Главная Культура 00:01 29 Ноября 2024 1716
«Пусть живая музыка станет нашей насущной потребностью»

С чем знаменитый русский тенор Дмитрий Корчак едет из Европы на родину

Сергей Бирюков
Очаровательная Адриана Чучман и Дмитрий Корчак в балете-опере «Орфей и Эвридика» (Гамбургская опера). Фото: Christian Furst/Picture Alliance, globallookpress.com

Имя одного из самых успешных русских оперных теноров и дирижеров Дмитрия Корчака привычнее видеть в афишах Венской «Штаатсопер» или миланского Ла Скала, Парижской национальной оперы или Берлинской государственной оперы. Но из этого ряда не исчезают и отечественные площадки. Так, 5 декабря в концертном зале «Зарядье» при участии Национального филармонического оркестра России и дирижера Тимура Зангиева Дмитрий познакомит публику со своей новой работой — программой арий из русских опер «Жизнь за царя», «Князь Игорь», «Снегурочка», «Алеко»... Большинство этих вещей никогда им раньше не пелись, а некоторые — например, «Дубровский» Эдуарда Направника — мало знакомы даже искушенной публике. Накануне этого концерта мы поговорили с певцом о месте русской музыки в мире.

— Концерты под занавес года в России — ваша традиция?

— Да, обычно в это время у меня здесь происходит серия важных событий. В октябре я дирижировал концертом русской музыки в честь 85-летия со дня рождения Елены Васильевны Образцовой в Большом театре, провел «Оперный класс. Лаборатория оперы» с молодыми певцами, посвященный 180-летию Римского-Корсакова. И вот 5 декабря впервые прикоснусь к таким шедеврам русской оперы, как ария Сабинина из «Жизни за царя» Глинки, фрагменты из опер Аренского «Рафаэль» и «Дубровский» Направника, ария Владимира из «Князя Игоря»: Для меня это особенно важно, ведь на Западе большинство из названных опер не идут. Да и мой собственный русский опыт до сих пор ограничивался «Евгением Онегиным» и «Снегурочкой», впервые спетыми много лет назад в «Новой Опере» еще при ее создателе Евгении Колобове.

— В чем особенность русского репертуара по сравнению с западным?

— Вы знаете, о том же меня спросили на днях в Болонье перед премьерой «Вертера» — относительно разницы между французской и итальянской музыкой, чьи произведения на нынешнем этапе карьеры я преимущественно и пою. Я ответил, что во французской опере более значительны сюжеты, чем, скажем, в операх Россини, оттого большую роль играют и сценическое поведение, и взаимодействие с оркестром. Это не значит, что одна культура лучше другой, просто они разные. Это к тому, что в русской музыке еще важнее черты, которые характеризуют французскую: она, как правило, основана на великих, большей частью трагических сюжетах, требует от исполнителя помимо чисто музыкальной еще и серьезной душевной отдачи.

— Расскажите о себе. Говорят, все главное в жизни идет из детства. Это так?

— Я ребенок из СССР, когда очень много детей занимались дома на пианино и других инструментах, пели в хоре. Огромную популярность имел Большой детский хор радио и телевидения, исполнявший песни Пахмутовой, Шаинского, других замечательных композиторов. Мне особенно повезло — родители любили классическую музыку, а папа обожал оперу, ходил в театры, сам пел: Помимо всего прочего, Хоровое училище, куда я попал ребенком, находилось в центре Москвы, и я воспитывался в средоточии столичной музыкальной жизни, рядом с театрами и концертными залами. Со временем это принесло плоды, и руководитель училища, а впоследствии и Академии хорового искусства Виктор Сергеевич Попов позволил мне совмещать вокальное и дирижерское отделения. Так что аспирантуру я оканчивал уже с двумя дипломами.

— Еще один оказавший на вас влияние человек — вокальный педагог Дмитрий Вдовин, чьи ученики сегодня поют в лучших оперных театрах мира.

— Это совершенно особый человек. Его знание оперного дела уникально. Он очно знаком со всеми сторонами жизни десятков ведущих театров мира. В певце воспринимает не просто тембр, а артистическую личность. На уроке требует той же отдачи, что на сцене. Не упускает ни малейшей детали. Подобной дотошности я не встречал больше ни у кого.

— Вы ведь и сами теперь педагог?

— Это преувеличение, хотя ежегодно провожу свою академию молодых певцов при поддержке Фонда Елены Образцовой — кстати, всегда приглашаю в нее и Дмитрия Юрьевича Вдовина. Но мы пока ограничиваемся вводами учеников в постановки московских театров — «Севильский цирюльник» «Геликон-оперы», «Дитя и волшебство» Музыкального театра юного актера, дважды сотрудничали с «Новой Оперой»... Когда набираю учеников, при равной одаренности отдаю предпочтение менее опытным: им особенно важно правильное понимание первых шагов в карьере, как научиться не делать глупых ошибок.

