи российский лайнер в очередной раз высветил проблемы отечественного авиапрома

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Лучше бы чиновники не торопились докладывать президенту о свершениях. Фото: Юрий Кирсанов/Transport Photo Images, globallookpress.com

После того как самолет Sukhoi Superjet 100 авиакомпании «Азимут» загорелся в аэропорту турецкой Антальи, продолжается «разбор полетов». Авиакомпания назвала причиной ЧП сильный ветер. По одной из версий, самолет при посадке задел двигателем посадочную полосу и стал терять топливо, которое загорелось от искр. К счастью, все, кто был на борту, остались живы, но вопросов от этого не стало меньше.

Заслуженный пилот СССР, член общественного совета по гражданской авиации Ространснадзора Олег Смирнов считает причиной подобных инцидентов с этим самолетом конструкторские недоработки. «Современное самолетостроение запрещает конструировать самолеты таким образом, чтобы при совершении грубой посадки шасси пробивали топливные баки», — рассказал он в интервью BFM. По его мнению, как и в катастрофе в Шереметьево в мае 2019 года, когда также в результате пролива топлива и пожара погиб 41 пассажир, всему виной конструкция шасси, которые от удара о землю повреждают топливные емкости, расположенные в крыльях.

Отраслевой телеграм-канал «Авиаторщина» пишет, что тот же самый Sukhoi Superjet 100 авиакомпании «Азимут» месяц назад повредил створки шасси при вынужденной посадке в столичном Внуково. Тогда это произошло из-за отказа гидросистемы. Пострадавших не было. Росавиация квалифицировала событие как инцидент, было расследование, выводы не оглашены.

В случае в Анталье Росавиация пока не уточняет, почему при жесткой посадке произошел разлив топлива и можно ли считать конструкторское решение шасси Sukhoi Superjet 100 слабым местом. Но очевидно, что жертв удалось избежать лишь благодаря оперативным действиям турецких пожарных, приступивших к тушению самолета через две минуты после его остановки на посадочной полосе. Как жалуются пассажиры, ситуацию осложняли нерешительные действия экипажа и паника на борту...

Следственный комитет возбудил уголовное дело по факту возгорания воздушного судна. После расследования мы, надеюсь, узнаем, был ли инцидент связан с ошибкой пилота (именно такой вывод был сделан в случае с жесткой посадкой в Шереметьево в 2019 году) или виной всему ветреная погода. Между тем, как сообщило РИА «Новости», в тот же день еще один SS 100 авиакомпании «Азимут» приземлился в международном аэропорту Красноярска с неисправностью гидравлики передней стойки шасси. А по данным сайта «Авиаторщина», 24 ноября произошли еще три инцидента с самолетами SSJ 100. С проблемой в гидросистеме сел борт, следовавший из Санкт-Петербурга в Москву. «Остальные два инцидента произошли уже около полуночи, — пишет «Авиаторщина». — В 23.42 в аэропорту Сочи «Суперджет» «Ред Вингс» (RA-89155) во время разбега по взлетно-посадочной полосе на скорости 150 км/ч прервал взлет в Москву. А через шесть минут при заходе «Суперджета» «Россия» (RA-89100) из Москвы на посадку в Пулково в кабине пилотов высветилось сообщение о неисправности системы управления разворотом колес передней опоры шасси. Пилоты доложили о проблеме и выполнили уход на второй круг. На аэродроме была объявлена тревога». Везде просматриваются схожие с «турецкими» проблемы с шасси и гидравликой.

Пять инцидентов за сутки — не многовато ли? В любом случае это уже не первое ЧП с самолетами Sukhoi Superjet 100, детищем отечественного авиапрома, рожденным в попытках его реанимировать. О SSJ 100 бравурно докладывали президенту как о выдающемся достижении управленцев отрасли и авиастроителей. Но судьба лайнера изначально сложна. Достаточно вспомнить, что он разбился во время демонстрационного полета 9 мая 2012 года близ Джакарты. Тогда погибли все находившиеся на борту 45 человек. Причиной катастрофы назвали ошибку пилотирования. То был предсерийный экземпляр, принадлежавший ОКБ «Сухой».

