Например, о запрете рекламы знахарей и целителей. Действительно, достали. Была и еще одна правильная инициатива – запретить публичным лицам высказываться в ток-шоу, если они не являются специалистами в обсуждаемом вопросе. Речь не в последнюю очередь шла о звездах шоу-бизнеса. Но это дело не прошло. Что называется, кишка тонка.
Сегодня, какой крупный канал ни включи, где-нибудь непременно наткнешься на знаменитость из мира шоу-бизнеса. Поп-певцы и актеры вдохновенно рассуждают о проблемах ЖКХ, нетрадиционной сексуальной ориентации, коррупции, суррогатном материнстве, едином учебнике истории, болезнях, мигрантах и т. д.
Сошлись два одиночества
Сложился даже определенный пул «эрудитов», кочующий из «Прямого эфира» в «Пусть говорят», из «Мы и они» в «Сегодня вечером». Тусовочный художник, секс-символ полувековой давности, поэт-юморист плавно переплывают из шоу в шоу, с готовностью рассуждая на любую тему. Вроде – ну и что с того? Любой гражданин имеет право голоса. Но высказывания эти далеко не всегда безобидны. Зритель вздыхает: их слишком много. Но при этом и обойтись без них не может.
А ведь еще четверть века назад все было не так. Знаменитые певцы и актеры на телеэкране занимались только своим непосредственным делом, то есть пели, играли, читали стихи. А если и рассказывали о себе, то исключительно про творческий путь и планы на будущее. Зрителям это не казалось скучным. К своим кумирам они относились как к небожителям, частная жизнь которых никого не касается. Если бы им тогда сказали, что пожилая женщина и ее супруг, который на 27 лет моложе, несколько вечеров подряд в гигантском дворце будут сюсюкать с младенцами, рожденными суррогатной матерью, и все это будет в эфире федерального канала, они бы повертели пальцем у виска.
Все изменилось в конце 1980‑х, когда на сцены страны хлынула попса, а в телеэфир – то, что раньше презрительно называли масскультурой, уделом загнивающего Запада. В те годы профессионализм перестал быть непременным критерием для артистов и музыкантов. Но и на телевидение тогда пришли дилетанты, с энтузиазмом принявшиеся разрушать советское ТВ, толком не зная, что предложить взамен.
А вскоре обнаружилось, что телевидение – очень выгодный бизнес и что оно способно в считанные дни сделать из полного нуля полноценную звезду. Так жаждущие славы и жаждущие денег нашли друг друга. Телевизионщики с легкостью заполняли эфир попсой, а той того и надо было. Машина заработала. Позже, поняв, что к прежнему возврата нет, в «Останкино» потянулись и серьезные именитые артисты.
Постепенно вокруг каналов начали складываться определенные звездные кланы. Их целью было не допустить на рынок шоу-бизнеса новых игроков. Нет, конечно, некое обновление происходило, но под бдительным оком «крестных отцов» и «матерей», руководивших разными «фабриками». И с годами зритель пришел к убеждению, что ничего лучше у нас на эстраде нет и быть не может.
Одновременно в полной зависимости от звездных кланов оказалось и само телевидение. Оно уже не могло экспериментировать с новыми лицами, постепенно вытесняя старую гвардию. Зритель просто не понял бы. Ситуацию не смог исправить и «Голос». На последних новогодних телешоу его участники проходили лишь в качестве гарнира к основному блюду.
Показная роскошь
Но вернемся в начало 1990‑х. Новые законы рынка породили новые правила игры. И если теперь одного таланта (а таковой вообще имелся?) было уже недостаточно для создания образа небожителя, надо было брать чем-то другим. И это что-то быстро нашлось.
Каковы отличительные черты нынешних звезд? Они всячески стараются продемонстрировать свое богатство. Зритель должен быть уверен, что все эти дорогие машины, одежда от ведущих дизайнеров и роскошные особняки их кумиров – результат непосильного сценического труда. Это голливудские знаменитости берегут неприкосновенность своего жилища как зеницу ока, журналистам удается снять их дома разве что с вертолета. Наши же с удовольствием проведут по всем комнатам, не забыв показать спальню и туалет.
Иногда обыватели, перелистывая глянцевые журналы, удивляются, откуда у начинающей звездульки, снявшейся в двух сериалах или спевшей пару песенок, такие роскошные апартаменты. Им невдомек, что довольно часто съемки проводятся в интерьерах дорогих мебельных салонов и в платьях, предоставленных напрокат бутиками на условиях упоминания их бренда в публикации. Иногда продюсеры привозят своих подопечных в особняки богатых знакомых, далеких от шоу-бизнеса. Там фотосессии и происходят.
А вот звезды первой величины, действительно уже очень обеспеченные, на домашней интерьерной съемке еще и неплохо зарабатывают. Конкурирующие издания и телепрограммы готовы платить десятки тысяч долларов за право эксклюзива. Вся эта показная роскошь призвана подчеркнуть принадлежность к высшей касте. И вышеупомянутый обыватель вздыхает с легкой завистью: нам этого не дано.
И еще. Многие нынешние звезды страшно самоуверенны. Они готовы рассуждать на любую тему, не боясь показаться идиотами. От них не услышишь: «я не компетентен в этой сфере» или «у меня нет ответа на ваш вопрос».
В сухом остатке
Итак, что же мы имеем в результате? Однообразный эфир, делающий телеканалы похожими один на другой? Да. Отсутствие какого-либо художественного вкуса, вытравленного у подавляющего большинства зрителей? Тысячи часов, безо всякой пользы проведенных у экрана? Но ладно бы только это. Сколько судеб невинных юных созданий оказались поломанными из-за того, что они тоже хотели попасть в этот сказочный мир, наивно полагая, что дело только в таланте и счастливом случае. А сколько глупостей понаделали люди, прислушавшись к словам «духовных лидеров» из числа участников ток-шоу!
И выход из этого замкнутого круга только один – нажать кнопку «выкл» на телевизионном пульте.