Крайне наивно было бы предполагать, что россияне принимают все, что им предлагают рекламодатели. Некоторые даже на эмоциональном уровне не воспринимают те или иные виды рекламы в силу того, что многие ролики, профессионально сделанные за рубежом и имеющие там эффективную отдачу, не учитывают специфику нашей национальной психологии и социально-экономический фон российской действительности. Но зачастую потребитель, не воспринимающий рекламу и жалующийся на то, что она утомляет и раздражает, идет в магазин и покупает тот самый товар только потому, что образ и название этого продукта навязчиво засели в его подсознании.
И все-таки можно утверждать, что количество лояльно настроенных к рекламе россиян увеличивается. Например, 52% из них покупают рекламируемые товары, а 59% хотят попробовать новые продукты. Больше половины жителей России предпочитают вообще не покупать незнакомые марки товаров, даже в условиях жесткой экономии; 29% даже согласны переплатить, но купить продукцию известной, зарекомендовавшей себя фирмы. "Горят" желанием приобрести рекламируемые товары 26% жителей РФ. Около 36% стараются купить модную вещь, а 23% внимательно следят за модой.
51% населения России нравится смешная реклама, а 57% россиян получают удовольствие, читая яркие, цветные издания. Кроме того, больше половины (51%) с радостью приобретают продукты, красочно и актуально оформленные.
Те, кто имеет высшее образование, подходят к рекламе с рациональной точки зрения, отыскивая нужную информацию в основном в прессе. В таблице даны результаты анализа отношения к рекламе среди ученых (по убыванию процентного соотношения).
Особенное место в нашей жизни занимает телевидение. У телерекламы есть один серьезный недостаток, который в то же время является и ее достоинством, - огромная аудитория. То, что может быть привлекательным для одной категории людей, утомляет другую. Однако 30% жителей России верят информации, которую дает ТВ. Чуть меньше людей (24%) доверяют в этом отношении печати.
Показательно, что примерно четверть населения России (23%) считает рекламные телевизионные ролики интересными и дающими повод для разговоров. Часто приходится слышать позитивные отзывы о динамичных, красивых зарубежных рекламных работах. Отечественная реклама более статична и безыскусна - ей определенно не хватает профессионального креатива. Наши ролики сегодня оставляют желать лучшего. Это обстоятельство, без сомнения, напрямую влияет на отношение людей к рекламной продукции.
Рекламные паузы на ТВ являются предметом жарких споров и разногласий. Сколько раз мы ругали рекламу, которая прерывает фильм в самом интересном месте! Только 16% россиян всегда продолжают смотреть телевизор во время рекламной паузы. 34%, отвлекаясь на другие дела, все же не переключают канал. 37% сразу же хватаются за пульт и предпочитают сбежать на другие каналы, нежели смотреть на "надоевшую" тетю Асю. Выключают же телевизор или вообще выходят из комнаты только 2 и 5% россиян соответственно.
Отрицательное отношение к рекламе объясняется многими причинами. Здесь и невысокий уровень жизни населения России, т.е. раздражение, вызванное недоступностью рекламируемых товаров, и недостаточный профессионализм тех, кто делает рекламу, и частое несоответствие качества товара образу, созданному рекламой. Американцы и европейцы воспринимают рекламу как игру, красочный сказочный мир, в то же время четко осознавая грань между реальностью и мифом. Русский человек после многих десятилетий рекламы в жанре информационных объявлений и коммунистических призывов более непосредственно относится к рекламе, чем западный зритель. Даже в силу внутреннего протеста отрицает и возмущается: "Нас обманывали 70 лет, обманывают и сейчас". Отсюда большой процент (56%) людей, декларирующих свое недоверие к рекламе.
Однако и те, кто не воспринимает рекламу, остаются потенциальными покупателями, надо только найти наиболее адекватную для них идею. Исследования подтверждают, что отношение к рекламе, которое на поверхности выглядит негативным, на поверку оказывается процессом адаптации к рекламируемому товару. За десять лет многое изменилось - негодование по поводу рекламы сменилось относительно безболезненным приятием. Тот же самый процесс шел и на Западе, но многие десятилетия назад. У нас же пока все впереди.
Материал предоставлен исследовательской фирмой КОМКОН.
ОТНОШЕНИЕ К РЕКЛАМЕ
(ЗА БАЗУ ВЗЯТА КАТЕГОРИЯ ЛЮДЕЙ, ИМЕЮЩИХ УЧЕНЫЕ СТЕПЕНИ) %
Я не верю рекламе - 59,7
Я не обращаю внимания на рекламу в газетах и журналах - 34
Реклама никак не влияет на мое решение о покупке продуктов - 50
Я обычно просматриваю бесплатные газеты, приходящие домой - 58,44
Реклама никак не влияет на мое решение о покупке продуктов - 58,02
Когда показывают рекламу по ТВ, я переключаю канал - 56,75
Я читаю текст на упаковках, чтобы узнать состав продукта - 48,95
Я иногда покупаю товары , рекламу которых я видел - 47,89
Мне приятно покупать продукты в яркой, красочной упаковке - 47,68
Я не обращаю внимания на рекламу в газетах и журналах - 45,15
Я читаю рекламу в прессе, если мне нужна конкретная информация - 43,04
Я почти не обращаю внимания на упаковку товаров - 40,08
Мне нравится смешная реклама - 39,03
Я с удовольствием смотрю по ТВ хорошо сделанную рекламу - 21,94
Я стараюсь использовать рекламные купоны, дающие скидку - 17,3
Мне хочется покупать продукты, которые рекламируются - 14,56
Реклама на ТВ бывает интересной и дает повод для разговора - 13,29