Павел Ротмистров. «Стальная гвардия»
Переизданные мемуары знаменитого танкового полководца, маршала бронетанковых войск, посвящены ключевым событиям Великой Отечественной войны. Написанные языком военных сводок и приказов, они никак не напоминают беллетристику, зато помогут тем, кто хотел бы всерьез изучать военные события. Вот, например, автор рассказывает о Сталинградской битве: «23 ноября 4-й механизированный корпус под командование генерала В.Т. Вольского, ломая упорное сопротивление противника, соединился с 4-м танковым корпусом Юго-Западного фронта в районе хутора Советский, замкнув кольцо окружения многотысячной группировки немецко-фашистских войск в междуречье Волги и Дона: Никогда не забыть того бурного ликования, как пламя вспыхнувшего на улицах Саратова, когда по радио было передано сообщение Совинформбюро об окружении гитлеровцев под Сталинградом». Также в книге описана битва на Курской дуге, где наши Т-34 сошлись с «тиграми», Корсунь-Шевченковская операция и штурм Берлина.
Наталья Лебина. «Советская повседневность: нормы и аномалии. От военного коммунизма к большому стилю»
Как менялись со времен Гражданской войны до начала 1950-х быт и нравы советских людей? Кожанки, эта униформа «рыцарей революции», одно время заменявшие мандаты грозной ВЧК, сменились гимнастерками «с разговорами» (шутливое название красных поперечных клапанов), потом настали времена нэпа, появились парфюмерия и косметика, брюки «оксфорд» и ботинки «джимми», платья «птичьего» декора и маленькие шляпки... Менялись досуг людей, репертуар театров и кинозалов. «Переход к мирному времени возвратил и музыку, отражающую веселье, грусть, любовные переживания. Новых песен с таким содержанием в 1920-е годы было очень мало». В 1922 году Бухарин предложил создать книги о «красных пинкертонах». Через несколько месяцев большевик П.А. Бляхин написал повесть «Красные дьяволята». В 1939 году появились первые рассказы о славном советском сыщике и борце со шпионами — майоре Пронине... Читаешь, погружаешься во все детали того быта — и понимаешь, что жизнь всегда оказывается сильнее самых свирепых идеологических установок. Ну, или почти всегда...
Джой Адамсон. «Рожденная свободной»
Знаменитая история под новой обложкой. Лишившуюся родителей маленькую львицу Эльсу автор, художник и натуралист, взяла к себе в усадьбу. Львица прожила рядом с людьми, которые относились к ней как члену семьи, три года, но потом все же вернулась к сородичам. «По-прежнему Эльса больше всего любила играть с жирафами. Она подкрадывалась к ним по всем правилам охотничьего искусства, но они неизменно обнаруживали ее. Она никак не могла усмирить свой хвост. Лежит, как изваяние, а черный кончик хвоста дергается. Приметив ее, жирафы затевали между собой соревнования в смелости. Выстроятся полукругом и, протяжно фыркая, медленно идут на нее. В конце концов Эльса срывалась с места и обращала в бегство все стадо». Эта история в свое время потрясла мир и стала основой для фильма. Но в том мире, что описала Джой Адамсон, мало что меняется — и новому поколению читателей предстоит заново пережить те же эмоции и изумление перед лицом живой природы.