В Петербурге, в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи открылась уникальная в своем роде экспозиция — «Потайное оружие XVIII-XX веков». Разместилась она в одном из центральных залов музея, где среди пушек, гаубиц, минометов и прочей внушительной атрибутики ее не сразу и заметишь: четыре небольших витрины, три десятка экспонатов. Но невозможно оторваться, прежде чем рассмотришь все в деталях. Уж очень необычны все эти секретные шпажки, пистолетики и даже автоматы.
Скажем, пистолет-гармошка. Несколько стволов (точнее, стволиков, размером с небольшую шариковую ручку), соединенных в линейку и объединенных одной ручкой. Так и хочется поднести к губам, дунуть: Но лучше — плюнуть и не трогать, а то ведь выстрелить может! По заверению организаторов, все представленные в витринах экспонаты — действующие.
Так вот, о «гармошке». Появился этот пистолет в 1873 году. И представляет собой десятиствольное оружие системы бельгийца Жара. При каждом выстреле ячейки патронташа сдвигаются в сторону, в точности так, как это и случается обычно с гармошкой, когда водишь ею по губам.
XIX век вообще был на редкость изобретателен по части создания всяких потайных «стволов». А вообще они появились в Европе в XVII веке. Первенство держат итальянцы и англичане. Известно, что в 1650-е годы в Италии изготавливались специальные шпаги, в эфесы которых умельцы прятали небольшие кинжалы.
Спустя два столетия, в середине XIX века на первые места в Старом Свете в производстве «огнеопасных секреток» вышла Россия. Один из лучших образцов того периода — дорожный пистолет московского мастера Артари-Коломба. На выставке в петербургском Артиллерийском музее представлен относительно крупный образец нарезного пистолета этого умельца, 16 сантиметров в длину и калибра 10 миллиметров. Убить из него человека или даже зверя можно, но надо обладать специальными навыками и изрядной меткостью. А вот сильно напугать вполне реально любому. Потому использовалось такое оружие скорее как шокер, говоря современным языком.
Рядом еще один «миньон» — по прозванию «эспиньоль», имеющий два курка и спусковой крючок. Выстрелить можно было дважды, но только поочередно.
А вот совершенно удивительный образчик работы французских мастеров: пистолет-кастет-стилет. Пристроился в уголке витрины, но не заметить его невозможно. Кольца для пальцев, крохотный ствол, умещающийся на ладони. В основе — массивный кастет, которым запросто можно пробить череп. Кастет соединен с барабаном, рассчитанным на шесть патронов. Над барабаном — едва заметная кнопка. Нажимаешь ее легким движением пальца — и спереди выскакивает острое лезвие.
Весит «крошка» чуть более 3 килограммов. Достать такое оружие из кармана можно при необходимости за считанные секунды и в зависимости от задач бить, колоть, стрелять. Если верить специалистам, в России пистолеты-кастеты-стилеты были весьма популярны в годы гражданской войны и в конце 1940-х у разных криминальных субъектов.
Внимание любителей отечественной истории наверняка привлечет наган Сталина. Такие наганы с укороченной рукояткой выпустили в 1920-е годы на первом оружейном заводе Тулы по заказу ЦК партии очень небольшой серией — чуть более тысячи штук. В ту пор шла сильная «драчка» между троцкистами и бухаринцами. Неспокойно было на улицах Ленинграда, Москвы. Вот ЦК и решил выдать компактное оружие крупным партработникам для самозащиты. Сталин носил его с собой, как предполагают, до начала 30-х годов. Потом отпала необходимость — изменился статус Иосифа Виссарионовича. Не он себя — его охраняли.
В питерский музей наган генералиссимуса попал из личной коллекции «вождя всех народов» вскоре после его смерти в 1953 году. Для чего сотрудники старейшего в России оружейного хранилища отправили в Первопрестольную специальный запрос, а потом — сотрудника «для сопровождения ценного оружия к месту постоянного хранения».