
Пусть не обижаются создатели других кинокартин этой тематики, но на мой субъективный взгляд, «Роднина» — лучшая в этом жанре. И смотрится живее, даже веселее других.
И пока что из всех художественных фильмов, снятых про великих советских спортсменов, он вызвал минимум претензий по поводу достоверности у прототипов, в том числе у самой Родниной. Даже затрудняюсь сделать вывод: то ли в самом деле, в этом фильме меньше отсебятины, в том числе бессмысленной? Вспомним — как Харламов и Гусев перелезали по тросу между башнями в «Легенде 17», и как капитан сборной СССР Паулаускас вдруг стал главным антисоветчиком и националистом в «Движении вверх». То ли Ирина Константиновна оказалась на редкость толерантной. Она говорила журналистам о новом фильме либо в доброжелательных, либо в восторженных тонах. Гармония между реальностью и динамикой сюжета достигнута полностью. Например, в её спортивной карьере слишком много времени заняли процессы лечения травм, но в фильме «постельные сцены» (цитирую Роднину дословно) хотя и есть, но сведены к минимуму. Но вообще, памятуя о печальном опыте предыдущих аналогичных фильмов, когда по настоянию прототипов или их родственников были выброжены из сюжетов большие интересные куски, Ирина Константиновна старалась вмешиваться в работу сценаристов как можно меньше. И даже при всех неизбежных неточностях характеры всех персонажей ухвачены очень точно.
И всё-таки, после многочисленных провокационных попыток от журналистов (и меня в том числе) из Родниной удалось вытянуть одно критическое замечание в адрес создателей фильма.
За целый час общения журналистам удалось вытащить из Родниной лишь одно критическое замечание в адрес фильма. Фото Владимира Орехова
«Когда в 1980 году мы приехали в Олимпийскую деревню, отношение со стороны публики к советским атлетам было довольно негативным (в связи с вводом наших войск в Афганистан). Соответственно, и перед вылетом в Лейк Плэсид единственный раз в моей спортивной карьере наше спортивное руководство не накачивало нас «голами, очками и секундами», а говорило нам «держитесь, ребята». Наши главные конкуренты американцы Тай Бабилония и Рэнди Гарднер первыми подошли к нам на катке и поприветствовали. Но агрессивное их поведение, показанное в фильме, в какой-то мере добавило ощущения той тяжёлой для нас атмосферы, которая несомненно царила на зимней Олимпиаде 1980 года. В провале наших конкурентов на Играх 1980 года в наибольшей мере сама пресса и была виновата. Нам помогло незнание английского языка. Мы местное телевидение мало смотрели и совсем не слушали. А вот шумиха вокруг предстоящей дуэли нашей и американской пары раньше времени опустошила их на многочисленных пресс-конференциях, тогда как мы продолжали относительно спокойно готовиться к главному старту. Потом менялись правила, и нынешние фигуристы не могли бы выполнить некоторые наши элементы... в том числе, и по той причине, что их не тренировали. В течение 45 лет ИСУ старался отказаться от тех компонентов программы, которые ввели в обиход именно советские фигуристы. Сначала правила облегчались, чтобы судьи меньше ошибались. Ещё по той причине, что наши соперники не могли делать тех элементов, что выполняли мы и другие лидеры сборной СССР. Потому фигурное катание пошло по другому пути».
Актриса Владислава Самохина, сыгравшая в фильме саму Роднину, пока мало кому известна — ей сейчас лишь 21 год. Ирина Константиновна охарактеризовала её «большой молодец». При первом же взгляде на её лицо крупным плане анфас на экране бросилось в глаза — как она похожа на Ирину в период первых её побед, особенно верхней частью лица. Влада рассказала, что перед началом съёмок она занималась на льду два месяца по несколько часов в день. Сначала с персональным тренером, потом одна. И параллельно изучала биографическую книгу «Слёзы чемпионки» и все статьи, опубликованные про неё. Кстати, на тот момент она была ещё студенткой. Потом тренировалась в перерыве между двумя блоками съёмок. В конце концов влюбилась в этот вид спорта, и даже по окончанию съёмок катается для души — и во дворце спорта, и на открытом воздухе. Евгений Ткачук, сыгравший тренера Станислава Жука, признался, что тренировался реже — раз в месяц, потому и дублёров для него понадобилось в пять раз больше, чем для Влады.