Самолет ввели в эксплуатацию 21 апреля 2011 года. Планировалось выпустить 236 лайнеров за три года, но к 2019-му построили 182. Весной 2017 года Минтранс России подвел предварительные итоги эксплуатации самолета. Оказалось, средний суточный налет российских машин меньше, чем у иностранных лайнеров вдвое — втрое (3,3 часа в сутки против 6-10 часов). Причиной назвали нехватку запчастей, а также особенности конструкции двигателя, агрегаты которого имеют ограниченный ресурс и требуют ремонта после наработки от 1000 до 4000 часов вместо заявленных 8000. И т. д и т. п.

При этом ничего неизвестно о том, что кто-то понес ответственность за «отдельные проблемы» с самолетом. Это касается и задержек в производстве, и конструктивных особенностей. Вина пока ложится на пилотов и на погоду.

Нынешний турецкий инцидент совпал с известием о том, что гендиректор ПАО «Яковлев» Андрей Богинский и управляющий директор АО «Туполев» Константин Тимофеев покидают свои посты. Управлять деятельностью «Яковлева» будет гендиректор Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Вадим Бадеха. «Туполев» возглавит замгендиректора ОАК Александр Бобрышев. В ОАК пояснили, что рокировка связана с «необходимостью в беспрецедентно сжатые сроки реализовать запуск серийного производства отечественных гражданских лайнеров» (будто раньше такой необходимости не существовало!).

Замены руководителей случились сразу после того, как премьер-министр Михаил Мишустин на форуме «Транспорт России» 21 ноября заявил, что первые поставки долгожданного самолета МС-21 могут начаться уже в 2025 году. И добавил: «Важно как можно быстрее развернуть массовый выпуск всех типов самолетов, включая полностью обновленные «Суперджеты», а также Ту-214, Ил-96, Ил-114 и для местных линий — «Байкал». Сказал глава правительства и о масштабном финансовом вливании в транспорт — свыше 1,5 трлн рублей. Правда, о том, сколько уже было потрачено на создание SSJ 100 и МС-21, уточнять не стал.

Приходится обходиться старыми данными, которые, однако, весьма красноречивы. Так, в 2012 году Контрольное управление Администрации президента РФ подвело итог: «Анализ реализации программы («Развитие гражданской авиационной техники на 2002-2010 годы и на период до 2015-го». — «Труд») показал, что за период действия она корректировалась 6 раз. Финансирование увеличилось на 66,1 млрд рублей. При полном освоении выделенных средств определенные программой цели не достигнуты: Не организовано серийное производство самолетов Ил-96-300, Ту-204/214, регионального самолета Ту-334». Есть там и такая фраза: «За период действия программы финансовое состояние предприятий, производящих самолеты для гражданской авиации, значительно ухудшилось».

Ну и кто ответил за развал отечественного авиастроения и лоббирование иномарок? Да никто!

В 2019-м проверка Счетной палаты выявила низкую эффективность реализации уже новой программы развития гражданского авиастроения, рассчитанной до 2025 года. В отчете сообщалось, что Россия «снизила поставки отечественных самолетов на 40%». Провал курирующего эту отрасль Минпромторга был виден невооруженным взглядом на протяжении многих лет, но всех наверху такое вопиющее несоответствие планов, выделенных денег и результатов, видимо, устраивало. Ну а с бывшего вице-премьера Дворковича, курировавшего отрасль, и взятки гладки: он сбежал за границу.

Сейчас изо всех углов слышим о сложностях в производстве отечественных самолетов, связанных с санкциями и с «беспрецедентно короткими сроками на решение задачи». Но кто тянул за язык в августе 2023 года главу «Ростеха» (в эту госкорпорацию входит и ОАК) Сергея Чемезова, который докладывал президенту России, что серийное производство российских самолетов Superjet New и МС-21 будет запущено в 2024 году, к 2025-му станут серийно выпускать 10 единиц Ту-214 в год. Вся страна в прямом эфире слышала обнадеживающее сообщение: «В 2024 году мы запустим серийное производство самолетов Superjet — Superjet New. Это самолет, который оборудован нашими двигателями ПД-8, полностью наша авионика, фактически полностью наш самолет... Ежегодно, начиная с 2024-го, будет производиться 20 таких машин... Мы также начнем производить и МС-21: первые серийные шесть машин тоже будут переданы авиакомпаниям России».

