Главная Советы Свободное время 16:32 31 Декабря 2016 4045
На Новый год мы с друзьями идем в кино…

О том, что сулит нам большой экран в праздники

Дмитрий Кузнецов

Неделя новогодних каникул, как обычно, заставит многих выбраться в кино и посмотреть последние новинки. Ниже читатель найдет некоторые рекомендации к новогодней киноафише.

Лидером праздничного проката год назад была российская караоке-комедия «Самый лучший день». В этом году им, вероятно, станет отечественный блокбастер «Викинг» о князе Владимире, памятник которому был открыт недавно у Кремля.

По этому поводу, как говорится, есть две новости — хорошая и плохая. То, что это фильм российский — хорошо. То, что он дорогой и красивый, с панорамами, сошедшими с картин Рериха и Нестерова — тоже хорошо. То, что он заставит зрителей освежить в памяти (а кого-то — впервыеузнать) важные события российской истории — просто прекрасно. Плохая новость в том, что фильм, несмотря на заявленную серьезность, получился не очень серьезным.

Кто-то из критиков сказал, что взрослые фильмы у нас делают как для детей, а детские — как для взрослых. Пожалуй, это будет метким определением для большей части отечественных блокбастеров типа «Дуэлянта» и «Викинга», убедительность которых (не костюмов и декораций, а диалогов и характеров) находится на таком уровне, что воспринять все это всерьез может лишь зритель с уровнем развития десятилетнего ребенка.

Непонятно, что тому виной — инфантилизм ли создателей, или их профессиональные качества, и где начинается этот порочный круг — на уровне сценаристов, пишущих слабый сценарий, или режиссера, соглашающегося его снимать, или продюсеров, все это одобряющих — но кончается все показом в кинозале, откуда мы выходим, слегка пришибленные обилием спецэффектов, не тронутые эмоционально и, в общем, разочарованные очередным амбициозным пшиком.

Вот и «Викинг» — плод шестилетнего труда команды под руководством режиссера Андрея Кравчука (фильм «Адмирал») и продюсеров К. Эрнста и А. Максимова — покажет нам чумазых и нечесаных российских звезд, одетых в шкуры и доспехи, которые два часа экранного времени будут бегать, сражаться, убивать и мучить друг друга под дождем, в огне и дыму, чтобы, в конце концов, войти с радостными лицами в реку и покреститься.

Скупые строки «Повести временных лет», на которой основан сюжет, оставляют большое поле для воображения, и главная задача создателей фильма, очевидно, населить упомянутые события живыми людьми и убедительно рассказать о них.

Не скажу, что это блестяще удалось авторам «Викинга». Фильм состоит из ряда жестоких военных сцен с кровавыми разборками. Кто кого и зачем убивает, несмотря на закадровый текст, не всегда понятно, если не прочесть перед этим соответствующую страницу Википедии, что я и рекомендую всем сделать перед просмотром. Главные действующие лица — князь Владимир (Д. Козловский), его соратник, воевода Свенельд (Максим Суханов), заменивший собой летописного Добрыню, и его главный противник с ласковым именем Варяжко (Игорь Петренко). Также время от времени жизнь Владимира осложняют две женщины — насильно взятая в жены Рогнеда (А. Бортич) и (реже) жена убитого брата Ирина (С. Ходченкова).

В течение фильма разные персонажи периодически намекают Владимиру, что смерти нет, что благодать — это дар любви, а человек — раб божий и Бог — один, что, по замыслу авторов, должно внушить Владимиру желание покреститься. Нормального человека эти походя брошенные загадочные намеки наверное бы не тронули, но на Владимира они производят неизгладимое впечатление, так что в финале он подставляет шею под меч воеводы, чтобы тот «увидел и поверил» в воскрешение мертвых.

Большую часть времени персонажи пребывают в мрачно-экзальтированном состоянии — то бросают хмурые взгляд из-под бровей, то отрешенно смотрят вниз, видимо, демонстрируя тяжесть ситуации. Расслабиться никак не получается — надо обороняться и мстить. А в коротких промежутках между боями наших героев охватывают надуманные, возникшие на пустом месте страсти.

