- Если просто зайдем и начнем искать подснежники, ушлые продавцы запрещенный товар в момент спрячут, - предупреждает начальник отделения экологической милиции УВД ЦАО Евгений Кудрявцев. - Поэтому перед тем, как устраивать рейд, рынок необходимо "прощупать".
"Прощупыванием" базаров на предмет наличия редких цветов занимаются инициативные группы, собранные в основном из студентов биологических факультетов вузов. Получив от милиционеров отмашку, две симпатичные девушки и два молодых человека двинулись в сторону рынка.
- Помогаем милиции добровольно, - рассказывает очаровательная студентка биофака МГУ Ольга Репина, стреляя по прилавкам глазами. - Третий год подряд участвую в "Первоцвете". Все потому, что обожаю природу. Когда вижу на прилавке ландыши, которых в природе почти не осталось, кулаки непроизвольно сжимаются, а продавца так и хочется упрятать за решетку! - тут Ольга на секунду замерла около прилавка и что-то пометила в блокноте.
Сделали еще круг по рынку, после чего вернулись к мерзнущим на улице милиционерам.
- По левой стороне от входа продают иглицу, - рассказывает сотрудникам правопорядка Ольга Репина. - Больше в этот раз ничего запрещенного, слава Богу, нет.
Милиционеры устремились к обозначенной торговой точке. На прилавке в картонных коробках зеленая трава, напоминающая обыкновенный щавель. Рядом ценник: "Рускус. 1 цветок - 15 рублей". Смотрю в брошюру с запрещенными цветами - в ней такого названия не значится.
- Откуда цветы? - сразу взял быка за рога Евгений Кудрявцев.
- Из Голландии, - позеленев, как рускус, пробормотал продавец, хотя на ценнике написано Израиль.
Оказывается, этим "рускусом" продавцы собирались милиционеров обмануть, но у сотрудников правопорядка было отличное прикрытие...
- Рускус по латыни означает иглица, - уверенно, как на экзамене, отчеканила Ольга Репина, и продавец сник. - Редкая трава, растущая в южных широтах. Используется для украшения букетов. Занесена в Красную книгу.
Сотрудники милиции принялись собирать коробки с экзотической травой. Тут к месту действия прибыли хозяин торговой точки и заместитель директора Рижского рынка. Принялись шуметь, угрожать и журналистам, и милиционерам влиятельными друзьями, а некий не представившийся мужчина и вовсе отвел меня в сторону и предложил "договориться как-нибудь по-другому, полюбовно". Впрочем, скандал закончился вполне предсказуемо: растения погрузили в милицейские машины и увезли в отделение на экспертизу, результаты которой показали, что изъяли именно иглицу, причем собранную на Кавказе.
- Обычная история, - вздыхает Евгений Кудрявцев. - Товар, пускай и незаконный, без боя не отдадут. За торговлю первоцветом продавцам грозит штраф от 1500 до 2000 рублей, должностным лицам от 20 до 30 тысяч, юридическим - до 500 тысяч рублей. А изъятую иглицу, как всегда, отдадим в школы или детские сады.
Штрафы внушительные. И с каждым годом цветочных браконьеров числом становится меньше, но рискуют они по-крупному. Самую большую партию первоцветов задержали в прошлом году: на подъезде к Москве на одном из полустанков контролеры обнаружили целый вагон подснежников.
Мнение специалиста
Константин МЕДВЕДЕВ, юрисконсульт управления по борьбе с правонарушениями в области охраны окружающей среды ГУВД по Москве:
- Первоцвет собирают в Краснодарском крае и Крыму. Потом передают так называемым перевозчикам, которые на поездах гонят запрещенный товар в столицу. Немного не доезжая до Москвы, например в Туле, перевозчики грузят первоцвет в грузовики и везут перекупщикам. Те выбрасывают цветы непосредственно на рынок. Как видите, тут целая отлаженная система, ошибочно считать, что подснежники собирают бабушки в лесах. Причем если схватить с поличным одно звено этой криминальной цепочки, остальные все равно выкрутятся - система посредников отлажена идеально. Однако за семь лет проведения операции "Первоцвет" количество ввозимых в Москву краснокнижных цветов значительно сократилось. Значит, наши усилия даром не пропадают - это самое главное!