Бывший министр иностранных дел РФ, бывший глава Службы внешней разведки и бывший председатель российского правительства, Примаков сохранил удивительную способность говорить редко, но метко — так, что каждое его слово имеет особый вес.
Это не ворчание отставника, а всегда глубокая, острая и предельно свободная от конъюнктуры оценка человека, хорошо представляющего и механизмы власти, и масштаб проблем, стоящих перед страной. С Примаковым можно соглашаться или спорить, но игнорировать, не замечать его мнение не получится. Неудивительно, что на заседании дискуссионного «Меркурий-клуба», где многие годы председательствует Евгений Максимович, негде было яблоку упасть. Заседание почтили многие видные политики, предприниматели, политологи.
На чем же на этот раз остановился патриарх, подводя итоги 2013-го? По сути, Примаков подверг работу правительства столь жесткой критике, какую позволял себе лишь Владимир Путин. Его оценки звучали дипломатично, но не оставляли камня на камне от деятельности нынешнего кабинета. Вчитайтесь: «Правительство в 2013 году не сосредоточилось на системе мер, необходимых для экономического роста... Экономический спад России в 2013 году обусловлен внутренними, а не внешними причинами. В этой связи особо острый характер обретает проблема необходимости противодействия политике нео-либералов в России...»
Вспомним, что на долю Примакова и его министров выпало преодолевать (и весьма успешно!) последствия острейшего экономического кризиса 1998 года. Так что это речи не постороннего, а доказавшего свой профессионализм антикризисного государственного менеджера. Специально для тех, кто записывает Примакова в «красные директора», Евгений Максимович пояснил, в чем именно он обвиняет либералов, играющих сегодня первую скрипку в правительстве РФ. «Если говорить о платформе российских неолибералов, то основная ее составляющая — это уход государства из экономики. Наши неолибералы не считаются с особенностями и степенью развития рыночных отношений в России». Он подробно остановился на причинах реальной инфляции в России. А еще вернулся к неоднократно провозглашенным приватизационным планам, в которых значилась тотальная распродажа таких активов, как «Роснефть», «РусГидро», ВТБ, «Совкомфлот» и прочие, подчеркнув: умерять приватизационные аппетиты пришлось с самого верха, это «не было инициировано изнутри».
Критикой правительства сегодня едва ли кого удивишь. Однако после таких речей все острее встает вопрос: как долго могут сосуществовать два столь противоположных взгляда на развитие российской экономики и страны в целом?