Пробный поезд на первой в Москве линии "легкого" метро прошел по эстакадам и тоннелям над землей ровно год назад. Тогда в столичной мэрии уверяли, что новая линия решит транспортные проблемы жителей одного из самых удаленных районов города - Южного Бутово. Мэр Юрий Лужков отмечал, что за "легким" метро - будущее. Оно дешевле, экономичнее и не требует серьезных геологических исследований.
Жители Бутово, в свою очередь, встретили новость с энтузиазмом: ведь теперь время в пути до центра сократилось с полутора часов до 30-40 минут. Да и сами составы из небольших вагонов, имеющих плавный ход, оказались комфортнее привычного подземного транспорта: с кондиционерами, удобными креслами, ярким освещением...
Оставалось одно "но": жильцы расположенных рядом домов боялись возможного грохота проносящихся поездов. Однако чиновники успокоили: "легкое" метро почти бесшумно, но на всякий случай здесь установят шумопоглощающие щиты-экраны и шумозащитные колпаки. Обещание было выполнено лишь частично: щиты и колпаки появились только в непосредственной близости от станций. Они защищают жильцов трех нижних этажей, те же, кто живет выше, оказались в зоне нестихающих звуковых атак.
Невооруженным глазом видно: в некоторых местах эстакада метро приближается к жилым строениям почти вплотную - до рельс не больше 20 метров. Из окна квартиры Валентины Терентьевой наблюдаем, как поезда проносятся мимо. При этом люстра начинает мелко дрожать. "И так весь день. Чувствуем себя как диспетчеры на вокзале, - невесело шутит пенсионерка. - Постоянный шум, стены вибрируют, голова болит. Разговариваем друг с другом иногда как глухие - кричим. Иначе не слышно. Тишина воцаряется только глубокой ночью. А с пяти утра - все сначала.
- Мой маленький сын болен астмой, - рассказывает Марина Афонина. - В Южное Бутово переехали три года назад: здесь экология считалась благоприятной для здоровья. Но с появлением "легкого" метро ему стало значительно хуже. Приступы удушья участились и за последнее время пришлось трижды вызывать "скорую". Врачи говорят, что жить здесь мальчику опасно...
Больше всего страдают от новшества жители бульвара Адмирала Ушакова, улиц Изюмской и Скобелевской: они остались без всякой шумовой защиты. Люди жалуются на болезни, связанные с новыми условиями жизни, - неврозы, бессонницу, мигрени, гипертонию... Уже почти год сыплются жалобы в московский Госсанэпиднадзор, управление здравоохранения, другие инстанции. За это время скопилась бумажная гора отписок, в которых говорится, что "институтом ОАО "Метрогипротранс" ведется разработка комплексного проекта, реализация которого позволит снизить уровень шума до допустимых пределов". Чиновники обещают, что "шума и вибраций от прохождения межрельсовых стыков станет меньше, когда колеса и рельсы обработают шумоизолирующими покрытиями". К концу осени 2004 года намерены приступить к фрезеровке и шлифовке рельсов.
Недавно специалисты санэпиднадзора обследовали зону и признали "незначительное превышение уровня шумового загрязнения" - около 60 децибел при норме 50 децибел днем и 45 - ночью. По их мнению, "паника", которую поднимают бутовцы, не обоснована: здесь не более шумно, чем в большинстве районов Москвы. А утверждение, что проблемы со здоровьем связаны именно с "легким" метро, не имеет под собой серьезных оснований. Да и медицинской экспертизы на сей счет не проводилось.
Это заключение лишь добавило масла в огонь: жители Южного Бутово намерены отстаивать свои права в суде. Они уже наняли адвоката и собираются за свой счет провести независимую экспертизу, которая бы доказала обоснованность их претензий.