О юбилее и 1 апреля
- Близкие и так наверняка знают, что вы любите. Тем не менее, интересовались ли тем, что бы вы хотели получить в подарок?
- Я всегда считал, что подарок должен быть секретом. Это удовольствие - не знать, что тебе подарят: открываешь и радуешься в предвкушении.
- Но можно получить в подарок и много ненужных вещей, тогда радость ограничится их открыванием.
- Вот-вот, именно. Часто дарят то, что совсем не нужно. Причем зачастую это довольно дорогие, солидные вещи. Кончается тем, что ты потом откладываешь их в подарочный фонд и кому-нибудь еще передариваешь. Но есть опасность, что подаришь тому же человеку, который подарил эту вещь тебе. В общем, учитывая настоятельные просьбы трудящихся, я составил список того, что мне было бы приятно получить в подарок. Близким будет проще, а мне спокойнее: по крайней мере они потратят время и средства на те вещи, которые мне нужны.
- Вас наверняка тысячу раз об этом спрашивали: учитывая дату вашего рождения, были ли розыгрыши от друзей и близких излюбленной темой в этот день?
- Я всем объясняю, что разыграть меня 1 апреля невозможно - бесполезно и пытаться, любая попытка обречена на провал. Я никогда не забываю, что это за день, ведь это же мой день рождения! А вообще разыграть меня, наверное, можно, как и всякого человека. Но только не 1 апреля: я знаю на сто процентов, что наверняка кто-нибудь попытается, поэтому подвоха жду заранее.
- А сами подшучивали над друзьями в этот день?
- Не особенно часто. Иногда, когда был намного моложе, делал дурацкие вещи: звонил, к примеру, кому-нибудь и говорил, что я из Мосэнерго, что на линии пожар, поэтому вам необходимо немедленно налить в ведро или в таз воды и положить туда телефонный аппарат. Подобное странным образом срабатывало - люди в этом смысле ужасно доверчивы. Но я считаю, что розыгрыши эти довольно злобные. Ну испортил человек телефон - что хорошего?! Поэтому я розыгрышами не очень увлекаюсь.
- Как вы планируете отпраздновать юбилей?
- Я вообще не очень люблю юбилеи и считаю, что если уж праздновать, то цифру, кратную десяти, а не пяти. Но, с другой стороны, это все-таки дата, поэтому отпраздновать надо. Я планирую уехать в Париж, где родился 1 апреля я и где 1-го же апреля родилась моя мать. Там мы поужинаем вместе с близкими людьми. Наверняка поздравит меня внучка Мария, которая учится в Сорбонне, приедет дочь Катя, которая живет в Берлине. В общем, самые близкие. В Москве я тоже отпраздную: пригласил гостей чуть побольше - хороших друзей, которых просто хочу видеть. Но никаких юбилеев с микрофонами, художественной самодеятельностью и бесконечными славословиями не будет. Это было бы смешно.
О состоянии телевидения
- Владимир Владимирович, вопрос к вам как к мэтру отечественного эфира: каково сейчас положение дел на российском телевидении?
- Российское телевидение сегодня в основе своей коммерческое, отсюда, на мой взгляд, низкое качество тех программ, которые производят. Мне могут сказать: ну сейчас же кризис, и зарабатывать за счет дорогой рекламы все сложнее. Все правильно - кризис, конечно, вносит свои поправки. Но я говорю об общем принципе: все каналы - коммерческие. Оговорюсь: с профессиональной точки зрения качество довольно высокое. Но программы эти, к сожалению, не преследуют цели поднять уровень зрителя: заставить его сопереживать, сострадать и вообще задумываться. В этом смысле печально, что у нас отсутствует общественное телевидение, не зависящее ни от политиков, ни от рекламодателей. При том, что это не какая-то редкая и непонятная штука - общественное телевидение существует в 49 странах мира. Еще одна серьезнейшая на сегодня проблема заключается в том, что власть слишком активно вмешивается в контент главных, федеральных каналов. Это не идет на пользу телевидению, прежде всего не увеличивает доверие населения. Конечно, есть каналы иного свойства, но их имеют возможность увидеть гораздо меньше зрителей. Правда, питерский "5-й канал" выбивается на общем фоне: хоть это канал и федерального значения, все-таки к информационной политике и новостям там совершенно другой, независимый подход. Возможно, объясняется это тем, что канал существует благодаря губернатору Матвиенко, которая сумела его отстоять.
