Ситуация в российской чайной отрасли беспокоит специалистов. Годовой объем импорта в прошлом году составил 171,5 тысячи тонн, упав по сравнению с аналогичным позапрошлым показателем на 4%. Продолжилась (хотя и несколько сгладилась) негативная тенденция последних лет: годом ранее снижение импорта составляло 5,4%.
Мировая экономика давно стала глобальной, и такой популярный на всей планете напиток, как чай, не исключение. Собственный чай в России хотя и растет (на кубанском юге), но в микрообъемах. А вот перерабатывающих производств и чаеразвесочных фабрик у нас достаточно. Настолько, что производителям даже удалось за те же самые два последних года нарастить экспорт российского чая. Разумеется, в объемах, практически не сравнимых с импортом, — до 8,5 тысячи тонн в год. Да и в весьма своеобразных направлениях — киргизском и... австралийском.
Но чая на внутреннем рынке из-за этого больше не стало. Не грядет ли в России дефицит этого продукта, а вместе с ним и взрывное подорожание?
— Пока мы не фиксируем снижение потребления согражданами чая, — замечает генеральный директор Российской ассоциации производителей чая и кофе (объединяет 18 крупнейших отраслевых игроков рынка) Рамаз Чантурия. — Как и прежде, оно сохраняется на уровне последних лет — 1,2 кг в год. Во-первых, на складах в конце года имеются так называемые переходящие остатки, которые не позволяют нам слишком уж сильно зависеть от колебаний макроэкономических показателей. Во-вторых, много чая в Россию ввозится через Белоруссию и особенно через Казахстан. Эти страны входят с Россией в единый Таможенный союз, поэтому учесть, сколько импортированного казахстанцами чая попадает в чашки россиян, сложно. А НДС там в полтора раза меньше нашего 18-процентного, что снижает издержки даже при растаможивании не облагаемого пошлиной сырья. Тем не менее чай, конечно, будет продолжать дорожать. Трудно предсказать рублевый курс, но при сохранении нынешнего положения на валютном рынке средний рост розничной цены к концу года должен составить 8-10%.
Увы, но более точные оценки — гадание на кофейной (или скорее чайной) гуще.
— В Бразилии оптовые чайные цены за год выросли на 80% (к счастью, эта страна не входит в семерку наших ведущих поставщиков. — «Труд»), — приводит тревожную статистику PR-директор группы компаний «Орими Трэйд» Мария Драбова. — К этому добавились негативные последствия эпидемии на чайных плантациях Гватемалы, Мексики, Никарагуа. На последнем аукционе цейлонского чая зафиксировано 18-процентное подорожание.
— На чайную цену в сегодняшней экономике влияют два фактора: девальвация рубля и мировой спрос, — подводит итог коммерческий директор группы чайных компаний «Сапсан» Антон Кудрейко. — Рублевый курс мы предсказать не в состоянии. А спрос на чай повсюду в мире растет — в основном из-за повсеместной пропаганды здорового образа жизни. Укрепляются национальные валюты в странах, где растет чай, повышается там и стоимость труда. А объем качественного черного чая невозможно нарастить мгновенно. Чтобы чайный куст стал давать хорошее сырье, его надо бережно выращивать 40 лет. По моим оценкам, цейлонский чай в России в ближайшие месяцы подорожает на 15-20%.