- Требования у нас простые: никакого пирсинга, коротких юбок, вызывающих причесок и яркой косметики, - говорит начальник службы "02" ДЧ ГУВД Москвы майор милиции Татьяна Стружук по дороге в зал, где сидят операторы. - Здесь не подиум, а режимный объект. Работают только женщины. В советское время были и мужчины, но нагрузки серьезно возросли, а сильный пол оказался к этому не готов.
В большом зале десятки компьютеров, за ними сидят очаровательные девушки. То и дело раздаются звонки, и операторы бархатным голосом отвечают: "Здравствуйте, милиция, чем мы можем вам помочь?" Через секунду на экране монитора появляется информация о вызове: номер телефона, откуда поступил звонок, кто проживает по этому адресу, территориальное подразделение милиции. Все фиксируется на специальные электронные карточки. Если вызов не ложный, оператор нажатием одной кнопки связывается с районным ОВД.
- Служба создана по французскому аналогу, - раскрывает профессиональную тайну Татьяна Стружук. - Но в чем-то мы учителей даже обогнали. Например, с нашим оборудованием может сравниться разве что японская техника. Именно благодаря высоким технологиям можем обрабатывать такое астрономическое количество звонков.
Вызовов 15 тысяч в день. После каждого третьего приходится высылать наряд милиции. Остальные - ошибочные, запросы справочной информации и баловство. Впрочем, в последние годы шутников меньше: ведь операторы моментально устанавливают координаты звонящего. Кстати, в праздники количество вызовов резко увеличивается. Многие поздравляют операторов и даже поют им песни, от чего милые девушки за пультами краснеют от смущения.
- Все операторы прошли начальный курс психологии, - делится секретами профессии Татьяна Стружук. - Помню, в моей практике был такой случай. Позвонил только что вернувшийся из Чечни солдат, сильно пьяный. Требовал закончить боевые действия и миллион долларов, иначе, мол, он зарежет беременную жену и тещу. Только благодаря знанию психологии мне удалось продержать его на линии 40 минут, а там уже и наряд милиции подоспел.
Конечно, успокаивать по телефону дебошира у меня не получится, но попробовать послушать какой-нибудь вызов хотелось. Сел за один из параллельных с оператором телефонов, дождался звонка. Мужчина с кавказским акцентом попросил помочь получить московскую регистрацию. Оглядываюсь на сержанта Татьяну Медведеву, девушка с улыбкой качает головой: "Извините, но мы такими вещами не занимаемся, вам надо обратиться в паспортный стол". Но человека на том конце провода ответ не устроил - он наседал, требовал. Через четыре минуты бессмысленной дискуссии я готов был взорваться. С удивлением покосился на соседку, которая отвечала грубияну со спартанской выдержкой.
- Вот именно поэтому и не берем на работу мужчин, - заключила сержант. - Выдержки у вас нет. Недавно позвонила бабулька и пожаловалась что заблудилась. Мол, увидела из окна плакат с рекламой службы "02" и набрала номер. После наводящих вопросов выяснилось, что рядом со старушкой находятся холодильник и плита. Она заблудилась на... собственной кухне.
Что на службе дается труднее всего?
- Непросто практически без перерыва просидеть 24 часа за телефоном, - говорит Медведева. - Но обиднее всего, когда хамят, матерятся, говорят гадости.
Остается пожелать, чтобы хотя бы в Женский день моим новым знакомым говорили только приятные вещи.