Владислава Самохина и Евгений Ткачук, сыгравшие роли Ирины Родниной и Станислава Жука. Фото автора
Как рассказал «Труду» режиссёр Константин Статский, конечно же, Роднину, а также её партнеров Уланова и Зайцева, на льду дублировали фигуристы достаточно высокого уровня. Звёзд из национальной сборной не удалось задействовать. Во-первых, у них напряжённый календарь, из которого сложно выделить время на съёмки. Во-вторых, и артисты, и дублёры работали в коньках и ботинках именно 1960-70-х годов, которые сильно отличаются от современных и внешне, и функционально. И хотя современная компьютерная графика позволяет менять на экране лицо дублёра на лицо артиста, в отдельных сценах приходилось кататься на льду самим актёрам. А в массовках было задействовано около 8000 человек, и большинству из них пришлось шить костюмы той эпохи. Великолепную, яркую сцену прохода сборной СССР на открытии в Лейк Плэсиде 1980 удалось снять в одном из заброшенных санаториев Подмосковья. В остальных эпизодах той Олимпиады применялась компьютерная графика — зал был полностью нарисован. А старую Москву (в основном, зимнюю) снимали в Первоуральске Свердловской области. Порой приходилось работать при морозе до 30 градусов. Случалось, и воду отключали на неделю. В отдельные моменты судьбу фильма спасал фанатизм работников съёмочной группы.
Технически картинка везде выглядит безупречно. Если сравнивать новый фильм с художественной лентой 1969 года про фигуристов-чемпионов «Синий лёд», то со спортивной точки сравнение явно в пользу «Родниной». И хотя 45 лет назад в главных ролях снимались Александр Горелик, ставший серебряным олимпийским призёром Гренобля лишь за год до съёмок, и Наталья Седых, также имевшая солидный опыт в фигурном катании, сейчас нам показали гораздо более сложные элементы парного катания, выполненные более динамично. А ведь в обоих фильмах показана одна и та же эпоха.
Режиссёру Константину Статскому (слева) удалось достичь гармонии документальности с яркостью образов. Фото Владимира Орехова
Корреспондент «Труда» ради консенсуса также позвонил и Александру Зайцеву — партнеру Родниной в 1973-1980 годах и, соответственно, одному из главных персонажей этого фильма. Александр Геннадьевич признался, что «Роднину» ещё не смотрел. Создатели фильма повели себя странно: перед началом съёмок попросили его письменного заверения, что он не возражает... но самого сценария ему не показали. Естественно, он ничего подписывать не стал. А вот дочь Станислава Жука была недовольна сценарием. Впрочем, Зайцев добавил, что Станислав Алексеевич по жизни был неоднозначным персонажем, и сам он своего тренера за глаза называл Жуковым (по совпадению, как и в этом фильме) — проводя параллель с маршалом. Но потом партнёр и бывший муж Родниной философски признал, что ставить художественные фильмы про известных спортсменов — дело трудное. Да и не только про спортсменов: казалось бы, на что уж Вячеслав Тихонов ярко сыграл интеллигентного учителя в «Доживём до понедельника», и то, было множество недовольных педагогов, которые заметили слишком много расхождений с реальностью. Кстати, Зайцев, в отличие от Станислава Жука, Олега Протопопова, Валентина Писеева и некоторых других прототипов, в фильме назван своими настоящими именем-фамилией. Его сыграл Иван Колесников. К мастерству актёра придраться невозможно, но как бы старательно ни работали гримёры и мастера компьютерной графики, заметно явное расхождение: Зайцеву на момент знакомства с Родниной не было ещё и 20 лет, а Колесникову во время съёмок той сцены — за 40.