- Как вам кажется, чего не хватает российскому телевидению с точки зрения жанров?
- С жанрами у нас как раз все в порядке. Маловато, пожалуй, программ, связанных с серьезными диспутами, спорами на самые разные темы. Но причина ясна: на российском телевидении ограничено число вопросов, которые можно поднимать, ограничен круг людей, которых можно пригласить. А так, в общем-то, все жанры представлены. С некоторыми даже перебор. Телевидение должно так или иначе развлекать, но, на мой взгляд, слишком велик крен в сторону развлекухи в чистом виде.
О ситуации вокруг "ТЭФИ"
- Какие чувства вы испытали, уйдя с поста главы Академии российского телевидения, и изменилось ли со временем ваше отношение к ней?
- Дело в том, что за последние несколько лет своего руководства я неоднократно предлагал главным, можно сказать, каналам избрать вместо меня другого человека. Я считал и считаю, что долгое пребывание в этой должности, пусть даже и общественной, это неправильно, необходима ротация кадров. Но мне все время говорили: "Нет, нет, нет, вам надо оставаться". Приблизительно пару лет тому назад ситуация изменилась, когда из состава учредителей АРТ ушли ТНТ и НТВ, а затем ВГТРК занял позицию: мол, мы есть, но нас как бы и нет. Причем мне совершенно ясны мотивы этого. Собственно, генеральный директор ТНТ Петренко сказал мне о них прямо: "За все годы существования премии мы не получили ни одной "ТЭФИ". Это плохая пропаганда канала для нашего зрителя. Зачем нам пребывать в академии?" Хоть господин Кулистиков мне ничего и не говорил, с НТВ тоже все более или менее понятно: в свое время канал выигрывал "ТЭФИ" по многим номинациям вне зависимости от того, что от НТВ в АРТ было представлено довольно мало людей. Члены академии отдавали должное тому НТВ. В последние годы, особенно с приходом господина Кулистикова, количество "ТЭФИ" у канала резко сократилось. Кроме того, оба канала принадлежат "Газпрому" и управляются холдингом "Газ-пром-Медиа", во главе которого находится господин Сенкевич. Некоторое время Сенкевич возглавлял НТВ. По уставу академии человек, возглавляющий канал, автоматически становится ее членом, даже если не является телевизионщиком, но, уходя с канала, автоматически этого звания лишается. Так произошло и с господином Сенкевичем: пока он был генеральным директором НТВ, был и членом АРТ, а когда ушел возглавлять "Газпром-Медиа", членства автоматически лишился. По моему убеждению, он страшно на это обиделся и затаил хамство, как говорится. Именно Сенкевич способствовал выводу из числа учредителей обоих каналов. Он пытался убедить меня в том, что никакой власти над ними у него нет, но все было совершенно понятно и прозрачно изначально.
- Каковы мотивы медиахолдинга ВГТРК?
- Два года тому назад, если я не ошибаюсь, на вручении "ТЭФИ" ВГТРК получил семь статуэток, а Первый канал чуть ли не в три раза больше. Произошло ровным счетом то же самое, что с НТВ и ТНТ: возникла дикая обида, основанная на тщеславии. Поползли разговоры: мол, это потому, что в академии больше членов от Первого канала, чем от ВГТРК, - чушь, в общем. Но я, почувствовав эту атмосферу, сказал: "Ребята, так как у меня есть своя позиция, давайте я уйду, и с другим человеком, надеюсь, господа Кулистиков, Сенкевич и Добродеев смогут найти общий язык". Никто напрямую с этим не соглашался, все продолжали играть в начатую однажды игру. Перед созывом общего собрания академии я узнал, что некоторые хотят избрать президентом Михаила Швыдкого. На общем собрании я поначалу решил оставить свою кандидатуру, но, поговорив со своими коллегами во время перерыва, понял, что этого делать не следует, и снял ее с голосования. Во-первых, со Швыдким у нас сложились добрые отношения и я его поддерживал, а во-вторых, я понимал, что так больше продолжаться не должно, надо обновить президентское кресло.
