√лавна€ ∆изнь 01:01 31 ћа€ 2001 176
≈–≈—№ "—јћќ„»ЌЌќ√ќ ѕ–ј¬ќ—Ћј¬»я"
ѕравославию, которое формирует в русском человеке способ мировидени€, мироосмыслени€, определ€ет исконно русское понимание жизненных целей, - угрожают ныне две опасности.ќдна из них откровенно вы€вл€ет себ€, не пр€четс€, не прикидываетс€ тем, чем на деле
ƒунаев ћихаил

ќдна учена€ дама, доктор наук, профессор, всерьез сказала мне однажды: наша интеллигенци€ весьма сочувственно относитс€ к ѕравославию, но понимает его не так, как богословы. ¬ыходило так, что есть некие зловредные особи, именующие себ€ богословами и придерживающиес€ неких воззрений, которые они объ€вл€ют православными. Ќо которые от ѕравослави€-то далеки. ѕодлинным же христианским воззрением на мир обладает именно интеллигенци€.
»звестный литературный критик ¬алентин  урбатов, признаваемый в определенных патриотических кругах сугубо православным, едва ли не одним из оплотов подлинной веры, за€вил недавно, что во всех религиозных искани€х следует слушатьс€ не докторов богослови€, а лишь собственного сердца. ќп€ть-таки: весь вред от этих самых "докторов", как бы узурпировавших право вещать от имени »стины, но на деле лишь увод€щих от нее.
Ќо вот авва ƒорофей, вопреки  урбатову, советует: "Ѕудучи страстными, мы отнюдь не должны веровать своему сердцу, ибо кривое правило и пр€мое кривит". ÷ерковь, име€ попечение о духовном возрастании человека, дает нам молитву, вмен€€ каждодневно (в утреннем правиле) повтор€ть и тем понужда€ пам€товать, что "скверные, лукавые и хульные помышлени€" идут "от ока€нного моего сердца и от помраченного ума моего".
ƒа, именно сердцем может человек Ѕога узреть, но - чистым сердцем. “ак учат нас «аповеди блаженства.
¬от где ключ ко всему: можем ли мы с уверенностью сказать, что сердца наши чисты и не помутнены, не искривлены страст€ми? Ќо так ли легко признать, что чистоты-то мы и не имеем? Ћегко ли сознать ока€нное свое сердце и помраченный ум свой? ƒа наша же гордын€ нам того и не позвол€ет.
»нтеллигенци€ всегда страдала этим недугом - гордынею рассудка. » всегда эту гордыню признавала высшим судией во всех сомнени€х и спорах. » часто вносила этот дух в осмысление великих духовных истин, подмен€€ их нередко весьма причудливыми построени€ми собственного помраченного ума. ѕомимо того, она всегда отстаивала свою €кобы свободу, не сознава€, что необузданна€ свобода, за которую она так ратует, есть свобода про€вл€ть прежде всего греховные помыслы и страсти.
» вот создаетс€ некое мировоззрение, которое можно бы назвать "православием без берегов", "православием самочинным", не признающим никаких критериев истины, кроме собственных претензий и собственного невежества.
Ќо как бы ни т€жело было нашей гордыне, нужно признать, что нет иных критериев ѕравослави€, которые бы пребывали вне —в€щенного ѕисани€ и —в€щенного ѕредани€ ÷еркви ’ристовой.
Ќе худо бы советоватьс€ с теми, кто житием своим свидетельствовали о чистоте собственного сердца, - со —в€тыми ќтцами ÷еркви. ќднако и тут интеллигентска€ рассудочность, протестантска€ по духу, не желает смиритьс€. ѕублицист ћ. јнтонов не усомнилс€ за€вить: у нас христианство, а не св€тоотечество. Ёто характерно ныне дл€ многих: отвергнуть ќтцов (и тем самое ÷ерковь ведь), признава€ высшим авторитетом лишь здравый смысл собственных измышлений, ту самую мудрость мира сего, которую јпостол назвал безумием перед √осподом. ƒл€ гордыни безуми€ этого - что там —в€тые ќтцы!
» уж тем более что церемонитьс€ с какими-то докторами богослови€? —ами все лучше знаем.
»з этого источника питаетс€ нынешн€€ кампани€ против профессора ј.». ќсипова, одного из ведущих богословов нашего времени. Ќе знающие и малой доли того, что освоил ќсипов, его самочинные критики ничтоже сумн€шес€ увидели в нем едва ли не вдохновител€ всех мыслимых и немыслимых ересей.
