ДАВНЯЯ КАДРОВАЯ ЗАГОГУЛИНА
280 лет назад, 7 мая 1724 года, в Успенском соборе Кремля состоялось коронование супруги Петра I, которая робко вошла в отечественную историю как безвестная ливонка и простая прачка Марта Скавронская и навсегда осталась в ней как первая женщина на российском троне - Екатерина I.
Решительный в своих реформах, Петр I решился и на этот неслыханный шаг - возвысить до невиданных высот женщину из самых низов. Коронация проходила чрезвычайно пышно. Император сам надел на голову Екатерины полуторакилограммовую корону. Торжественное шествие возглавляли депутаты от провинций, генералитет, сановники. Верховным маршалом выступал Петр Андреевич Толстой, один из ближайших доверенных лиц государыни, тайный советник, первый министр Тайной канцелярии.
Однако даже Тайной канцелярии (а в России всегда, где канцелярии, там и тайна) не были ведомы тайные замыслы и намерения Петра. Как видите, кадровые загогулины и в те времена имели место. Неожиданная смерть Петра, наступившая вскоре после этого, отсутствие завещания, интриги князя Александра Меншикова открыли Екатерине путь к высшей власти.
Недолгое ее пребывание на троне, во время которого и начался откат от петровских реформ, имело один явно положительный момент: на риторический вопрос, может ли кухарка (в данном случае - прачка) управлять государством, был получен отрицательный ответ. Что, впрочем, не помешало впоследствии вновь возвращаться к нему.
ДРУГИМ НАУКА
210 лет назад, 8 мая 1794 года, по приговору Революционного трибунала во Франции был казнен Антуан Лоран Лавуазье, один из основоположников современной химии и основателей термохимии. Первооткрыватель в теории, он был весьма практичным человеком. Сколотил, например, большое состояние, занимаясь не только наукой, но и финансовыми операциями.
Лавуазье известен каждому школьнику как ученый, который, руководствуясь законом сохранения массы, опроверг ошибочную теорию флогистона. Как не без остроумия заметил Энгельс, он "впервые поставил на ноги всю химию, которая в своей флогистонной форме стояла на голове". А вот свою голову не сберег. Почему?
Возможно, потому, что применял научные принципы, стремясь к установлению истины совсем в другой сфере - в политике. За отстаивание своих политических взглядов как сторонник конституционной монархии и был отправлен на гильотину.
Политика же в отличие, например, от химии такая штука, где очень сложно с научной точностью установить, где у нее голова, а где ноги. Может, потому, что здесь сильно "химичат".
Исторические параллели и перпендикуляры провел