На минувшей неделе в Москве в пятнадцатый раз прошла международная выставка CSTB, посвященная телевизионным технологиям. Несмотря на всю ее грандиозность, настроение у многих участников было далеко не радужным. В первую очередь это касается руководителей небольших телекомпаний и отдельных тематических каналов.
Хорошо известно, что рынок платного телевидения неуклонно растет. Уже почти треть российских семей не ограничивается общедоступными телеканалами, а платит операторам кабельной и спутниковой связи за возможность смотреть
В соответствии со спросом все прошлое десятилетие платные тематические каналы росли как грибы. Но в последние два года рост этот практически прекратился. Более того, небольшие каналы стали закрываться...
Не секрет, что компании, производящие телеканалы, и операторов, доводящих их до зрителя, связывают определенные денежные отношения.
В них есть много нюансов, но грубо схема выглядит так. Мощным телеканалам с известными брендами операторы за предоставление сигнала платят. И как не платить? Желающих распространять именно их полным-полно. С каналами средней руки операторы договариваются о бесплатном распространении. С каналов некрупных, узкой тематической направленности, операторы стараются взять деньги. Мол, кто вы такие, чтобы вас показывать «за так»?
На основе этих трех моделей строится цена, которую оператор взыщет с телезрителя. То есть чем меньшему числу каналов платить и с чем большего числа каналов брать деньги, тем дешевле услуга обходится зрителю. И тем охотнее зритель воспользуется услугами именно этого оператора.
Но вот тут-то собака и зарыта. «Маленький» канал — не значит плохой. Узкий по тематике — не значит невостребованный. Свои полсотни тысяч зрителей у него найдутся. Но в «маленьком» канале не заинтересованы рекламодатели. Им нужны миллионные аудитории. Значит, «маленькому» платить оператору нечем...
И потому многие переговоры на CSTB крутились именно вокруг этих денег. «Большие» хотели еще больше. Операторы говорили, что больше они не могут. Середнячки хотели хоть что-то, а «маленькие» — чтобы бесплатно. Операторы и тем и другим, естественно, отказывали. Мол, кто вы такие и т.д. (см. выше). Отсюда и грусть.
Но главную беду независимые тематические каналы видят в «федералах». Прочувствовав тренд, «Первый» и ВГТРК уже создали свои платные цифровые телеканалы. И продолжают увеличивать их число. Скоро подобное сделает и НТВ. Соперничать с этой троицей, с ее деньгами и производственными возможностями небольшие производители не смогут. То есть согласно законам капитализма телевизионный рынок движется в сторону монополизации. И, следовательно, каналы будут продолжать закрываться. Что поделаешь?! Как говорится, против лома нет приема.