Ну вот и зима настала. Самое время спросить: увидим ли мы наших представителей зимних видов спорта на международных аренах? Правда, на это есть встречный вопрос у скептиков: а зачем нам это надо? Страстный полемист и президент Федерации лыжных гонок России (ФЛГР) Елена Вяльбе — против выступления в олимпийском Милане — 2026 лыжников в нейтральном статусе. Вот что она говорит: «Это горько, но это не горе. Каждый российский атлет все равно занимается любимым делом. Ему за это платят зарплату. Он не приезжает на международные старты, но он выступает внутри страны: Трагедия — это когда близкий умер. Все остальное можно пережить». Вот и попробуйте с этим поспорить.
Лыжню никто не уступает
Впрочем, не мы одни стали жестче оценивать действительность. После первого этапа Кубка мира, прошедшего в минувшие выходные в финской Руке, лидер гонок двукратный олимпийский чемпион Симен Хегстад Крюгер заявил: «За годы без России между нами острее конкуренция. Мы были добрее друг к другу, когда Норвегия соперничала против Большунова. Теперь же мы, норвежцы, жестче соперничаем между собой. Каждый получил право использовать свой шанс. Раньше у нас была скорее командная тактика, теперь все больше озабочены личными успехами».
Впрочем, и до Крюгера норвежские лыжники и журналисты заявляли: без россиян их вид спорта становится менее интересным. Да, теперь им при отсутствии россиян достается больше призовых денег. Но снижение конкуренции в конечном счете уменьшает число зрителей, а стало быть, и интерес рекламодателей, что неизбежно снизит размер призовых фондов на следующий сезон.
В такой ситуации при дипломатичной работе ФЛГР можно было бы добиваться допуска Александра Большунова и других наших гонщиков в статусе нейтральных на международную лыжню. Но, как видим и слышим, глава российской Федерации лыжных гонок принципиально не хочет этим заниматься.
В биатлоне все еще определеннее. Конгресс IBU нынешней осенью не рассматривал вопрос о возвращении россиян и белорусов. Объясняют это просто: правила не предусматривают участие биатлонистов в нейтральном статусе, и ради России их менять никто не собирается. Да и, признаться, мировых лидеров в биатлоне у нас сейчас нет.
А что в других зимних дисциплинах? Вот как прокомментировал «Труду» ситуацию вице-президент Федерации прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья России Владимир Славский:
— Как только допустят до международных стартов, наши лидеры будут способны бороться за медали на любых турнирах. Из всех зимних видов спорта мы лучше всех обеспечены базами мирового уровня, действующими круглый год, — в Сочи, Чайковском и Нижнем Тагиле. Прыгуны с трамплина и двоеборцы могут тренироваться и соревноваться вне зависимости от погоды. На международный турнир «Горный орел» к нам приезжают казахстанцы и белорусы, ждем китайцев. Наши ведущие спортсмены финансируются Министерством спорта и федерацией. Квалификационные очки в Милан-2026 прыгуны с трамплина начнут разыгрывать в декабре...
А вот как прокомментировал ситуацию Станислав Тюрин, исполнительный директор Федерации санного спорта России (ФССР) — одного из самых успешных для нас зимних видов в последние годы:
— Пока мы не получили от международной федерации информацию, какие могут быть требования для наших по нейтральному допуску. Кубок мира начался без нас. Но даже если не выступим на весенних этапах, формула олимпийской квалификации позволяет набрать баллы и после осени 2025 года. Отставания россиян, связанного с изоляцией, пока не наблюдается. Завершившийся Кубок России смотрели все сильнейшие саночники мира. У нас есть трассы, спортсмены и тренеры мирового уровня. Ни один из лидеров сборной не ушел из спорта за последние три года, мы продолжаем их поддерживать во всем, а на чемпионатах и Кубке России у них неплохие призовые. Если бы нас допустили сейчас, мы бы за пару этапов набрали нужные кондиции. Да и наши специалисты по изготовлению саней, полозьев, инвентаря, комбинезонов не уступают лучшим в мире...
Когда расспрашиваешь спортсменов, тренеров и спортивных чиновников на неформальном уровне, то в ответах на вопрос, почему в летних видах спорта россиян допустили на мировой уровень, а в зимних — ни одного, преобладают два варианта. Во-первых, в федерациях по зимним видам почти нет представителей Азии, Африки, Латинской Америки, погоду делают европейцы и канадцы, а эти будут держаться за антироссийские санкции до последнего. Во-вторых, нашим «летним» атлетам стали выдавать нейтральный статус лишь незадолго до Игр в Париже. Пойдет ли на такой шаг преемник Баха, которого выберут в марте 2025 года? От этого будет зависеть, попадут ли наши в Милан-2026 хотя бы в нейтральном статусе.
В бассейне надежд больше
На фоне такой неопределенности в зимних видах спорта некоторый оптимизм внушают новости в плавании. Новый вице-президент Федерации водных видов спорта России Евгений Коротышкин объявил, что 25 российских спортсменов, включая рекордсменку мира Евгению Чикунову, получили нейтральный статус и теперь смогут принять участие в чемпионате мира по плаванию на короткой воде, который пройдет в Будапеште на следующей неделе, с 10 по 15 декабря.
До недавнего времени почти все российские пловцы (кроме Юлии Ефимовой и Евгения Сомова) пребывали в изоляции. В нейтральном статусе им разрешили выступать еще год назад, но Всероссийскую федерацию плавания (ВФП) не устраивали условия допуска. И вот объявлено: «В целях возобновления процесса возвращения российских спортсменов на международные соревнования принято решение создать группу атлетов, готовых выступать на соревнованиях под эгидой Международной федерации плавания (WA) в нейтральном статусе».