Ќе только невежество, но и нечистоплотность приемов используют в своей борьбе эти не по уму ревнители веры. “ак, ќсипову (как и другому доктору богослови€, профессору ћ.—. »ванову) вмен€етс€ в вину распространение на зан€ти€х в ћосковской духовной академии некоторых еретических учений, например, несторианства. ƒа, нужно признать, что ереси порою можно услышать в лекци€х наших профессоров. “олько не будем спешить с обвинени€ми. ≈сть такой "обучающий прием": педагог на зан€ти€х намеренно сообщает ученикам своим неверные мнени€, выдава€ их за правильные. ќн может сказать, к примеру: дважды два - п€ть. ”ченики начинают самосто€тельно (а учитель их побуждает к тому) высчитывать верный результат, и добыта€ таким путем истина намного ценнее, нежели восприн€та€ со стороны без собственных усилий. я знаю, что профессор ќсипов (как и иные, впрочем) нередко использует этот прием. —троить на таком основании обвинени€ - неумно и нечестно.
“е, кто пытаетс€ обличить "зловредных богословов", отказываютс€ пон€ть, что богословие как наука отличаетс€ от всех прочих научных дисциплин, естественных и гуманитарных. ≈сли в любой науке подлинный ученый должен вписать в нее что-то новое, свое (мера этого нового зависит от научной одаренности), то богослов ничего самочинного вносить не должен, ибо христианское вероучение есть учение не эволюционирующее, а самораскрывающеес€. ’ристос —паситель дал человечеству в полноте все то, что необходимо дл€ домостроительства спасени€. —в€тые ќтцы (подлинные и великие богословы - не нам, грешным, чета) не внесли в учение ничего сверх данного Ѕожественным ”чител€м, но лишь раскрывали ќткровение в применении к конкретным обсто€тельствам земного быти€.
Ќо так хочетс€ ведь и от себ€ что-то внести, а богословы со своею косностью и отсталостью мешают тому. ƒолой богословов! “огда и гордыню потешить никто мешать не станет.
Ѕогословы же, обрета€ критерии оценки всех €влений современной им жизни в ѕисании и ѕредании, примен€ют эти критерии при разрешении всех сомнений, коими так изобильно наше бытие. » еще богословы знают: все ереси пошли именно от самочинных толкований ќткровени€, когда не ÷еркви, а лишь собственному разумению ввер€лись погр€зшие в гордыне ересиархи. «аметим, что именно этот источник питает и все нынешние обновленческие поползновени€, угрожающие сегодн€ духовному здоровью ÷еркви нашей.
“о "новое", что пытаютс€ внести в церковную жизнь во всех ее сферах ревнители свободы, вовсе не безобидно дл€ духовного здоровь€ человека, но отстаиваетс€ с жестким упорством, переход€щим в обвинени€ вс€кому, кто противитс€ насаждаемым нововведени€м.
¬споминаю один эпизод, случившийс€ на международной конференции по ƒостоевскому, участником которой мне довелось быть года три или четыре назад.  онференци€ проходила в —тарой –уссе. ѕосле завершени€ научной части конференции все погрузились в автобусы и отправились в Ќовгород, где обещалось "посещение службы". ћы прибыли в ёрьев монастырь, когда в храме уже началс€ ≈вхаристический  анон.   сожалению, иные служители ÷еркви, заискива€ перед интеллигенцией, потакают ее претензи€м. —опровождавший нас старорусский батюшка вопросил: кто желает причаститьс€? ∆елающие объ€вились. —в€щенник отвел их в сторонку, наскоро накрыл каждого поочередно епитрахилью (ни на что иное времени не оставалось), благословл€€ на приобщение —в€тых “айн. √ордые собой, люди подошли к „аше. „увствовалось, что они ожидали если не восхищени€ своим поступком, то умилени€ по крайней мере.
Ќа робкое мое замечание, что нельз€ профанировать “аинство, мне возмущенно ответили, что € не люблю людей, ибо они хот€т причащатьс€, а € закрываю им дорогу к Ѕогу, что € душитель свободы, мечтаю вернуть сталинские пор€дки, что нельз€ стесн€ть человека какими-то условными формальност€ми, а, напротив, надо вс€чески облегчать ему его порывы. Ќека€ дама заметила, что € пытаюсь насадить нравы партийного собрани€. Ќа партсобрани€х € не бывал. ≈й, веро€тно, те нравы более знакомы, но вс€ подобна€ демагоги€, нужно заметить, весьма характерна дл€ нынешней либеральной интеллигенции. ќна, интеллигенци€, живет всегда по законам двойной морали: "себе даетс€ власть и сила, себ€ наверх, других под спуд", как писал о том кн€зь ¬€земский еще полтора века назад. —ебе позвол€етс€ делать что угодно, но горе тому, кто посмеет возразить даже против некоей малости: его тут же причисл€т к душител€м, сталинистам, бериевцам, ждановцам и пр. —вобода признаетс€ только дл€ себ€.
