9 мая все ведущие каналы страны покажут прямую трансляцию Парада Победы с Красной площади. И, как и все последние годы, он наберет рекордные рейтинги, уступающие разве что новогоднему обращению президента РФ. И это приятно, поскольку свидетельствует о незыблемости главных ценностей, объединяющих наш народ.9-го же мая эти каналы покажут множество фильмов и сериалов, посвященных теме Великой Отечественной войны. Но тут реакция зрителей наверняка окажется далеко не такой однозначной. Что поделаешь? Как безусловно значение самого праздника, так небесспорно качество кинематографической и телевизионной продукции, ему посвященной.
9-го Первый канал около восьми часов лучшего эфирного времени отдаст сериалу «Диверсант. Конец войны», а «Россия 1» — примерно столько же сериалу «Истребители». Почему выбрали именно их? Не премьеры же! Или они лучше других сериалов о войне, во множестве снимаемых в последнее время? Не факт.
Но зато факт, что фильмы и сериалы о войне будут идти на частотах этих и других вещателей также в предыдущие и последующие дни.
Не будем лукавить: далеко не все в восторге от того, что целый день на телеэкране будут идти атаки, звучать выстрелы и стоны раненых бойцов. Но беспокоиться не стоит. У нас полным-полно развлекательных каналов, где в праздничный день легко найти и Comedy Club, и «Уральские пельмени», и мультики про трех богатырей. Именно этот стандартный джентльменский набор во все красные дни календаря предлагают ТНТ, РЕН ТВ и СТС. Ну и НТВ, конечно, не откажется от очередного полицейского боевика, который на этот раз будет представлен «Кодексом чести».
Но все же именно к военным фильмам и сериалам каждый раз в этот день приковано особенное внимание. Когда их в эфире много, когда они идут одновременно, их поневоле сравниваешь и видишь, как с годами менялось отношение к теме. И вот на этот счет существует много устоявшихся стереотипов. А главный из них — что старые советские фильмы были честнее, правдивее и искреннее. Сравним? Благо материала достаточно.
В День Победы на «России 1» состоится премьера блокбастера Федора Бондарчука «Сталинград». Безусловный хит отечественного проката получил неоднозначную оценку зрителей. Отдав должное масштабности, спецэффектам, удачной местами актерской игре, критики упрекнули картину в отсутствии историзма. В том, что она представляет собой набор красивых картинок, мелодраму в голливудском стиле, зачем-то погруженную в антураж великой битвы на Волге. Контраргумент создателей звучал примерно так: пусть уж лучше юное поколение узнает о прошлом в таком виде, чем не узнает о нем вовсе.
А уже на следующий день Первый канал покажет одноименную киноэпопею Юрия Озерова, классика советского военно-патриотического кино. Его «Сталинград» входил в грандиозный цикл, включавший в себя «Освобождение», «Солдат свободы» и «Битву за Москву». Кстати сказать, именно эти картины часто противопоставляют современной кинопродукции, приводя их в качестве примера бережного отношения к историческим фактам. Вечный аргумент: раньше во время съемок военных фильмов задействовали военных консультантов: генералов, историков, чтобы ляпов не было.
А теперь?
Но, увы, с годами выяснилось, что многие генералы-консультанты следили в основном за тем, чтобы сюжет фильма соответствовал официальной историографии. И, так сказать, линии партии на текущий момент. Что же касается мелочей...
Бюджеты советских фильмов были тайной за семью печатями. Но и тогда говорили, что стоимость эпопеи Озерова сопоставима с десятком обычных картин вместе взятых. Так, для съемок «Сталинграда» были выстроены полномасштабные и точные декорации центра города. А для показа бомбежек и пожаров на берегу реки отгрохали еще и его огромный макет, уничтожаемый по мере надобности.
Но вот незадача: ляпов-то в фильме все равно немало. И танки, как говорят историки военной техники, были показаны не те, которые были на самом деле. В одном из кадров на заднем плане и вовсе просматривается вертолет. А на загорелых телах купающихся обнаженными девушек хорошо видны белые следы от купальников-бикини современного фасона. Впрочем, за этим должны были следить уже не военные консультанты, не так ли? Но не суть. Важно, что полная достоверность старых военных фильмов, особенно из числа официоза, — тот еще вопрос.
Вообще теме Сталинграда на кино- и телеэкране можно было бы посвятить целую книгу. Двухсерийный фильм режиссера Владимира Петрова «Сталинградская битва» вышел уже в 1949 году. Главной темой в нем был не столько подвиг советского народа, сколько мудрость его вождя. В 1960-м фильм был подвергнут цензуре, из него полностью вырезали сцены с Берией.
А какая драматическая судьба выпала на долю «Солдат», снятых в 1956-м по мотивам книги Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда»! Из-за диссидентских убеждений писателя, а потом и его эмиграции лента легла на полку и вновь вышла на экраны лишь 9 мая 1991 года.
Сравнивать старое и новое кино, основываясь на принципе только общей тематики, дело пустое. Вот «Россия 1» весь день 9 мая будет показывать сериал «Истребители». А Первый канал тем же вечером покажет «В бой идут одни старики». Казалось бы, и тут, и там главные герои — летчики-истребители. И тут, и там есть любовная линия. И трагический финал. Всеми любимые «Старики» в год их выхода на экран посмотрели более 40 млн зрителей, в прокате они были на четвертом месте. И у «Истребителей» был неплохой по сегодняшним меркам рейтинг. Но разве их сравнишь?! Просто критериев общих нет.
Великих мастеров никто не отменял
Дмитрий Петров, продюсер
Надо понимать, что сегодня снимают сериалы не о войне, даже если действие происходит в те годы. То есть не война составляет основу сюжета. А любовь, шпионская или криминальная история и так далее. И снимаются мелодрамы, боевики, детективы. А не военные драмы, как раньше называли кинокартины с соответствующей тематикой. Война, как это ни цинично звучит, в большинстве случаев лишь фон, позволяющий усилить драматизм главной сюжетной линии. Оценивать такие проекты с точки зрения их соответствия реалиям времени и уж тем более обращать внимание на откровенные ляпы в деталях — занятие неблагодарное. Уж как только ни прикладывали в этом смысле «Штрафбат», например, или «Пепел» — а зритель их смотрел с удовольствием. Главное — чтобы сериал был интересным, чтобы актеры хорошо играли. Ну и чтоб хотя бы основные исторические названия, имена и даты не были перепутаны.
Не надо пытаться и переоценить историю. На таком материале это практически невозможно. Только глупостей еще больше будет. Ну а зрителям не надо забывать, что есть фильмы Германа, Калатозова и других великих мастеров.