Что касается МС-21, то его разработка началась еще в СССР в прошлом веке, в 1987 году. То был совместный проект самолета ЯК-242 «АК им. С.В. Ильюшина» и АО «ОКБ им. Яковлева». А новая история МС-21 длится уже 18 лет. Первый опытный МС-21 с помпой выкатили в Иркутске на обозрение публики 8 июня 2016 года, первый полет он совершил 28 мая 2017 года. Помнится, тогдашний глава правительства Дмитрий Медведев назвал его «одним из самых современных лайнеров в мире и пассажирским самолетом XXI века». И вот прошло восемь лет...

Серийное производство МС-21 неоднократно переносилось. На заседании правительства в январе 2023-го президент Путин раскритиковал за это Дениса Мантурова, тогда еще просто вице-премьера. Прямо спросил: «Что вы дурака валяете?» На все объяснения глава государства отрезал: «Долго, слишком долго». А в результате Мантуров был повышен в должности до первого вице-премьера и куратора отрасли. Видимо, в наказание?

Впрочем, после последних инцидентов с SSJ 100 возникает мысль: а может, лучше, чтобы они не торопились? И не докладывали Владимиру Путину раньше времени о свершениях в небе и на грешной земле.

Источник процессов, приведших к образованию столь гигантской структуры, находится на обратной стороне звезды и недоступен для наблюдения, отметили ученые 

Фото: https://ru.wikipedia.org

Гигантский протуберанец – плазменное образование, зародившееся на поверхности Солнца – сформировалось в ночь на четверг, 20 ноября и оторвалось от звезды. Об этом сообщили представители лаборатории солнечной астрономии Института...

По опросам, более 20% наших граждан одобряют обход блокировок интернета - прежде всего молодежь

Евгений Акатов
Труд
Изображение: Freepik

Россиян все больше беспокоят блокировки мобильного интернета и звонков в привычных мессенджерах. А по опросам ВЦИОМа, 22% наших граждан одобряют обход блокировок в Сети — прежде всего молодые. В целом же...

Похоже, мыльный пузырь под названием «Самолет «Байкал» окончательно лопнул. Будут ли наказаны те, кто его надувал?

Анатолий Журин
Труд
Наши эксперты давно отмечали, что замена легендарному трудяге Ан-2 выбрана сомнительная. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Похоже, создатели легкомоторного самолета «Байкал» окончательно заигрались, выбивая под свой проект бюджетные миллиарды и раздавая обещания властям, партнерам и заказчикам. Наро-Фоминский машиностроительный завод подал...

Барри Уилмор и Сунита Уильямс вместо запланированных восьми дней были вынуждены провести на орбите полгода – из-за поломки корабля Starliner 

Фото: Фото: www.nasa.gov

Основатель американской космической компании SpaceX, миллиардер Илон Маск в очередной раз принял участие в записи подкаста популярного американского комика и телеведущего Джо Рогана. В ходе этой беседы он озвучил подробности истории с застрявшими...

Тремя днями ранее президент РФ Владимир Путин рассказал об испытаниях самого «Посейдона», прошедших «с огромным успехом»
Кадр видео Минобороны РФ

Атомная подводная лодка «Хабаровск» – носитель подводного оружия, в том числе роботизированных средств различного назначения и управляемых суперторпед «Посейдон» – спущена на воду в Северодвинске. Об этом...

Наука и технологии 00:01 / 21 Ноября 2025 3614
Технопарк

Инженеры изобрели дрон, работающий на солнечной энергии

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Дрон, работающий на солнечной энергии. Фото из открытых источников

Люди всегда завидовали птицам, и вот 21 ноября 1783 года состоялся первый в мире полет человека на воздушном шаре, изобретенном братьями Монгольфье. С той поры человечество вполне освоилось в небе, но поискам...