Между тем, под средневековыми одеждами и закопченными лицами порой проглядывают наши с вами современники, говорящие с чисто московскими интонациями. «Воевода — ты, что ль?» — спрашивает актер Петренко (Варяжко), как будто встретил актера Суханова (Свенельд) где-нибудь на улице у Дома кино. «Пойдешь на капище?» — спрашивает актриса Бортич (Рогнеда) у актера Козловского, как будто интересуется, собирается ли он в спортклуб.

Можно предположить, что князь Владимир и его современники не отличались богатством речи. Но это не повод наполнять фильм примитивными диалогами типа: «Где взял? — Где взял, там уже нет», или «Где Ирина? — Ушла. — Куда? — Не знаю. — Врешь. — Нет. Здесь врать нельзя».

Иногда персонажи говорят с претензией на философскую глубину (к сценарию приложил руку один из современных писателей): « — Люди не меняются. — Почему? — Не хотят». Или «Анна — значит благодать. — Что значит благодать? — Эт одар Бога. Дар любви. — Какого Бога? — Бог один».

Первая исповедь Владимира, где он заплакал, звучит в фильме так: «Что плохого ты сделал? — У брата в детстве кораблик украл. — А потом? — Потом убил его. — Сам? — Сам».

Не правда ли, трогательно до слез?

И, наконец, «хит», подаривший слоган всему фильму: «Тебе нужно увидеть, чтобы поверить». (Имеется в виду, поверить в воскресение мертвых).

Мы не требуем от режиссера Кравчука и его команды нового «Андрея Рублева», но хоть какая-то убедительность в разговорах «о высоком», хоть какая-то нешаблонность и глубина могли бы присутствовать в фильме на столь важную тему, чтобы рериховские пейзажи в кадре подкреплялись чем-то достойным по содержанию. Ведь картину делали 6 лет и истратили на нее, как ни крути, 20 млн долларов, а из декораций в Крыму, говорят, выстроен целый кинопарк.

Конечно, томимый вынужденным январским бездельем и привлеченный средневековым антуражем и обилием звезд, зритель пойдет на фильм и, раз билет куплен, вероятно, досмотрит его до конца. Касса, в итоге, будет собрана — ну а как же зрительское мнение? Ведь на кону — репутация российского кино, которую «Викинг», скорее всего, не укрепит.

Еще пару жестоких ударов по этой репутации нанесут в каникулы добрые, но бледные, пятые по счету «Елки» студии «Базелевс» — видимо, фантазия создателей уже настолько истощилась, что пора им сделать паузу в елках и приняться за палки («Палки-1», «Палки-2» и т.д.) И совсем ни в какие ворота не лезет «Дед Мороз. Битва магов» — скучнейшее и нелепейшее двухчасовое зрелище, искусственно слепленное в предновогоднем стиле по мотивам жанра «фэнтези», где среди звезд, льдов и компьютерных спецэффектов адски трудно уследить, кто кем и кому приходится, что делает и зачем — и даже Википедия тут не поможет. Удивительно, что этот фильм снял (и приложил руку к сценарию) режиссер, в общем-то, неплохой прошлогодней комедии «Призрак» А. Войтинский (с Трескуновым и Бондарчуком в главных ролях).

В общем, среди зрителей отечественного кино в выигрыше в эти каникулы останутся дети и все, кто любит мультфильмы: на экраны их выходит сразу два: «Три богатыря и морской царь» и «Снежная королева 3: огонь и лед».

Немного лучше обстоят дела с зарубежными фильмами — наиболее удачные из них принадлежат жанру фантастики.

Не оставит ощущения потерянного времени романтическая фантастика «Пассажиры» с философским, слегка сентиментальным сюжетом. Картину снял в Америке норвежец Мортен Тильдум, два года назад сделавший интеллектуальный триллер «Игра в имитацию» с Б. Камбербетчем.

Главные роли исполняют популярные и симпатичные молодые актеры Дженнифер Лоуренс («Голодные игры») и Крис Пратт («Великолепная семерка»). Завязка сюжета такова: во время 120-летнего полета на другую планету пассажиров погружают в спячку. Один из них (К. Пратт) по ошибке просыпается на 90 лет раньше и снова заснуть уже не может. Через год одинокой жизни на спящем корабле он не выдерживает и будит приглянувшуюся пассажирку (Д. Лоуренс). Что будет дальше, вы узнаете, сходив в кино.

