В четверг в 15.40 вертолет с Владимиром Путиным на борту приземлился в Пикалево. Премьер сразу же отправился осматривать завод "БазэлЦемент". Первые слова главы правительства точно не порадовали местное начальство: "Чего у вас завод так запущен? Превратили его в помойку".
После короткой экскурсии по "помойке" премьер собрал совещание, на котором присутствовали вице-премьер Игорь Сечин, глава РЖД Владимир Якунин, владелец "Базового элемента" Олег Дерипаска и гендиректор "ФосАгро" Максим Волков.
Во время совещания Путин не скупился на "теплые" слова в адрес тех, кто, по его мнению, виновен в происходящем в Пикалево.
"Вы сделали заложниками своего непрофессионализма, амбиций, а может быть, и просто жадности тысячи людей. Это абсолютно недопустимо. И где же социальная ответственность бизнеса? Никто не убедит меня в том, что руководство области сделало все от него зависящее, чтобы помочь людям", - досталось чиновникам от премьера.
Жесткой критики в адрес местных властей от Путина очень ждали пикалевцы. И критиковать, по их мнению, было за что.
"Вспоминается "гуманитарная помощь" безработным. Это была не тушенка, не крупы и не макароны. Рабочих завода "подкормили" рулетиками "Торнадо", у которых срок годности истекал через два дня. Неудивительно, что люди подумали: над ними просто издеваются", - рассказала "Труду" жительница города Наталья Ложкина.
К приезду Путина в городе спешно укладывали асфальт, скосили нахально подросшую траву, в меру сил навели марафет на улицах, а заодно сняли секцию забора, разделявшего "Пикалевский глинозем" и "Пикалевский цемент". Так как столичный гость собирался посетить оба завода, а проходные у них разные и далеко друг от друга, для премьера решили сделать специальную калитку.
Досталось всем
На совещании Путин потребовал решить проблему выплаты долгов по зарплате жителям города до конца четверга. Сумма долга - 41,2 млн. рублей. По мнению главы правительства, проблемы в городе начались еще в 2006 году, "когда разорвали единую производственную цепочку, причем выковыряли из нее, как из булки - изюм, доходные производства цемента и соды".
Путин не стал выбирать выражений и прямо назвал виновников сложившейся ситуации. Помимо местных властей это владельцы трех градообразующих предприятий. "Собственники погрязли в ссорах и спорах, вместо того чтобы провести комплексную модернизацию производства", - заявил премьер-министр. Чтобы решить проблемы города, владельцы компаний должны закончить все споры. "Не говорю сейчас о юридически правовых формах, но, если не сумеете договориться между собой, это будет сделано без вас", - пригрозил Путин.
Для того чтобы возобновилось производство на заводе "Базэлцемент", предприятию требовались поставки сырья - нефелинового концентрата. Компания пыталась самостоятельно договориться с "Фос-Агро" и РЖД, но ей это до вчерашнего дня не удавалось. В конце совещания Путин поинтересовался у гендиректора "Фос-Агро" Максима Волкова, подписано ли соглашение. Волков тут же ответил, что все готово: "Восемь тысяч тонн концентрата находятся на складе и готовы к отгрузке". Премьера этот ответ не удовлетворил, и он обратился к владельцу "Базэла" Олегу Дерипаске: "Я не вижу вашей подписи, идите и подпишите документ!" Дерипаска возражать не стал, тем более что в начале встречи ему досталось едва ли не сильнее всех. Путин упрекнул его в попытке замолчать проблемы: "Когда я сказал, что сюда собираюсь приехать, вы мне что ответили? "Не надо, поехали, я вам покажу другое предприятие, которое недавно построили". Конечно, молодцы, что построили новое предприятие. И предприятие, наверное, хорошее. И в нужное время вы его сделали. И рабочие места создали. Почему здесь-то забегали все, как тараканы, перед самым моим приездом? Почему раньше здесь не было людей, которые способны были принимать решения?" Вопрос повис в воздухе, собравшиеся предпочли отмолчаться.
Мнение
Александр Коновалов, президент Института стратегических оценок и анализа:
- Эта проблема и социальная, и политическая. Перед правительством должна быть поставлена конкретная задача, как решить проблему моногородов.
В нашей стране их масса, и проблема эта очень и очень серьезная, особенно в нынешний кризисный период.
Трудно себе представить, что цемент и строительные материалы в данный момент не востребованы, эта отрасль вполне конкурентоспособна. Но дело тут не только в том, что государство не помогает людям, но и в самих людях.
Как известно, в 25 километрах от Пикалево находится атомная станция, куда требуются для работы люди, но пикалевцы не хотят туда ездить, так как для них это далеко.
Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики:
- Для того чтобы решить эту проблему, необходимо дать людям пособие по безработице, но ни в коем случае не национализировать предприятие. Необходимо помнить, что национализация - это не решение проблем, а всего лишь видимость. Это урон для экономики. Продукты, которые производит предприятие, не пользуются спросом. Значит, государство будет вынуждено выделять ему деньги. А потом снова и снова. Но на спросе эти платежи никак не скажутся.
Спрашивается, за чей счет? За мой, за ваш, за счет налогоплательщиков. Необходимо напрямую давать людям деньги или возможность заработать. Давать людям жить и работать, одним словом.
Вячеслав Никонов, президент Фонда "политика":
- Это проблема общеэкономической политики. В настоящее время из-за мирового финансового кризиса проблем очень много, и невозможно решить все. По крайней мере возможности для решения подобных проблем в настоящее время есть. Таких мест, как Пикалево, по стране очень много, и для того, чтобы им помочь, необходимо активно стимулировать спрос и предложение на те продукты, которые они производят. К примеру, государство ведет строительство, и оно должно покупать стройматериалы у предприятий, которые имеют проблемы, стимулировать их. Кроме того, необходимо сделать проще доступ производственных компаний к кредитам и снизить процентную ставку, которая серьезно мешает развитию бизнеса.
Цифры и факты
4265* человек - численность работников на крупных предприятиях Пикалево
1500 человек сокращены или подлежат сокращению
3 из 10 взрослых пикалевцев остались без работы
в 6 раз вырос уровень безработицы в Пикалево за время кризиса
18 236 рублей составила среднемесячная зарплата работников в 2008 году
41,2 миллиона рублей - задолженность по зарплате перед работниками пикалевских заводов
300 пикалевцев вышли на федеральную трассу Новая Ладога - Вологда и перекрыли ее
*По состоянию на 1 января 2009 года
Источник: данные экспертов
Хроника
Конфликт в датах и цифрах
1 октября 2008 года "Пикалевский цемент" прекратил производство, а в ноябре объявил о планах по сокращению 650 сотрудников.
8 ноября 2008 года в Пикалево прошел четырехтысячный митинг против остановки производства. Однако сокращения были продолжены.
В феврале 2009 года было остановлено производство на "Пикалевском глиноземном заводе", говорилось о сокращении 504 сотрудников.
14 февраля 2009 года в Пикалево вновь состоялся митинг протеста.
18 февраля 2009 года остановился "Метахим", с 1 марта сокращались все 267 сотрудников. Чуть позже было объявлено об увольнении 515 сотрудников "Пикалевского глиноземного завода" и 180 - "Пикалевского цемента".
15 апреля 2009 года состоялся митинг жителей Пикалево в Санкт-Петербурге.
15 мая 2009 года во всем городе были отключены горячая вода и отопление из-за долгов ЗАО "БазэлЦемент - Пикалево".
20 мая 2009 года часть горожан ворвалась в здание мэрии, когда там проходило совещание по решению городских проблем, и потребовала срочных мер по выходу из кризиса.
2 июня 2009 года 300 жителей Пикалево перекрыли федеральную трассу Новая Ладога - Вологда в знак протеста против тяжелой социально-экономической ситуации. В этот же день Сердюков подписал постановление о выделении 5 млн. рублей для Пикалево.
История
Пикалевские заводы
ЗАО "Пикалевский цемент"
Строительство предприятия началось в 1935 году, но было прервано войной. К 1949 году сильно разрушенный завод был восстановлен. В 2005-м завод "Пикалевский цемент" вошел в состав "Евроцемент груп". Занимал лидирующие позиции в Санкт-Петербурге, Ленинградской области и Северо-Западном регионе. Продукция использовалась при строительстве большинства стратегически важных объектов - метрополитена, АЭС, окружной автомобильной дороги, дамбы, портовых причалов и других объектов Санкт-Петербурга.
"Метахим"
Химическое производство, созданное в начале 60-х годов на Волховском алюминиевом заводе (ВАЗ). Из состава ВАЗа химическое производство было выделено в январе 2004 года. "Метахим" - крупный производитель триполифосфата натрия, поташа, серной кислоты и цементного клинкера. Владельцем "Метахима" является "СУАЛ-холдинг".
Пикалевский глиноземный завод
В 1959 году на предприятии был получен первый глинозем. В 1965 году сложился единый промышленный комплекс "Пикалевский глиноземный комбинат". В 2008 году "БазэлЦемент" приобретает производство для модернизации и перепрофилирования на производство цемента. Предполагался выпуск 1,8 млн. тонн цемента вместо 250 тыс. тонн глинозема, а также увеличение выработки извести до 200 тыс. тонн в год.