О профессионалах и критиках
- Владимир Владимирович, вы мастер дискуссии, телемостов, интервью в прямом эфире - живого телевидения, подразумевающего импровизацию. Тут, как нигде, важно уметь чувствовать собеседника. Есть ли какие-то особенности поведения собеседника, по которым вы без труда определяете его настроение, степень открытости и так далее? На что обращаете внимание кроме слов?
- Определенного свода правил нет, есть некоторые основные принципы. Мне кажется, для того чтобы быть интервьюером, нужно обладать некоторыми качествами. Во-первых, любопытством. Тебе должно быть интересно то, о чем ты беседуешь. Во-вторых, и это самое главное, умением слушать и слышать. То есть не только строить с собеседником диалог, но и слышать его интонацию, читать по его глазам и лицу. К этому должны быть определенные способности, талант, если хотите. С опытом, конечно, приобретаются дополнительные психологические навыки, развиваются способности, но тут как с музыкальным слухом: если нет - и не будет, ничего не попишешь.
- Как вы относитесь к критике в свой адрес, в адрес своей телевизионной деятельности?
- Все зависит от критики. Я вообще считаю, что критик - это человек, который при необходимости профессионально помогает тебе разобраться в том, что ты делаешь в своей сфере. Совершенно согласен с замечательным французским поэтом Полем Элюаром, который говорил, что художник - это глаза, критик - очки. И это правда, иногда очки нужны - ничего зазорного в этом нет. Но беда в том, что таких очков у нас нет. На мой взгляд, подавляющее большинство телекритиков разбираются в телевидении ничуть не лучше всех остальных. Чаще всего в телекритики идут те люди, которые сами хотели бы быть в эфире, но у них это не получилось, поэтому они отыгрываются на тех, кто находится на экране. То же справедливо для музыкальных, театральных, балетных и кинокритиков. Но если остальным необходима квалификация - так, музыкальный критик должен иметь музыкальное образование, - то телевизионные критики чаще всего вообще вне профессии. Уровень рассуждений: мне нравится, мне не нравится. Основное стремление - кого-нибудь уесть, задеть, сказануть что-нибудь эдакое. То есть самый примитивный вариант - ни одной мысли. Поэтому я перестал читать критику: меня не интересует ни положительная, ни отрицательная, ибо она непрофессиональна.
- Признайтесь, а официальные телеграммы с поздравлениями от кого будет вам приятнее всего получить?
- Не скрою, мне важно доброе отношение со стороны большого количества людей. Но для меня гораздо более ценно выражение добрых чувств от публики, чем поздравления от высокопоставленных людей.
Досье
Владимир Познер
Родился 1 апреля 1934 года в Париже. Детство провел в США, Германии и Франции. В конце 1952 года вместе с семьей переехал в СССР. В 1958 году окончил биолого-почвенный факультет. Работал секретарем у Самуила Маршака, затем - в главной редакции политических публикаций. С 1970-го Познер - комментатор главной редакции радиовещания на США и Англию Гостелерадио СССР. В годы перестройки приобрел мировую известность, когда вместе с американским ведущим Филом Донахью провел несколько знаменитых телемостов между СССР и США. С 1987 года вел большое количество общественно-политических передач ("Воскресный вечер с Владимиром Познером", "Мы", "Человек в маске", "Мы и время" и др.) в России и Америке. Обладатель множества премий в области отечественного телевидения, экс-президент Академии российского телевидения.