- Яна, про будущих чемпионов зачастую говорят: у этих детей нет детства. А как было у вас?
- Мой папа всю жизнь играет в хоккей, а мама выступала в балете на льду. Но родители никогда меня не заставляли заниматься фигурным катанием. Да, у нас такой вид спорта, где новичка даже в девятилетнем возрасте могут посчитать безнадежным переростком. А у меня не совсем обычная ситуация. Когда я была маленькой, родителям почему-то не удалось устроить меня в одну из элитных школ фигурного катания. Тамошние тренеры дипломатично говорили про меня: "Да, хорошая, способная девочка, но не умеет делать многого из того, чему в ее возрасте юный спортсмен уже должен научиться". Так что я тренировалась в балете на льду. Мне самой хотелось кататься больше, что я зачастую и делала, пока другие отдыхали. А желание перейти в спортивное фигурное катание меня никогда не покидало. Но момент, когда нужно осваивать сложные прыжки, был упущен. Поэтому мне оставалась лишь одна дорога в большой спорт - спортивные танцы. Кстати, уже в 16-летнем возрасте я успела поработать тренером, была занята до восьми часов в день. На тот момент для меня это был основной заработок.
- В популярных ледовых шоу один из партнеров в дуэте - всегда нефигурист. Насколько реально достичь высокого уровня?
- Что касается партнерш-нефигуристок в подобных шоу, то лично я их уровня когда-то достигла года через полтора занятий. Но такое сравнение некорректно. В детском возрасте навыки закрепляются быстрее, а страх практически отсутствует. Будучи взрослой, какие-то элементы я освоила бы с большим трудом.
Мне сватают в партнеры Валуева
- А если бы вы участвовали в подобном шоу, кого выбрали бы в партнеры?
- Как ни странно, над этим вопросом я часто размышляю. Пока я не остановила свой выбор на какой-то одной кандидатуре. Я хотела бы покататься с харизматичным партнером... Сергей мне предлагал взять в гипотетические партнеры Николая Валуева.
- Если продолжить разговор о страхе, часто вас посещает это чувство?
- Я давно привыкла к элементу опасности. А он постоянно присутствует. Например, на Олимпиаде в Турине канадская фигуристка так неудачно упала во время исполнения поддержки, что ее унесли со льда, а паре пришлось сняться с соревнований. По себе помню: когда была маленькой, в спектакле "Щелкунчик" меня высоко поднимал и даже подбрасывал парень двухметрового роста. Я от этого испытывала только восторг. Хотя сейчас понимаю, что он мог не только уронить меня, но и сам упасть на лед, запутавшись в своей длинной одежде.
- Обратил внимание, что у вашего партнера волосы гораздо более длинные, чем у чемпионов 30-летней давности.
- Сергей отрастил волосы как раз при подготовке нашей программы "Ночь на Лысой горе". Гора-то Лысая, но лысый демон как-то неестественно смотрелся бы. (Смеется.) Может быть, на следующий год коротко подстрижется, если программа по тематике будет этому соответствовать.
- Некоторые артисты боятся играть роли на тематику "нечистой силы".
- И я по ночам чертила круги вокруг себя. Но если серьезно говорить на эту тему... Приходишь на тренировку - вживаешься в образ. Моешься под душем - выходишь из образа. Кроме того, мы обмываемся даже святой водичкой. Причем делаем это перед любым ответственным выступлением. Во время чемпионата России в Казани наш тренер ездил в монастырь и привозил для нас святую воду.
"Сергей подумал, что у него свалились брюки"
- Чуть ли не главным событием чемпионата Европы стал инцидент с Катей Рублевой, у которой во время танца оторвалась бретелька на платье.
- От некоторых ваших коллег я слышала мнение, что этот казус был заранее срежиссирован. Конечно, хорошо, что популярность нашего вида спорта растет, пусть даже и благодаря таким событиям. На самом деле подозревать спортсменку в том, что это специально подстроено, просто глупо. Похожая история у нас случилась на Олимпиаде. На Сереже был костюм очень необычного покроя, и когда во время танца расстегнулась рубашка, ему показалось, что спадают брюки. И это очень серьезно расстроило наше выступление. А Катя в Хельсинки проявила себя молодцом: насколько это было возможно, обратила ситуацию в юмористическую сторону, хотя на самом деле подобные происшествия серьезно осложняют выступление и ухудшают оценки.
- Вы разделяете музыку на ту, что для души, и на ту, что для работы?
- Любая музыка для работы является для меня и музыкой для души. Потому что под мелодию, которая тебе не нравится, нормально не станцуешь. Но не каждое музыкальное произведение, даже очень любимое, подходит для выступления. Если выступление идет под классическую музыку, то, как правило, в современной обработке.
- Вы уже побывали во многих странах. Где больше всего понравилось?
- Если принимать во внимание все, что остается за пределами ледовой площадки, то у Сергея самое яркое впечатление осталось от Родоса - он даже загорелся мечтой купить домик на этом острове. Но до окончания нашей спортивной карьеры Средиземноморское побережье для нас будет оставаться лишь мечтой. А мне очень понравилась Япония. И в Европе гораздо комфортнее мы себя чувствуем, чем в Америке. Еще Китай оказался более приятной страной, чем мы ожидали.
"В детстве повезло с учителями"
- В Хельсинки вы давали интервью на английском и на русском. А где вы так хорошо выучили язык?
- Мне в детстве повезло с прекрасными учителями. К нам в обычную общеобразовательную школу пришли две молодые преподавательницы и проявили большой энтузиазм в работе. Всего за два года они здорово выучили меня. С репетиторами или преподавателями на курсах я не занималась. Но когда начала участвовать в международных турнирах, взяла себе привычку перед отъездом обкладываться книжками и словарями, выписывать и заучивать новые слова. Пытаюсь и Сергея натаскивать.
- На какие-то развлечения время остается?
- Люблю литературу. Читаю на русском языке и на английском. Мне интересно очень многие жанры. А любовь к балету и опере можно считать одновременно и развлечением, и частью нашей профессиональной деятельности. В театры мы по возможности ходим, и делаем это настолько регулярно, насколько позволяет график тренировок и выступлений. Сергей сначала скептически отнесся к моему предложению сходить на балет в Большой театр. Я его едва уговорила - с условием, что в любой момент он может уйти. И он не только не ушел из зала, но и постепенно всерьез увлекся.
Наше досье
Хохлова Яна Вадимовна родилась в Москве 7 октября 1985 года. До 13 лет занятия в детском театре на льду совмещала с художественной гимнастикой. После этого решила заняться фигурным катанием. С 1998 по 2001 год танцевала в дуэте с Андреем Максимишиным, которого сменил Сергей Новицкий, нынешний партнер.
Хохлова и Новицкий в 2008 году выиграли чемпионат России и завоевали бронзовые медали на чемпионатах Европы, а потом и мира. Победа на чемпионате Европы 2009 года - самый громкий успех пары.