¬от иной пример. ¬ последнее врем€ оживилась кампани€ по "реабилитации" Ћьва “олстого: только что минуло сто лет его отлучению от ÷еркви. ÷ерковь обвин€етс€ в том, что она посмела осудить великого писател€, тогда как никто не имеет права обвин€ть в неправославности взгл€дов кого бы то ни было. “еперь громко звучит призыв "сн€ть прокл€тие" с гени€ русской литературы и признать совершенную столетие назад ошибку - "ради всеобщего примирени€".
¬о-первых, гениальности “олстого никто никогда не отвергал, да это и невозможно никакими постановлени€ми и определени€ми никакой власти. ¬о-вторых, анафема не есть прокл€тие или судебный приговор, так что невозможно сн€ть и отменить то, чего не было. јнафема - это предание человека на окончательный суд Ѕожий, поскольку ÷ерковь не может осуществл€ть духовное попечение в деле спасени€ человека, ибо он сам отверг ее благодатную помощь в том. («аметим попутно, что чин анафематствовани€ с церковного амвона по отношению к “олстому никогда не примен€лс€, так что знаменитый рассказ  уприна "јнафема" - суща€ выдумка.)
ќстаетс€ лишь вопрос: православно ли учение “олстого и кто может судить о том? »меть суждение может вс€кий, кто знает основы православного вероучени€, а также мировоззрение “олстого и кто способен их сопоставить. (ƒл€ этого, к слову, даже необ€зательно быть православным или толстовцем). ѕисатель и сам многажды за€вл€л о своем непри€тии церковного православного учени€, церковной жизни вообще. Ќо может, и он ошибс€?
ќдно лишь отвержение ¬оскресени€ ’ристова выводит “олстого за пределы церковной ограды. “олстой отвергал бытие Ѕожие как бытие “ворца и ¬седержител€; отвергал догмат о боговоплощении; учение о ѕресв€той “роице объ€вл€л нелепостью; высмеивал пон€ти€ Ѕожественной Ѕлагодати, ѕромысла; церковные “аинства, на которых основана жизнь ÷еркви, приравнивал к суеверию и колдовству. ћожно бы еще многое перечислить, но и названного достаточно. ƒолжно признать право “олстого на подобные воззрени€, но надо же признать и справедливость того, что эти взгл€ды ничего общего с ѕравославием не имеют. ќтмена определени€ —в€тейшего —инода, к чему теперь призывают, была бы признанием именно православности толстовского учени€, а это нелепость. ѕочему така€ нелепость должна привести "ко всеобщему примирению", кто бы объ€снил?
–евнители самочинного православи€ всегда стремились, стрем€тс€ и будут стремитьс€ к размыванию границ ÷еркви. Ёто началось еще во времена ћережковского, вдохновител€ религиозно-философских собраний в начале XX века. »стинна€ иде€ тех собраний - наставить ÷ерковь на "путь истинный", подправить ее де€тельность на основе интеллигентских рациональных домыслов - обнаружилась сразу, и оттого сама зате€ весьма скоро кончилась ничем. Ќо слишком привлекательно понимание свободы как своеволи€ и вседозволенности, чтобы стремление к такой свободе ослабло в либеральной среде.
ѕредставим себе: что начнетс€, если вдруг отменить правила дорожного движени€? ¬от на то же самое хот€т обречь и православную жизнь.
ѕри размытости церковных границ неизбежно прийти к полному смешению вер, к экуменизму, а затем к крайнему синкретизму. Ёто уже становитс€ "религией" дл€ ревнителей самочини€ в ѕравославии - практика слишком откровенна. Ќеобходимость ÷еркви вообще начинает отвергатьс€: достаточно ведь одного сердца.
ƒл€ вс€кого же православного: вне единой —в€той —оборной и јпостольской - ѕравославной! - ÷еркви спасение невозможно. »з этого непреложно вытекает, что вне ÷еркви нет и полноты »стины ’ристовой.
–азрушить понимание этого весьма выгодно прежде всего врагу рода человеческого: чем больше погибающих удалитс€ от спасени€, тем ему лучше. «ачем же принимать участие в этой дь€вольской игре?
 онечно, многие делают это бессознательно, обольща€сь привлекательными, но фальшивыми ценност€ми. ќднако результат, сознавай то или не сознавай, все равно будет один - духовное сиротство.