— Как строится творческая жизнь, например, в Венской опере? Кто там лидер в тандеме дирижер — режиссер?

— Как раз по отношению к Венской опере говорить о творчестве проблематично. Это прежде всего туристическое место, которое должно заполняться публикой круглый год и каждый день. Делать там эпохальные спектакли некогда. Изюминка Венской оперы — приглашенные звездные певцы, которые прилетают на два-три дня, репетируют, выступают и улетают. И, конечно, знаменитый оркестр Венской филармонии. В отличие от театра «Ан дер Вин», который как раз тратит месяцы на постановки и потом закономерно получает за них множество международных наград.

— А насколько активно вы заняты в Венской опере?

— Достаточно, два — четыре контракта в год. В декабре после московского концерта еду петь там «Риголетто». Всего спел на этой сцене около 15 названий и более 100 спектаклей. Однажды это был «Онегин» — дебют Анны Нетребко в партии Татьяны, при участии Дмитрия Хворостовского: вот такой роскошный русский состав...

— А еще какие театры в вашем активе?

— Все, какие имеют мой репертуар и свободные места в касте. После Венской оперы еду в Ла Скала на новую постановку «Онегина» с Тимуром Зангиевым за пультом. После — «Риголетто» в Париже, «Норма» в Берлине.

— По-прежнему одна из самых дискутируемых тем — отчего режиссер в оперной продукции играет не вполне пропорциональную его задаче роль. Отчасти понятно: новых «Кармен», увы, нет, а публике нужны свежие впечатления. Но не слишком ли часто так называемая режопера дает примеры дурного вкуса?

— У меня нет предубеждения ни перед классическими, ни перед современными версиями. Лишь бы они были талантливы и уважительны по отношению к замыслу композитора. Но чрезмерный акцент на фантазиях режиссера, вы правы, в ряде постановок присутствует. Что, однако, необязательно вина именно режиссера. Может быть, таким образом театр спасает спектакль, для которого не нашлось яркого музыкального руководителя-дирижера. Или на сцене маловато звезд. В любом случае постановка — результат громадного коллективного труда, и общую направленность ее определяет не режиссер и не дирижер, а директор театра. Это он, зная вкусы публики, должен обеспечить эффективную трату денег. А уж каким способом и через какие сценические решения — его ответственность. Так что за режоперу надо чихвостить не режиссеров, а интендантов театров.

— Каков ваш самый заветный творческий замысел?

— Так развить мою академию оперных певцов, чтобы она работала не одну неделю, а круглый год. Чтобы в ее орбиту входили молодые талантливые ребята со всей страны, а сцены и постановки нам предоставляли бы не только московские, но и региональные театры. Мы бы тогда с гораздо большей эффективностью растили молодых музыкантов — будущую гордость нашей страны.

— Скоро Новый год. Чего пожелаете вашей публике?

— Чтобы не пропадало желание и возможность ходить на живые исполнения. Пандемия укрепила в убеждении, что спектакль, транслируемый по телевизору, — лишь эрзац театрального события. Пусть живая музыка станет нашей насущной потребностью. И приглашаю на концерт 5 декабря!

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...

Александр Ильин попал в больницу с аппендицитом

Кадр с сайта kinopoisk.ru

В Москве был экстренно госпитализирован актер Александр Ильин, который известен по роли Семена Лобанова в сериале «Интерны». Об этом сообщил Telegram-канал Shot. Как рассказал знакомый с ситуацией источник, 40-летний Ильин был доставлен...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7512
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

При поддержке «Роснефти» Индия принимает премьеру ледового шоу Татьяны Навки «История любви Шахерезады» 

Фото предоставлены организаторами мероприятия

Представление в течение трех дней пройдет на спортивном стадионе EKA ARENA Ахмадабада.  Специально для шоу на стадионе установлена ледовая площадка, для создания которой было использовано более 100 тонн настоящего льда. Сюжет ледового...

Культура 20:01 / 16 Ноября 2024 7095
Изнанка гламура

Режиссер фильма «Руки Вверх!» Аскар Узабаев снимет сериал о закулисье Патриарших прудов

Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В то время как фильм «Руки Вверх!» об одноименном коллективе продолжает оставаться среди лидеров проката, его режиссер Аскар Узабаев уже вынашивает замысел сериала «Бедные Патрики». Все знают, что Патриаршие...

Он не был русским по крови, зато стал одним из самых русских композиторов века

Сергей Бирюков, редактор отдела культуры «Труда»
Труд
Фото: Вадим Некрасов/Russian Look, globallookpress.com

Баталии в профессиональном композиторском цехе редко выходят на широкую публику. Сталинские времена, когда не только Шостаковича — всю страну держали во вздрюченном состоянии, давно миновали. Но чтобы призрак...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?