Кстати, сама Роднина призналась, что она больше всего перед съемками фильма опасалась — как будет показан Станислав Жук... но дальше эту тему раскрывать не стала, ограничившись характеристикой «в большом спорте простых людей нет, но это была особая личность». И если Татьяна Тарасова показана в фильме в малом объёме и довольно собирательно, то Жук более выпукло, ярко и конкретно. Да, человек неоднозначный. Но негативная информация о нём распространялась в основном через журналистов. И хотя он был уволен из сборной СССР с формулировкой «за аморальное поведение», его бывшие ученики обычно отзываются о нём очень хорошо.
Несомненно, одна из главных удач — именно Жук (в фильме Жуков) в исполнении Евгения Ткачука. Корреспондент «Труда» познакомился лично со Станиславом Алексеевичем уже в середине 1990-х, когда он пребывал на пенсии. На тот момент, возможно, темперамента у знаменитого тренера поубавилось. Но в исполнении Ткачука он проживает в фильме период с 1964 по 1980 годы, и его мимика и интонации очень близко соответствуют тому впечатлению, какое великий тренер оставил лично мне. И что тут удивительно: Жук скончался в 1997 году, когда Ткачуку было лишь 13 лет. Каким образом актёру так точно удалось попасть в образ? Вот как он сам рассказал «Труду»:
«Станислав Жук придумывал очень сложные элементы, будучи спортсменом, а потом и тренером. Не все они были по достоинству оценены спортивными судьями. Может быть, поэтому он «захлопнулся» слишком рано. И я старался показать — каким он в работе и в быту был «безумным» тренером, который создавал шедевры, среди которых главный — Роднина! Я много смотрел и слушал те записи, где он запечатлён. Я даже ходил к моему педагогу по речи — Светлане Земляковой и спрашивал: что у него за говор такой? Откуда? Но Светлана Васильевна пришла к выводу, что Жук был один такой, особенный». Кстати, Станислав Жук провёл детские годы в Ульяновске в эвакуации, а Ткачук неподалёку в Сызрани. Может быть, поэтому ему удалось лучше «уловить» говор? Скажу больше. Я как фанат спорта, за полвека просмотрел множество художественных фильмов на эту тему — советских, российских, голливудских, европейских. И не помню — где тренер изображён так ярко и выпукло, как Жук в фильме «Роднина». Здесь в полной мере гротеск, сарказм, юмор. Особенно интересно выглядят дуэли Жука с двукратным олимпийским чемпионом Олегом Протопоповым, который фигурирует в фильме как Алексей Панкратов, и его играет Даниил Воробьёв. Диалоги между житейски мудрым хитрованом «из народа» и рафинированным интеллигентом, порой оторванным от реалий, получились острыми. Чем-то они напомнили знаменитый в то время дуэт Авдотьи Никитишны и Вероники Маврикиевны, но прописаны более ярко и забавно. Не знаю — как родственники Жука, о которых уже упоминал Зайцев, но близким людям Протопопова, возможно, эти моменты и не понравятся. Лично я не видел ни разу Олега Алексеевича вживую, но, как меня заверил один из создателей фильма, олимпийский чемпион 1964 и 1968 годов, ушедший от нас чуть более года назад, тоже был человеком оригинальным, немного не от мира сего, порой даже с чудинкой. Смешным и трогательным получился в исполнении Марата Башарова спортивный чиновник Альберт Лисов, в котором легко угадывается Валентин Писеев. Он на протяжении многих лет успешно вёл нашу федерацию фигурного катания к большим победам — умница, величайший эрудит и фанатик своего дела, давний друг «Труда», который всегда готов был нам комментировать главные события из любимого вида спорта.
Символично совпадение, что фильм «Роднина» вышел одновременно с официальным выходом российских фигуристов из-под международных санкций...
— Я могу провести параллель фильма с нашим видом спорта, — на прощание призналась Роднина нашему корреспонденту. — Четверной прыжок является не самоцелью, а лишь помогает увеличить интерес к фигурному катанию. И путь героев фильма в спорте помогал раскрывать их жизнь, а не показать фигурное катание вообще. А переходя к нынешним событиям: российские фигуристы, которые будут выезжать на международные соревнования, должны знать, что мы их безоговорочно поддерживаем и желаем им высочайших результатов.