Наука и технологии 00:01 / 07 Ноября 2025 3337
Технопарк

В Москве один из самых больших парков электробусов в мире

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Фото: © Belkin Alexey, globallookpress.com

Вчера был, можно сказать, двойной праздник у российского транспорта. Напомню: 6 ноября 1930 года вступил в строй Московский автосборочный завод имени КИМ, который потом производил автомобили марки «Москвич». А спустя...

И эта штучка называется ИИ. Именно «искусственный интеллект» помог ворваться в топ-30 певице, которой не существует на свете

Надежда Гужева
Труд
Певица Ксания Моне и ее автор – поэтесса Талиша Джонс. Фото из открытых источников

Недавно в музыкальном мире разразился скандал. Певица Ксания Моне с композицией «Откуда мне было знать?» попала топ-30 в радиочартах Billboard. Казалось бы, что тут такого? Но все дело в том, что такой...

В самоцвете, хранящемся в калининградском Музее янтаря, покоится букашка возрастом 37 миллионов лет

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
Фото: Martin Siepmann/imagebroker.com, globallookpress.com

Под Калининградом добыт янтарь весом 2,374 кг. Его так и назвали — «Рекордсмен». Есть надежда, что в текущем году Калининградский янтарный комбинат поставит еще один рекорд: предприятие сможет впервые добыть...

Этот Ил-14 доживает свой век в Якутии

Ольга Лернер
Труд
Фото из открытых источников

Этот Ил-14 когда-то числился как «борт № 1», предназначенный для путешествий лидера СССР Никиты Хрущева. И оборудован был соответственно: мягкие кресла и диваны, большой стол, панели из благородного дерева. А теперь...

Ядерная авиация страны официально приняла ее на вооружение 10 ноября

Фото: @Armees_Gouv

Французские военные впервые продемонстрировали новую модификацию крылатой ракеты воздушного базирования с ядерной боевой частью ASMPA-R (Air-Sol Moyenne Portée Amélioré Renove). Как стало известно обозревателям TWZ,...

Число лукавых слов в нашем новоязе растет: вслед за «хлопком» и «иноагентом» появились «замедление» и «блокировка»

Ирина Хмара
Труд
Власти - по их словам - не желают потакать американской экстремистской компании Meta. Фото: Сергей Елагин/Business Online, globallookpress.com

Жизнь рядового россиянина тоже заметно изменилась: еще не так давно можно было бесплатно позвонить друзьям через мессенджер в другой город или, страшно сказать, в другую страну и от души поговорить о том о сем,...

Как пояснили в ведомстве, решение принято из-за растущего числа случаев мошенничества 

Фото: © Elena Mayorova, globallookpress.com

Минцифры приняло решение постепенно упразднить подтверждение входа на портал и в приложение «Госуслуги» через СМС. Об этом в пятницу, 5 декабря сообщает ТАСС. Пока мера будет касаться только входа через мобильные устройства, пояснили...

Аферисты начали создавать поддельные сайты, имитирующие площадки для сбора вопросов к главе государства 

Фото: Jens Kalaene, globallookpress.com

Новость о том, что в России начался прием вопросов к большой пресс-конференции президента России Владимира Путина, которая в этом году будет совмещена с прямой линией, начали использовать мошенники, придумавшие очередную схему обмана граждан....

Ранее в Сети появились записи разговоров спецпосланника Трампа Стивена Уиткоффа с помощником Путина Юрием Ушаковым и главой РФПИ Кириллом Дмитриевым 

Фото: © Matthias Balk, globallookpress.com

Поводом для принятия решения о возможных крайних мерах – полной блокировки – в отношении мессенджера WhatsApp (принадлежит американской компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена – TRUD.RU) может стать...

Речь идёт о наказании за нарушение требований закона об авторизации на сайтах и в приложениях

Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Первый заместитель председателя комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Государственной думы Антон Горелкин объяснил смысл идеи ввести штрафы за авторизацию на российских сайтах через иностранные сервисы. По...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?