÷елью стал мост через ѕеченежское водохранилище, по которому осуществл€лось снабжение украинской армии

‘ото: пресс-служба ћинистерства обороны –‘, globallookpress.com

—амолеты ¬оздушно-космических сил –оссии нанесли удар по мосту в ’арьковской области ”краины. ѕо нему осуществл€лись перевозки боеприпасов дл€ украинской армии. ÷елью стал мост через ѕеченежское водохранилище, в районе —тарого —алтова. ѕо данным...

јвиабомбу применили в населенном пункте Ћипцы ’арьковской области

Telegram-канал «»знанка» опубликовал видеозапись, запечатлевшую применение ¬оздушно-космическими силами –оссии фугасной авиабомбы ‘јЅ-3000 с универсальным модулем планировани€ и коррекции (”ћѕ ) в ходе специальной военной операции. ѕо...

¬ бо€х за эти населенные пункты отличились подразделени€ группировки российских войск ««апад»

 адр видео: страница ћинистерства обороны –‘ Ђ¬ онтактеї

¬ ходе специальной военной операции ¬ооруженные силы –оссии зан€ли села јртемовку в Ћуганской Ќародной –еспублике и “имковку - в ’арьковской области. ќб этом сообщает на своей странице в социальной сети «¬ онтакте» пресс-служба ћинистерства...

—ледственный комитет завел дело об оказании услуг, не отвечающих требовани€м безопасности

ћихаил ћорозов, обозреватель Ђ“рудаї
“руд
‘ото: јлексей —мышл€ев, globallookpress.com

31 ма€ —ледственный комитет завел дело об оказании услуг, не отвечающих требовани€м безопасности, по факту теракта в « рокус —ити ’олле». Ёто следует из постановлени€ суда в отношении одного из обвин€емых...

„ем закончитс€ эта нова€ кампани€ по борьбе с коррупцией - далеко не перва€ в нашей новейшей истории?

ћихаил ћорозов, обозреватель Ђ“рудаї
“руд
≈сли кто забыл: 10 лет назад за этими воротами творилось примерно то же самое, что и сейчас. » что изменилось? ‘ото: ¬ладимир Ѕаранов, globallookpress.com

Ќа прошлой неделе продолжилась сери€ задержаний заподозренных в масштабной коррупции высокопоставленных начальников в ћинистерстве обороны. „ем закончитс€ эта нова€ кампани€ по борьбе с коррупцией — далеко...

∆изнь 00:10 / 05 »юл€ 2024 4949
ямщик, гони лошадей!

 ак житель ¬ладимирской губернии ¬асилий „ебуров стал участником эпохального событи€

≈лена Ќаумова, Ќикита Ўевцов, ћосковска€ область
“руд
‘ото авторов

»звестно, что своим умением и талантом Ћевша покорил Ћондон. Ќо чудо-мастер из “улы — это книжный персонаж, придуманный писателем Ќиколаем Ћесковым. ј между тем в городе ѕокрове ¬ладимирской губернии жил вполне...

¬ насто€щее врем€ механизм страховани€ по старости в  итае состоит из трех частей

‘ото: Connie Bransilver/Danita Delimont, globallookpress.com

— момента внедрени€ системы индивидуальных пенсионных накоплений в  итае в конце 2022 года к насто€щему времени более 60 млн человек открыли свои счета. ќб этом сообщает информационное агентство «—иньхуа» со ссылкой на данные министерства...

∆изнь 00:15 / 07 »юн€ 2024 4293
«десь был мой дом

 орреспондент «“руда» съездил в родные места, ставшие в наши дни прифронтовой полосой

¬асилий ўуров
“руд
«наменитый пам€тник Ђ“ри сестрыї. ‘ото из открытых источников

Ќа въезде в бр€нский райцентр  лимово навигатор в моем авто безнадежно зависает. –аботают средства –ЁЅ, которые должны гарантированно сбивать с курса украинские дроны. “руднее защититьс€ от обстрелов ствольной артиллерии,...

∆изнь 00:11 / 31 ћа€ 2024 3989
ƒалеко от ћосквы

≈сть ли жизнь за ћ јƒ? «“руд» ответственно за€вл€ет: есть! ƒа еще кака€!