Бюджет этой, по сути, театральной пьесы для четырех актеров (есть еще робот-бармен и, по ходу дела, просыпается один член экипажа) — ни много ни мало 110 млн долларов, хотя подобное зрелище с успехом можно поставить и на театральной сцене, в условных декорациях космического корабля, на создание которого в фильме, видимо, и ушла основная часть бюджета.

Если вам по душе незатейливый юмор и гонки на автомобилях, можно пойти на комедию «Без тормозов», которая выйдет в прокат 5 января. Фильм о том, как семья пластического хирурга испытывает чудо автомобильной техники под названием «Медуза», снял автор двух частей «Суперняня», французский режиссер Николас Бенаму. В комедии чувствуется налет голливудского глянца, и если бы не французские шутки и другие мелкие детали, можно было бы подумать, что действие происходит в Калифорнии. На самом деле фильм об автомобиле без тормозов, оказался настолько опасным для съемок, что их пришлось продолжать вместо Франции в Македонии.

Небольшим прокатом выйдет на экраны итальянская комедия «Зимняя сказка, или Королева, потерявшая имя», где действие происходит в итальянских Альпах. История встречи одинокой хозяйки горной гостиницы и случайно забредшего в гостиницу пожилого туриста (его играет сын классика итальянского кино Кристиан де Сика) на фоне альпийских пейзажей оставит легкие положительные впечатления и вызовет ностальгию у тех, кто до кризиса успел покататься в этом регионе на горных лыжах.

По поводу уже идущих фильмов. В январе продолжит свое триумфальное шествие по кинотеатрам новая часть цикла Звездные войны «Изгой-один». У этой эпопеи есть своя аудитория, и те, кто «в теме», не увидят ничего принципиально нового, но и не будут разочарованы. Под банальным названием «Призрачная красота» скрывается неплохая американская мелодрама на рождественско-философские темы любви, времени и смерти. Особенно хорошо играют главный герой — чернокожий актер Уилл Смит и известная Хелен Миррен (в роли актрисы, изображающей смерть). Фильм вышел в прокат две недели назад, но, надеюсь, те, кто еще не смотрел, застанут его в кинотеатрах. Также стоит посмотреть (опять-таки, если еще будет в прокате) слезовышибательный фильм «Союзники» с Брэдом Питтом и Марион Котийар.

Такова, вкратце, афиша кинотеатров на предстоящих новогодних каникулах. А на что потратить свое время и деньги — предоставим решить вам самим.

Пти-брабансоны больше всего не любят одиночество

Ольга Григорьева
Труд
Фото:© B. Rainer, globallookpress.com

Как и многие собаки малого размера, пти-брабансоны считаются декоративной или диванной породой. Но на деле они довольно активны и невероятно обаятельны, несмотря на свой экстравагантный облик. Одно слово —...

Русская салонная собака - воплощение спокойствия

Ольга Григорьева
Труд
Фото: AnnaTitova titovaa@mail.ru https://russiansalondog.ru/

В отличие от многих миниатюрных пород, русская салонная собака, или, как ее часто называют, русалка, — воплощение спокойствия. Оно и понятно: с такой роскошной «гривой» не до суеты. Отечественные...

Спрос на туристические поездки на майские праздники в этом году оказался в полтора раза выше обычного

Максим Башкеев
Труд
Среди самых популярных направлений выездного туризма безоговорочным лидером остается Турция. Фото: Алексей Смышляев, globallookpress.com

Наши граждане хотят отдыхать. Спрос на туристические поездки на майские праздники в этом году оказался в полтора раза выше обычного. Туристов не отпугнул даже скачок цен на самые популярные направления. Правительство...

Когда-то добраться из Костромы до Солигалича было целым приключением

Елена Наумова, Никита Шевцов, Солигалич - Тотьма
Труд
Фото: Сергей Морозов, CC BY-SA 4.0/Wikipedia.org

Леса тут подступают сразу, сплошной стеной, разделяя костромские и вологодские земли. Когда-то добраться из Костромы до Солигалича было целым приключением, тогда нас, путешественников, выручал маленький Ан-2. А теперь 220 км...

Сококе назвали в честь национального парка на их исторической родине

Ольга Григорьева
Труд
Фото из открытых источников

Первое название этой породы — африканская короткошерстная — показалось селекционерам скучным. Раз уж кошки экзотические, да еще и с уникальным цветом шерсти, напоминающим кору дерева, то и название...


Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?