Андрей Минаков стал третьим на этапе Кубка мира в южнокорейском Инчхоне. Это первая медаль российских пловцов за последние три года. Правда, следует сделать оговорку: Минаков, как и Сомов, в последние годы проживает и тренируется в США. Но тут совсем другое дело: в Будапешт собрались сразу 25 российских пловцов, включая лидеров сборной. Подвижки в лучшую сторону несомненные. В ноябре был исключен запрет на старт в дисциплинах с участием более чем одного человека, что позволит синхронисткам бороться за медали в дуэте и группе, а пловцам — в эстафетах. А это сразу увеличивает представительство наших на международной арене и количество медалей, которые могут россияне завоевать.
Увы, и тут существуют барьеры. Из 25 россиян, заявленных на ЧМ в Будапешт, 23 не имеют международных допинг-проб, необходимых для участия в турнирах такого ранга. У некоторых не решены проблемы с визами. За комментариями мы обратились к известному эксперту, трехкратному олимпийскому призеру Дмитрию Волкову:
— У единственной сертифицированной нашей лаборатории РУСАДА отозваны лицензии. Так что большинство российских пловцов просто не могли пройти допинг-тесты, соответствующие официальному стандарту. Кроме того, каждая проба обходится в сумму около тысячи евро, без учета прочей логистики. Это затраты и денег, и времени. Если наша команда приедет накануне соревнований, то могут и не успеть их там проверить — учтем, что прямых рейсов в Будапешт из Москвы нет. Есть и другой вариант: в течение оставшихся дней пригласить допинг-офицеров зарубежной лаборатории в Москву, чтобы они успели проверки сделать и объявить результаты до вылета нашей команды из Москвы. Но здесь кроме 50 тысяч евро понадобится сложная организационная работа. Так что до последнего момента трудно сказать определенно, сколько из объявленных 25 пловцов будут стартовать в Будапеште...
А пока хорошая новость. WA ратифицировала юниорский рекорд мира, установленный 18-летним российским пловцом Мироном Лифинцевым в июле на дистанции 100 метров на спине: 52,08. Это первый подобный случай в российском спорте за два с половиной года. Мирон также получил нейтральный статус, а значит, и допуск на чемпионат мира.
А в это время
Русские и корейцы — ребята упорные
КНДР становится одним из главных наших спортивных партнеров. Министр спорта России Михаил Дегтярев со своим коллегой из КНДР товарищем Ким Иль Гуком в Пхеньяне подписали программу сотрудничества до 2026 года, а к ней и протокол спортивных обменов на 2025 год. В частности, решено со следующего сезона проводить Российско-Корейские летние игры раз в два года поочередно в каждой стране.
Атлеты КНДР будут приглашаться на турниры в Россию, а наши — на теннисный корт и на традиционный марафонский забег в Пхеньян. Что это: прорыв блокады, в которую попал российский спорт, или только видимость такой успешной операции? Чтобы ответить на этот вопрос, надо сначала оценить результаты ведущих северокорейских атлетов.
Начнем с футбола. В рейтинге ФИФА КНДР — на 111-м месте, чуть выше Вьетнама, Азербайджана, Кипра. А среди азиатских команд — 19-я. Обычно КНДР пробивается в групповую стадию Кубка Азии. Но в последнем розыгрыше в 2023 году корейцы на первой стадии проиграли три матча подряд и снялись с турнира. Поговаривали о суровых наказаниях для всех игроков сборной.
«Труд» недавно писал о сильной женской сборной КНДР по футболу, которая оттачивает мастерство и волю к победе в сражениях с представителями сильного пола. Может, стоит и Валерию Карпину задуматься над таким матчем? Уж точно будет интереснее, чем игра в одни ворота с гостями из Брунея.
Есть успехи у северных корейцев и в других видах спорта. На летней Олимпиаде 2024 года в Париже олимпийцы из КНДР завоевали серебро и бронзу в прыжках в воду, серебро в настольном теннисе, бронзу в женском боксе. Были в этой стране и сильные гимнасты. Как спарринг-партнеры они будут интересны нашим лидерам. И специалисты у них хорошие, причем не иностранные тренеры, а свои, доморощенные.
Правда, гимнасты со стажем помнят скандалы 30-летней давности. У женщин существует нижний возрастной порог допуска на международные турниры, так как девочки при выполнении сложных элементов априори имеют преимущество над взрослыми. Так вот, Федерация гимнастики КНДР как минимум трижды фальсифицировала год рождения своего лидера — чемпионки мира Кван Сук Ким, предоставляя разную информацию на разных соревнованиях. Ее возраст три года подряд указывался как 15 лет, а в Барселоне-1992 вдруг подскочил до 17. По мнению специалистов, ей было не больше 11-12 лет на чемпионате мира — 1989. Реальный же возраст Ким так и не определен. По результатам расследования FIG наказала Федерацию гимнастики Северной Кореи, не допустив женскую сборную к чемпионату мира.
Когда в 1980-х КНДР была нашим союзником по соцлагерю, спортсмены этой страны соревновались с нашими не только на Олимпиадах и чемпионатах мира, но и на Спартакиадах дружественных армий и в других турнирах. С тех пор много воды утекло, но, как говорят, иногда времена возвращаются. Похоже, мы опять в одном лагере.