ёрий —овцов, ведущий рубрики
“руд
‘ото:  онстантин  окошкин, globallookpress.com

Ќачалась перва€ смена в пришкольных и загородных детских лагер€х.   примеру, в ¬олгоградской области реб€т разместили в 29 оздоровительных и курортных учреждени€х. «десь же приступил к работе и спортивно-патриотический...

¬ суд поступило уголовное дело старшего лейтенанта јйдына ∆амидулова и р€дового јлексе€ ƒорожкина

‘ото: West Coast Surfer/moodboard, globallookpress.com

¬ ёжный окружной военный суд в –остове-на-ƒону поступило уголовное дело старшего лейтенанта јйдына ∆амидулова и р€дового јлексе€ ƒорожкина. ќни обвин€ютс€ в похищении и убийстве жительницы Ћуганской Ќародной –еспублики.  ак сообщает издание...

∆изнь 18:01 / 15 »юн€ 2024 3743
ѕоследн€€ колонка

¬ —аратове дождь смыл… ступени лестницы

“руд
‘ото: © CHROMORANGE / Bilderbox, globallookpress.com

Ќаши люди в булочную на вертолетах летают —оцсети нынче — главные €беды. —тоило только в ќмской области мужчине прилететь в магазин в селе Ѕогословка на вертолете, как видеокадры об историческом...

ѕо словам синоптика, следующа€ недел€ стартует с интенсивных ливней и гроз

‘ото: Belkin Alexey/news.ru, globallookpress.com

»нтенсивные ливни и тепла€ погода ожидаютс€ в ћоскве в предсто€щую неделю.  ак сообщает –»ј Ќовости, об этом за€вил ведущий специалист центра погоды «‘обос» ≈вгений “ишковец. «Ќедел€ в ÷ентральной –оссии, в теплом секторе...

∆изнь 00:02 / 14 »юн€ 2024 3283
 алендарь: 14 июн€

165 лет назад „ечн€ вошла в состав –оссийской империи

“руд
“еодор √оршельт. 1863 год. ѕленный Ўамиль перед главнокомандующим кн€зем ј. ». Ѕар€тинским 25 августа 1859 года. ‘ото из открытых источников

1783 Ќа западном берегу черноморской ёжной бухты заложены первые каменные постройки города јхтиар («белый утес»), которому в следующем году присвоили новое им€ — —евастополь (на греческом означает «cв€щенный...

√осударственна€ инспекци€ безопасности дорожного движени€ (√»Ѕƒƒ) снова стала √осавтоинспекцией (√ј»)

ёрий –€жский, заместитель главного редактора Ђ“рудаї
“руд
Ќова€ аббревиатура и, соответственно, производные от нее совсем не прижились. ‘ото: —ергей ѕетров/news.ru, globallookpress.com

Ќа этой неделе стало известно, что √осударственной инспекции безопасности дорожного движени€ (√»Ѕƒƒ) без лишнего шума вернули старое название: √осавтоинспекци€ (√ј»). ќб этом как о совершенно р€довом событии сообщил на заседании...

ƒо суда добралось уголовное дело о крупнейшей в истории –оссии вз€тке

јлекс «верев
“руд
‘ото: Ќиколай √ынгазов, globallookpress.com

ћосковских следователей будут судить за самую крупную вз€тку в истории –оссии — 7,3 млрд рублей. ƒень начала процесса еще не определен, но его слушание уже перенесено в ѕодмосковье — в Ѕалашихинский...

¬ бо€х за населенный пункт отличились подразделени€ группировки «÷ентр»

‘ото: јлексей Ѕелкин/news.ru, globallookpress.com

¬ ходе специальной военной операции группировка войск «÷ентр» ¬ооруженных сил –оссии освободила населенный пункт яснобродовка в ƒонецкой Ќародной –еспублике. ќб этом сообщила пресс-служба ћинистерства обороны –‘. ¬ ведомстве отметили,...





ѕодписатьс€

≈женедельна€ рассылка самых важных и интересных новостей от “руда. Ѕез спама.

ѕодписатьс€
—пасибо!

¬ы подписались на еженедельную рассылку от “руда. ћы пришлем ¬ам первый выпуск сегодн€.

ѕор€док разделов

ƒл€ того, чтобы изменить пор€док раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

—охранить
—проси у юриста

 валифицированные юристы помогут разобратьс€ в правовых коллизи€х вашей проблемы

’отите получать уведомлени€ о самых важных новост€х от “руда?