Первый канал показал многосерийного «Высоцкого». Название вроде и другое, но все равно все понимали, что речь идет о развернутой версии фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой!». И многие, особенно из числа поклонников великого барда, именно из-за этого сериал смотреть и не стали.
Помните, какой бешеной рекламной кампанией сопровождалась премьера фильма? Документальные съемки, записи концертов и театральных постановок, вечера памяти — все, что хоть как-то было связано с именем Владимира Семеновича, перло из эфира как убежавшее тесто...
Под конец стало казаться, что уже никто и никогда не захочет слушать его песни. Перекормили! Но, конечно, кампании кампаниями, а Высоцкий — навсегда.
Нынешняя телевизионная версия обошлась без такой массированной атаки. И все же «Первый» не был бы «Первым», если бы не выжал из премьеры максимум. Так, оба дня показа в дневное время в рамках цикла о всякого рода мистике «Истина где-то рядом» выходила передача «Высоцкий. Последняя тайна».
Что же в результате? Просто «Высоцкий» оказался много лучше, чем «Спасибо, что живой!». Часть упреков, некогда прозвучавших в адрес фильма, здесь можно было снять. Сериал оказался действительно о Высоцком, а не о тяжелой службе гэбиста из Ферганы. Из развернутых московских эпизодов, предшествующих гастролям, стало понятным, кто есть кто в окружении поэта, кто на нем откровенно «наваривает», а кому он дорог. И почему он так зависим от всех этих людей. Досконально была показана финансовая схема, по которой работали устроители «левых» концертов, нынешней молодежи абсолютно незнакомая. Наконец, в самом образе Высоцкого появилось что-то живое, прорывающееся сквозь пудовый слой грима Безрукова.
Хорошо это или плохо — «два в одном», фильм и сериал?
Понятно, современное кинопроизводство — в большей степени бизнес, нежели искусство. Коммерческий успех фильма запускает механизмы, позволяющие заработать еще и еще. Отсюда все эти ремейки, сиквелы, приквелы и т. д. Популярные сериалы влекут за собой полный метр с теми же героями («Секс в большом городе»). Успешные фильмы порождают одноименные сериалы («Индиана Джонс»). Но во всех названных случаях подразумеваются отдельные бюджеты, разные съемочные группы, работа с нуля.
У нас же в последнее время все больше распространяется практика, при которой экранная и сериальная версия снимаются сразу. Логика понятна: бюджет один, а продуктов несколько. Сначала заработаешь в прокате, потом на телевидении.
Но, с другой стороны, хотя кино и бизнес, оно в какой-то мере все же должно оставаться искусством. Иначе никакие 3D не помогут. А это значит, что в фильме должна быть как минимум выстроенная драматургия. Как же с этим быть, если фильм и сериал снимаются одновременно? Либо кромсать готовый материал под первый формат, либо растягивать под второй. По-другому не получится. В результате что-то обязательно окажется ущербным. Примеров много. Как, скажем, ни относись к сериалу «Адмиралъ», он был все же лучше, чем одноименный фильм. То же и «Высоцкий».
Ну и последнее. Когда в эфире «Первого» замелькали анонсы «полной версии», почему-то сразу подумалось: как это вовремя для Никиты Высоцкого, запускающего линию алкогольных напитков под именем своего отца! Такие времена.