Сведения об этом особом учебном заведении хранились в тайне до самого последнего времени и лишь сейчас начали просачиваться кое-какие, строго дозированные, сведения о нем. Ясно, что никому никакого вреда уже не может принести информация о том, что одним из слушателей этой шпионской академии был Иен Флеминг, получивший потом всемирную известность как создатель образа Джеймса Бонда, агента британской секретной службы с кодовым обозначением 007.
Всего, как можно понять, в "Лагере "Х", начавшем работать в 1939 году, обучалось около двух тысяч человек. В том числе и генерал Уильям Донован, ставший главой Управления стратегических служб, преобразованного затем в Центральное разведывательное управление США. Между прочим, Донован числился специалистом по России с тех пор, как во время гражданской войны попал туда с "американским экспедиционным корпусом", и даже успел послужить в качестве его офицера связи при штабе адмирала Колчака.
Но вернемся к "отцу" Джеймса Бонда, который, как известно, потому и носил номер 007, что это означало: имеет право убивать "для пользы дела". В "Лагере "Х" искусство расправиться с врагом было одним из главных предметов обучения. Дожившие до наших дней очевидцы рассказывают, что в тренировочном зале там висел красноречивый транспарант: "Убей сам или убьют тебя". Но, судя по имеющимся материалам, самому Флемингу едва ли пришлось это делать. Он служил в должности личного помощника директора морской разведки контр-адмирала Джона Годфри (не даром Бонд по званию - commander, то есть капитан третьего ранга) и на боевые задания не ходил, хотя всегда носил якобы при себе десантный кинжал и авторучку, заправленную слезоточивым газом.
Тем не менее в лагере он получил на всю жизнь такой заряд, который потом давал ему возможность строить фантастические сюжеты, отталкиваясь от вполне земных шпионских навыков. Ведь курсантов обучали диверсионно-подрывной деятельности, в том числе подводной (излюбленная сфера Флеминга-писателя), радиоделу и дешифровке, а также владению всеми видами оружия. Женщинам преподавали курс "добывания информации через постель".
Что же касается искусства убивать, то выпускники держали своего рода экзамен. Об этом рассказал один из них - некто Джон Эйнсворт, учившийся одновременно с Флемингом. "Экзаменующийся" получал задание пристрелить неизвестное ему лицо, живущее неподалеку в гостинице, так как оно, это лицо, "слишком много знает". Когда это происходило, курсанты не ведали, что такому же испытанию подвергаются и остальные. Каждый должен был думать, что это ему оказано такое доверие. Не знал он и то, что пистолет заряжали холостыми патронами, которые выглядели, как настоящие. Оправдавший "доверие" считал, что он действительно убил. И вот тут Флеминг вдруг взбунтовался и заявил, что не может стрелять в безоружного. Возник, естественно, вопрос, для чего он тогда находится в "Лагере "Х". Однако, вспоминает его однокашник Эйнсворт, "потом Иен этому тоже научился".