Сколько существует современное российское ТВ, столько звучит и вопрос: почему «телевизионные деятели искусств», как их называла фрекен Бок, так расходятся во вкусах со своими зрителями?
В частности, это лишний раз подтвердили результаты недавней обновленной премии ТЭФИ. Обратим внимание на выбор профессионального жюри, то есть на то, что сами «деятели» считают наиболее достойным. Ну, скажем, лучшей развлекательной программой они назвали «Голос», а не народные «Уральские пельмени», которые также были среди номинантов. Лучшим сериалом — «Оттепель», а не «Интернов». Лучшим телевизионным продюсером — автора той же «Оттепели» Валерия Тодоровского, а не группу продюсеров, создающих ситком «Кухня».
А их выбор в, так сказать, политизированных номинациях? Лучшей информационной программой стало «Центральное телевидение», оставившее позади «Воскресное время» и «Вести». Между тем начиная с ранней весны именно последние две программы занимали первые места в рейтинговых топах.
И еще о выборе. Настоящим сериальным событием многие зрители, судя по тем же рейтингам, сочли вовсе не «Оттепель», а «Сладкую жизнь» на ТНТ, в которой представители московской элиты на протяжении шести вечеров предельно откровенно обсуждали свои интимные проблемы.
То есть, получается, что выбор профи далеко не всегда совпадает с мнением тех, для кого они работают. Отсюда вопрос: «Ребята, что же вы не стараетесь дотянуть зрителя до уровня своего вкуса?»
Вообще-то, конечно, они стараются. Периодически. Помимо уже названных качественных фильмов и передач, можно вспомнить, например, недавнего «Куприна», сделанного с филигранным мастерством. Но, увы, таких примеров немного. Хотя в последнее время и принято ссылаться на тематические каналы, где полным-полно контента для искушенного потребителя. Дескать, там и смотрите. Но это удовольствие доступно за отдельную плату. А что же общедоступные «федералы»?
Увы, их руководители, даже кажущиеся всесильными, не свободны в своих предпочтениях. И не только в идеологической, но и в развлекательной составляющей своего продукта.
И обозначенное нами противоречие объясняется предельно просто: на нашем ТВ, перефразируя Некрасова, «есть царь, этот царь беспощаден, реклама названье ему». Да-да, именно на нее многое завязано!
Война за рекламу на ТВ — то же, что борьба за нефть на геополитическом пространстве. И та и другая дают возможность жить в свое удовольствие. Говорят, что нефтяники, гробящие недра ради сверхприбылей, не думают о будущих поколениях. Им нужно все и сразу. Но и телевизионщики не думают о будущих поколениях, ориентируясь на массовый вкус и постоянно понижая интеллектуальную планку ради рекламных пунктов рейтинга.
И вот свежий пример. Недавно в Госдуму поступил законопроект, предусматривающий запрет рекламы на платных каналах. На первый взгляд, его автор печется об интересах зрителей. За что, мол, они платят? За интересные передачи или за рекламные ролики? Но аналитики рынка тут же парировали: запрет рекламных доходов приведет к росту абонентской платы. То есть все равно за все будет расплачиваться зритель. Хотя в случае принятия этой поправки в закон о рекламе сотни полторы каналов просто прекратят свое существование. Как раз тех самых тематических каналов, где есть что-то и для взыскательной аудитории.
А некоторые усмотрели в этом законопроекте лоббирование интересов больших каналов, которые почувствовали явный отток рекламодателей к каким-то «ничтожным» конкурентам. Что делают с конкурентами нефтяники? Правильно, они их уничтожают. Тут не до высоких материй.