На этот вопрос заметка "Заземление", опубликованная в "Труде" от 24 февраля, не отвечает. Кому, к примеру, принадлежат 30 млн. гектаров сельхозугодий, вышедших из оборота? Они что, бесхозные?
Между тем вот уже шесть лет идут безрезультатные дебаты вокруг закона о земле, и конца им не видать. Суть споров сводится к одному: продавать или нет землю?
Ежели страна избрала путь рыночной экономики, т.е. товарного производства, то и земля есть товар и является предметом купли-продажи. Без этого рыночная экономика несостоятельна.
Но прежде следует выяснить, кому принадлежит земля. Речь идет прежде всего о земле пахотной.
Если при советской власти главным землевладельцем выступало само государство, а крестьянин в жестких рамках колхоза был просто закреплен за землей, то в рыночных условиях государство уже землевладельцем быть не может. Не станут же государственные чиновники пахать и сеять!
В свою очередь, крестьянство как класс на наших глазах перестает существовать. Что, впрочем, в передовых странах Запада произошло больше века тому назад и ничуть не отразилось на развитии сельского хозяйства и агрокультуры, а привело к их расцвету.
Вот почему земля должна принадлежать тому, кто на ней работает, и ему должно быть предоставлено право поступать по своему усмотрению - продавать землю или возделывать. Закону о земле должно предшествовать право на землю.
Что касается опасений типа: как бы продажа земли не стала похожа на хищническую приватизацию предприятий и национальных ресурсов страны, - то тут, как говорится, есть две большие разницы.
Приватизацию проводило само государство, сверху, и вовсе не те, кто трудился в шахтах и у станков. Ибо им ничего не принадлежало и они ничего не могли ни купить, ни продать, кроме своих инструментов и рабочей силы. Работающий же на земле человек, если он станет настоящим хозяином своей земли, может нуждаться только в государственной субсидии, но не в праве государства на его землю.
Как же быть с теми 30 млн. гектаров сельхозугодий, вышедших из оборота?
Лучше не ждать, пока они превратятся в пустыню, а бесплатно дать их людям, которые пожелают обрабатывать землю. И за это сказать им "спасибо".